Уве Кеммер, HGST: «Мы концентрируем усилия на сверхъёмких хранилищах данных»

3 июнь, 2016 - 14:12КО

Предлагаем вашему вниманию интервью с Уве Кеммером (Uwe Kemmer), главным специалистом по технической поддержке Hitachi Global Storage Technologies, входящей в состав Western Digital Corporation. И нашу беседу мы начали именно с вопроса об отношениях между HGST и WD, которые входят в одну структуру, но при этом являются конкурентами.

Тут стоит немного вернуться к истории вопроса, к тому моменту почти четыре года назад, когда руководство Western Digital приняло решение о приобретении подразделения Hitachi. Тогда китайские власти постановили, что обе компании должны быть отдельными, разрабатывать продукты независимо, иметь отдельные фабрики и пр. Таким образом, обе компании работали независимо - таково было требование регулирующих органов. Пришлось использовать новый подход и он был весьма успешен. При этом компании могли осуществлять разные приобретения, например, HGST поглотила sTec, выпускающую SSD на базе PCI-Express. Также был приобретен производитель ПО Amplidata.

Прошлой осенью китайские власти приняли решение позволить компаниям объединить основные функции - логистику, фабрики и разработку - но при этом продолжать работать под отдельными брендами. WD в большей степени ориентирован на потребительский рынок, на конечного пользователя, а HGST сосредоточится на корпоративных заказчиках.

Значит сейчас уже есть кооперация между R&D-подразделениями компаний?

Да. Исследования и разработки весьма затратное дело, и первое, что мы сделали, это объединили эти департаменты, что должно дать существенную экономию в рамках корпорации. В R&D мы инвестируем около 10% нашего дохода. Это весьма высокая доля, если смотреть в среднем по индустрии. У нас несколько исследовательских центров в США, также есть центры в Японии.

adsfasdf


С вашей точки зрения, как ситуация взаимодействия HGST и WD будет развиваться далее?
        
Мы сохраняем отдельные бренды в течение трех ближайших лет. После этого будет принято решение, как двигаться дальше. Сейчас у нас отдельные бренды и лаборатории для тестирования, мы присутствуем на рынке как конкуренты, но у нас есть продукты совместной разработки, общие фабрики, логистика, финансы, так что компании двигаются навстречу друг другу.

Следующий вопрос о HGST в EMEA. Существуют ли какие-то отличия в вашей работе в различных регионах, например, в странах СНГ, в Европе?

Я бы сказал, что нет. Мы действительно поставляем одинаковые продукты, сервисы и ПО во всем мире, будь то Азия, США или Восточная Европа.

Какова сегодня стратегия компании на рынках, где вы наиболее активны?

Как вы знаете, HGST работает во многих сегментах, предлагая продукцию для разных задач. У нас достаточно большая доля на рынке накопителей для мобильных устройств - примерно треть. Но, безусловно, в основном мы концентрируем наши усилия на корпоративном рынке, на задачах, которые требуют емкие хранилища данных. В частности, сейчас мы уже выпускаем жесткие диски с рекордной емкостью - 10 ТБ -  с использованием гелия. Это уже третье поколение устройств этого типа, и мы отгрузили более 5 млн. таких HDD.

Ваша компания была пионером в этом сегменте?

Да, мы разрабатывали данную технологию более 10 лет. Нужно было все тщательно оттестировать и доказать, что устройства надежны и способны проработать в течение не менее пяти лет. Мы должны были не просто разработать эту технологию, но и тщательно подготовить ее к выводу на рынок. Мы начали с представления продукта емкостью 6 ТБ более двух лет назад, затем появилась модель 8 ТБ, и вот относительно недавно мы начали выпуск устройств емкостью 10 ТБ.

Возможно ли, что жесткие диски с использованием гелия станут массовыми, скажем, через пять или десять лет?

Бесспорно. Эта технология обеспечивает бóльшую емкость и эффективность, и мы намерены сфокусироваться на ней. Уже сейчас идут работы над созданием систем объемом свыше 10 ТБ.

То есть нет технических проблем, чтобы получить более дешевую реализацию этой технологии?

По моим данным - нет. Но как вы понимаете, всегда есть определенные трудности для достижения большей плотности записи. Это относится к технологиям, таким как Shingled Magnetic Recording (SMR), Heat assisted Magnetic Recording. Но рано или поздно создаются необходимые условия для вывода технологии на массовый рынок.

Если вернуться к вопросу о стратегии развития. То, помимо упомянутой технологии с использованием гелия, я бы хотел также обратить внимание на то, что мы фокусируемся не только на жестких дисках, у нас весьма сильные позиции на рынке SSD. В сегменте корпоративных SAS SSD мы лидируем с долей около 45%. Сейчас активно идет процесс интеграции с компанией sTec, которую относительно недавно приобрела HGST. В частности мы уже разрабатываем наш первый NVMe–продукт.

Какое соотношение бизнеса SSD и HDD у вашей компании в настоящий момент?

Я, к сожалению, не могу назвать вам точные цифры, но, конечно, если взглянуть на объем, то бизнес SSD занимает пока не очень большую долю. Относительно дохода я также не могу привести конкретные данные, но однозначно SSD является продуктом более прибыльным и с хорошей динамикой роста. Кроме того, рынок двигается к SSD-продуктам, правда, в корпоративном сегменте это движение более медленное. Поэтому спрос на жесткие диски корпоративного уровня с высокой производительностью весьма высок. Однако, безусловно, есть движение к использованию SSD, поскольку они обеспечивают более высокие скорости операций ввода-вывода, более высокую производительность. К тому же цены на эти продукты снижаются. Вероятно, направление SSD корпоративного уровня отберет некоторую часть классического бизнеса корпоративных HDD, особенно что касается дисков 15К.

Существует ли конкуренция внутри вашего портфолио между продуктами SSD и HDD?

Мы стараемся организовать линейки продуктов так, чтобы избежать этого. Основной вопрос - определить в чем нуждаются заказчики и какие необходимы продукты для решения их задач. Исходя из этого мы пытаемся предоставить полный спектр решений - SSD самой высокой производительности с картами NVMe, SAS SSD корпоративного уровня, жесткие диски 15К, 10К, HDD емкости 10 ТБ.

Расскажите немного о дисках 4Kn. Что вы можете сказать об этом сегменте?

Эти устройства более дешевые и обеспечивают бóльшую емкость, поскольку формат является более эффективными. И мы сейчас видим, что заказчики положительно воспринимают диски 4Kn. Пару лет назад этого не было ввиду отсутствия поддержки для контроллеров и окружения, но сейчас мы видим, что рынок созрел для продуктов 4Kn, запросы на них растут. Но мы все еще обслуживаем АТА-рынок, поскольку эти технологии востребоваты, с размером блоков 512 байт. И мы еще поставляем на корпоративный рынок такие устройства для лучшей совместимости всех сегментов.

HGST начала производить и СХД-стойки, чем был обусловлен выход в этот сегмент?

Мы постоянно изучаем новые сегменты. Например, у нас есть решения для архивирования данных. Компания предоставляет высокую плотность в одной стойке с большим количеством жестких дисков, что обеспечивает хорошее соотношение цена/производительность для архивных данных. Например, наш новый продукт - JBOD с объемом от 60 и до 80 ТБ - дает заказчикам необходимое решение, которое прошло всестороннее тестирование, и при этом по очень привлекательной цене. Сочетание качественного стоечного решения и надежных дисков большой емкости является отличным вариантом, как нам кажется. Заказчикам не нужно покупать отдельно все компоненты, собирать их, настраивать и пр. Мы предлагаем полностью протестированную и сконфигурированную систему.

Насколько сильна конкуренция в этом сегменте?

Безусловно, она присутствует, но у нас есть явные преимущества, которые я описал ранее, перед производителями просто стоек.

Если мы взглянем на рынок ПК в общем, является ли он все еще привлекательным для производителей HDD?


Этот очень важный для нас рынок, поскольку большое количество жестких дисков формата 2,5” и 3,5” все еще востребованы, как компоненты ПК. Даже не смотря на то, что SSD предлагают преимущества с точки зрения производительности, форм-фактора, большое количество заказчиков предпочитает HDD ввиду намного лучшей цены за 1 ГБ хранимых данных. Это все еще очень важный для нас бизнес.

А как в HGST относятся к так называемым гибридным системам HDD? Еще совсем недавно к ним был определенный интерес.

С технической точки зрения это очень хороший подход и он сулил определенные выгоды. Но с точки зрения бизнеса, эта идея оказалась не очень удачной. Такие продукты, увы, существенно дороже обычных HDD даже при более выгодной производительности. Тут очень сложно найти правильную цену на продукт, поскольку вам приходится фиксировать ту ее часть, которая приходится на флэш-память. И вы теряете ценовую гибкость. В результате эти решения превратились в очень нишевый продукт. А заказчики предпочитают HDD или SSD, а не их комбинацию.

Давайте вернемся еще раз к сегменту SSD. Здесь сегодня имеется некий зоопарк стандартов.
 
Если посмотреть на имеющиеся технологии, то постоянно предпринимается попытка снизить стоимость продуктов, достичь большей емкости на форм-фактор и также подобрать оптимальный интерфейс. В прошлом использовался практически только SATA, сейчас мы движемся к интерфейсу M.2. Но этот сегмент находится в стадии активного развития и сложно давать какие-то прогнозы.

Как вы знаете, Intel и Micron готовятся к началу массового выпуска систем хранения XPoint, на базе новых технологий. Как планирует HGST конкурировать с подобными вызовами?

Как я уже говорил ранее, сегмент SSD и флэш-памяти очень динамичный, тут можно ожидать самого разного рода событий. Но вряд ли возможны совершенно радикальные, революционные изменения, которые одномоментно изменят всю ситуацию и расстановку сил. На это в любом случае потребуется время. Материнская компания HGST, Western Digital Corporation, как вы знаете, недавно приобрела SanDisk. Поэтому мы получили прямой доступ к технологиям флэш-памяти и ее производству. Это позволяет нам чувствовать себя достаточно уверено. Остальное покажет время.

Как я понимаю, ваши R&D концентрируются не только на HDD-технологиях, но и на SSD?

Да, наш R&D занимается как развитием жестких дисков, так и другими перспективными технологиями. Но внедрение любой технологии требует времени, на тестирование, опробацию и пр. Заказчикам необходимы проверенные технологии, особенно в сегменте хранения данных, где крайне важным является фактор надежности работы систем. И нашим клиентам сегодня необходимы очень большие объемы дисков, которые обеспечат работоспособность в течение многих лет. Нужно пройти очень долгий путь от появления технологии до ее выхода на рынок. Поэтому компании, работающие в нашем сегменте, являются весьма консервативными.

Если взглянуть на стратегию компании. Сейчас вы движетесь от производства компонент к производству решений. Возможно ли в будущем, что HGST приобретет какого-нибудь независимого производителя СХД, например, NetApp? Это позволило бы получить полный портфель, от компонент до законченных решений в области СХД?

С точки зрения сегодняшнего дня, я бы сказал - такое развитие событий крайне маловероятно. Мы работаем в той зоне бизнеса, где у нас имеется большой опыт, где мы способны получать дополнительные преимущества в рамках разумного соотношения всех рисков. Кроме того, нам не выгодно конкурировать напрямую с нашими клиентами. Здесь необходимо быть очень осторожным. Но, конечно, неизвестно, как все может обернуться. Я могу только прогнозировать то, что, как бы не развивалась ситуация, наша компания будет предлагать самые передовые решения в области хранения данных.