Adobe покупает Macromedia, или образцово-показательное слияние?

11 май, 2005 - 23:00Алексей Гвозденко

Волна крупных слияний в индустрии программного обеспечения продолжается. Пока она затрагивала, в основном, сферу по корпоративного класса (в конце прошлого года PeopleSoft была поглощена Oracle, а VERITAS Software – Symantec), но на минувшей неделе перекинулась и на другие сегменты: о покупке компании Macromedia объявила Adobe Systems. Сумма сделки, оплата которой будет полностью производиться путем обмена акций, оценивается приблизительно в 3,4 млрд долл.

Что ни говори, а сообщение об этой покупке все-таки стало неожиданностью – хотя предположения о возможности слияния Adobe и Macromedia аналитики выдвигали на протяжении нескольких последних лет. Поэтому вполне естественным выглядит то, что перспективы объединенной фирмы сегодня оцениваются в основном положительно; причем сама процедура слияния, по мнению экспертов, должна пройти абсолютно безболезненно.

Основанием для подобного оптимизма, по большому счету, служат два обстоятельства. Во-первых, значительная часть ПО Adobe и Macromedia ориентирована на пользовательскую аудиторию, характер работы которой в чем-то схож – дизайнеров и специалистов в области создания разнообразного Web-содержимого (в результате, к примеру, весьма привычной является ситуация, когда один и тот же человек пользуется программами и от Adobe, и от Macromedia); во-вторых, их продуктовые линейки пересекаются довольно незначительно. Более того, как отметили менеджеры обеих компаний, они еще и опираются на схожие бизнес-модели.

Стоит также упомянуть, что в интервью изданию BusinessWeek главный исполнительный директор Adobe Брюс Чизен (Bruce Chizen) признал факт периодических консультаций с руководством Macromedia по вопросам возможного объединения. Однако в компаниях не хотели форсировать события, поскольку каждая из них была занята решением задач на, скажем так, новых для себя стратегических направлениях: у Adobe это были корпоративные системы документооборота, а у Macromedia – продвижение технологии Flash в сегменте мобильных вычислений. Причем именно решениям для предприятий и для мобильного сегмента компании после объединения собираются уделять приоритетное внимание.

И с этой точки зрения они, как считают наблюдатели, тоже очень подходят друг другу. Adobe с ее системами электронного документооборота на основе формата PDF удалось достаточно глубоко проникнуть в корпоративный сектор. Соответствующие попытки предпринимала и Macromedia, у которой имеется ряд разработок для предприятий на основе Flash (к примеру, системы проведения интернет-презентаций), однако на текущий момент ее успехи здесь заметно скромнее.

На рынке приложений для мобильных устройств, который пока еще относительно невелик, но обладает, по словам специалистов, огромным потенциалом, ситуация противоположная: здесь гораздо более весомых результатов добилась Macromedia с технологией Flash, чем Adobe с ее версией Acrobat для сотовых аппаратов. Объяснение тут достаточно простое: по имеющимся прогнозам, несмотря на всю полезность такой функции, как просмотр документов на смартфоне, несравненно большей популярностью все же будут пользоваться развлекательные сервисы (игры, трансляция видео и т. п.), базирующиеся на технологии Flash. Здесь, к слову, очень уместно будет вспомнить о заявлениях представителей Macromedia на недавней конференции Flashforward2005 в Сан-Франциско, согласно которым основной упор в новом поколении Flash будет сделан на трансляцию видео через Интернет, в том числе на мобильные телефоны.

Нельзя не обратить внимание на то, что и в том, и в другом из рассмотренных случаев фигурируют две технологии – PDF и Flash. В связи с этим само собой напрашивается предположение, что в будущем они уже вместе станут основой многих решений обновленной Adobe – тем более что в опубликованном компанией заявлении эти технологии называются оптимально дополняющими друг друга.

Что касается других сегментов, то тут ситуация несколько неопределенная, несмотря на «сродство» продуктовых линеек двух фирм. Многих разработчиков содержимого и дизайнеров сейчас, по большому счету, интересует один и тот же вопрос: что будет с программами, с которыми они привыкли работать? Корень проблемы кое-кто видит в том, что на текущий момент Adobe – компания, ориентированная преимущественно на дизайнеров, а Macromedia – на разработчиков. Ведь все-таки каждая из этих специальностей, несмотря на упомянутую выше схожесть, обладает своими особенностями и предъявляет к производителям специализированного ПО ряд весьма специфических требований.

Сама Adobe пока комментирует ситуацию довольно обтекаемо: в опубликованных ею в Интернете вопросах и ответах по поводу покупки Macromedia говорится, что «объединенная компания имеет возможность построить крепкую технологическую платформу, позволяющую работать с самым разнообразным содержимым на множестве устройств и операционных систем». При этом среди потенциальной клиентской аудитории называются «творческие профессионалы» (на которых ориентированы продукты для создания, управления и доставки контента); Web-разработчики (для них преимуществом объединения Adobe и Macromedia должна стать более тесная интеграция различных инструментальных средств); специалисты в области цифрового видео (они получат обширный набор ПО, вплоть до систем доставки высококачественного цифрового видео через Интернет); абоненты сотовых сетей, разработчики и поставщики мобильного содержимого и операторы (на которых рассчитан целый комплекс решений для работы с мобильным содержимым); бизнес-пользователи (им планируется предложить продукты для коллективной работы с расширенными возможностями); предприятия и разработчики корпоративных систем (они получат в свое распоряжение более полный набор инструментария для «привязки» внутренних информационных систем к пользователям и бизнес-процессам).

Впрочем, звучат мнения и несколько иного плана – о том, что после слияния имеет смысл «изъять» некоторые «пересекающиеся» продукты из совместной линейки и оставить там решения, пользующиеся наибольшей популярностью, к примеру Photoshop в сегменте фоторедакторов и Dreamweaver – Web-дизайна.

Однако говорить о чем-то конкретно можно будет лишь после обновления Adobe своих планов выпуска продуктов, которое, естественно, произойдет не раньше, чем будет завершена процедура поглощения Macromedia (предположительно – четвертый квартал текущего года, причем сделка еще должна быть утверждена акционерами и регулирующими органами, хотя здесь какие-либо сложности маловероятны). Пока же никаких изменений в текущих планах фирм не предвидится (в частности, выход Macromedia Studio MX должен состояться в намеченный срок).

Единственное – Adobe уже сообщила, что намерена постепенно вывести марку Macromedia с рынка и в перспективе продвигать все продукты лишь под своей маркой. Называться объединенная компания будет Adobe Systems Incorporated, и штаб-квартира ее останется в Сан-Хосе; что касается нынешнего головного офиса Macromedia в Сан-Франциско, то ему отводится роль «ключевого кампуса». Генеральным директором будет Брюс Чизен, а нынешний CEO Macromedia Стивен Элоп (Stephen Elop) займет пост президента по мировым продажам.