Adobe Creative Suite: Photoshop CS и InDesign CS

7 апрель, 2004 - 23:00Богдан Вакулюк
Выход очередной версии какого-либо из многочисленных пакетов компании Adobe -- всегда важное событие для рынка графического ПО. Но появление сразу целой серии продуктов, да еще собранных под "одной крышей" в "доме" с общим названием Creative Suite, можно назвать настоящей сенсацией.

Итак, Adobe, подобно другим софтверным гигантам (например, Miсrosoft и Macromedia), вступила на стезю концептуальности и впервые отказалась от сквозной нумерации версий своих флагманских программных продуктов. Новые творения компании получили буквенную приставку CS -- это означает, что они входят в единый набор ПО под названием Creative Suite, который является законченным решением для подготовки документов как для традиционной печати, так и электронных публикаций.

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS Creative Suite в полном варианте состоит из шести пакетов. Некоторые из них в представлении не нуждаются, они традиционные гости фактически на любой графической станции -- Photoshop CS, Illustrator CS, InDesign CS и Adobe GoLive CS. Кроме вышеперечисленных пакетов, в набор включены Acrobat Professional шестой версии (формат PDF играет ключевую роль в идеологии "программного окружения" Creative Suite) и серверное ПО контроля версий, которое также реализует базовые средства коллективной работы Version Cue.

Впрочем, приставка CS в названии пакета не говорит о том, что его можно приобрести исключительно в составе Creative Suite. Любая из перечисленных программ (пожалуй, кроме Version Cue) продается отдельно, и существуют даже малобюджетные upgrade-версии. Но все-таки наибольшую эффективность новые приложения Adobe обеспечивают, лишь работая в одной упряжке.

К чести создателей, буквосочетание "CS" -- действительно не просто удачный маркетинговый ход. Концептуальность набора Creative Suite проявляется практически во всем -- начиная от "зрелых" стандартов и тщательно доработанного программного ядра, положенных в основу CS-приложений, и заканчивая унифицированным интерфейсом.

Поэтому прежде чем перейти к обзору отдельных компонентов, составляющих Creative Suite, рассмотрим подробнее те "нити", которыми они связаны между собой.

"Сердцем" большинства пакетов Adobe являются две библиотеки: AGM (Adobe Graphic Manager) и ACE (Adobe Color Engine) -- все CS-приложения используют одни и те же обновленные варианты этих модулей. В обязанности первой входят внутреннее представление и визуализация элементов, из которых, собственно, и состоит графический макет, -- векторных контуров и растровых изображений. Именно она "в ответе" за высокую интеграцию программ Creative Suite. В качестве примера можно привести фильтр импорта PSD-файлов из комплекта пакета Illustrator. В результате его работы текстовые и векторные слои остаются в первозданном виде, т. е. не растрируются.

Библиотека ACE, как явствует из ее названия, инкапсулирует средства работы с цветом в самом широком понимании -- от функций управления отображением до модулей цветоделения. Во многом благодаря единому цветовому "движку" стала возможной реализация серии уникальных средств Separation/Flattener/Overprint Preview (их комбинации встречаются в разных CS-приложениях). Они позволяют пользователю в режиме реального времени (не выходя из основного пакета) контролировать результат цветоделения, наложения красок или "сглаживания" (flatten -- превращение комбинации растровых эффектов типа теней или размытия с векторными объектами в "удобоваримый" для устройств вывода вид). Кстати, благодаря усовершенствованным алгоритмам вышеупомянутый процесс "сглаживания" дает куда более приемлемые результаты, чем в предыдущих версиях приложений Adobe.

Однако в погоне за визуальными эффектами специалисты из Сан-Хосе не забывают, что главная задача каждого документа -- качественно и доступно подать информацию. В наборе Creative Suite за работу c текстом отвечает обновленная библиотека CoolType -- и ее возможности действительно впечатляют. Полная поддержка современного стандарта шрифтов -- OpenType -- обеспечивает всем CS-приложениям (включая Photoshop и GoLive) уникальные типографские средства (кросс-платформенность, висячую пунктуацию, контекстные начертания и др.) и качественный вывод как на экран, так и на печать. Новая плавающая панель Glyphs, доступная в Illustrator CS и InDesign CS, позволяет просматривать и вставлять любые символы из Unicode-набора, не покидая рабочую среду. Также почти все пакеты из набора CS содержат функцию размещения символов вдоль кривой -- Text on Path.

Ну и конечно, при близком знакомстве с каждой программой набора Creative Suite заметно сильное влияние любимого детища американских разработчиков -- формата PDF. Вполне вероятно, что в недалеком будущем одна из его версий станет универсальным стандартом обмена графической информацией между приложениями -- об этом говорят косвенные свидетельства, заметные невооруженным глазом. Например, очевидно, что новый визуализатор AGM на каком-то этапе использует PDF-представление в качестве промежуточного -- при открытии в InDesign объемного документа в строке состояния возникает надпись "Generating PDF...". Собственный же формат пакета Illustrator, в основе которого ранее лежал язык PostScript, теперь гораздо больше похож на PDF-документ, хотя и не является им в полной мере.

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS
Adobe Version Cue
Впрочем, в этом нет ничего удивительного, поскольку в ОС Mac OS X (для которой, разумеется, существует своя версия Creative Suite) PDF -- неотъемлемая часть системного API.

Полная поддержка полиграфических спецификаций формата PDF (PDF/X-1a и PDF/X-3) и возможность их прямого экспорта (без участия программы Distiller) превращают Creative Suite в действительно уникальный prepress-инструмент, незаменимый в любой дизайн-студии. Кроме того, InDesign генерирует PostScript-файлы, полностью соответствующие спецификации Adobe DSC (Document Structure Convention).

Солидным подспорьем в продвижении на рынок набора Creative Suite является стремление разработчиков применять простые открытые стандарты на базе спецификации XML для сохранения как основной структуры документа, так и служебных данных. В качестве примера можно привести собственное творение Adobe -- платформу обмена метаданными (XMP, Extensible Metadata Platform), которая позволяет помещать в файл любого документа (макеты, векторные или растровые изображения) комментарии и сопроводительную информацию, а затем получать к ним доступ с помощью бесплатной библиотеки и несложного API. Поддержка XMP встроена во все CS-приложения.

Именно использование XMP лежит в основе главной "фишки" Creative Suite -- серверного ПО Version Cue. Этот пакет (ядро Version Cue -- Web-сервер Tomcat) предоставляет пользователям базовые средства для организации коллективной работы -- Web-администрирование, централизованное хранение файлов, управление совместным доступом, контроль версий и расширенные возможности поиска по ключевым словам, автору, комментариям и т. д.

Все пакеты из набора Creative Suite наряду с обычной файловой системой могут работать непосредственно с Version Cue. Для повышения быстродействия программы совершают все операции над локальной копией документа -- в это время серверный вариант "заблокирован".

Естественно, Version Cue нельзя считать универсальным решением всех проблем, но тенденция Adobe поставлять полноценные готовые комплексы для групповой работы -- определенно положительная.

Подводя итог, можно сказать, что выпуском Creative Suite компания Adobe в очередной раз подтвердила свое лидирующее положение на рынке графического ПО, однако на достигнутом останавливаться не собирается. А то, что продукт получился удачным, подтверждает следующий факт: спустя четыре месяца после своего выхода он уже стал обладателем нескольких почетных титулов, присужденных журналами Mac Design Magazine, MacWorld Magazine и др.

И прежде чем перейти к обзору CS-версий графических редакторов Adobe, остается добавить: несмотря на то что набор Creative Suite увидел свет еще в конце прошлого года, его европейский вариант (CE) с полноценной поддержкой славянских языков появился совсем недавно, и именно к этому событию приурочена данная статья.


Photoshop CS

Почти все редакторы из набора CS отличаются повышенным быстродействием, и Photoshop не является исключением из правила. Причем это не просто субъективная оценка -- она подтверждается совершенно реальными тестами, а множество небольших улучшений пользовательского интерфейса лишь усиливают ощущение быстрой работы пакета. Например, теперь в полноэкранном режиме (который вызывается клавишей F) перемещение изображения более не ограничивается размером экрана, что очень удобно при работе с файлами, где много деталей расположено по краям.

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS
Photoshop CS Lens Blur
File Browser обзавелся полноэкранным режимом, поддержкой отображения XMP-данных и базовыми средствами автоматизации -- CS-версия позволяет применять пакетную обработку прямо в модуле просмотра файлов, без открытия в Photoshop (команда Automate).

Фильтр импорта RAW-файлов фотокамер, ранее поставляемый отдельно, теперь входит в стандартный комплект. Plug-in поддерживает практически все распространенные форматы и имеет развитые средства цветокоррекции. Основное ноу-хау модуля -- работа с "цифровым негативом", растровыми данными, которые не искажены процессором камеры. Так, с помощью Raw Import можно визуально подобрать правильный баланс белого, отрегулировать насыщенность светлых и темных тонов, цветовой оттенок -- и все это с 16-битной точностью! Диалог фильтра отображает как окно предварительного просмотра результатов, так и динамически обновляемую гистограмму.

Те профессионалы цветокоррекции, кто более доверяет "голым цифрам", чем собственным глазам и мониторам, по достоинству оценят решение Adobe вынести окно Histogram в отдельную, динамически обновляемую палитру. Предусмотрены различные режимы: композитный или поканальный анализ, вывод гистограмм полного изображения или отдельного слоя. К сожалению, нет возможности зафиксировать окно так, чтобы рассматривался только произвольно выбранный фрагмент.

В общем, существенно увеличились набор инструментов для работы с 16-битными HDR-изображениями, а также количество доступных форматов -- целочисленных и с плавающей точкой.

Появилось несколько мощных инструментов комплексной цветокоррекции. Фильтр Match Color -- пожалуй, самый сложный из них, который позволяет изменять общий цветовой баланс изображения в соответствии с другим, эталонным файлом. При этом Photoshop анализирует исходное изображение (либо его выделенную часть) и переопределяет цветовые каналы текущей картинки на основании этих данных. Желательно, чтобы исходный фрагмент имел максимальный динамический диапазон (от самых ярких до самых темных оттенков), иначе результат работы Match Color будет непригоден для использования. Характерный набор статистических данных (например, удачно описывающий сложные тона типа "телесного") можно сохранить во внешнем файле и затем многократно применять. Но даже при отсутствии исходного файла благодаря "продвинутым" алгоритмам фильтр Match Color годится для обычной цветокоррекции или регулировки яркости.

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS
Photoshop CS Filter Gallery
Shadow/Highlight -- мощный фильтр, предназначенный для исправления ошибок экспонирования при фотографировании или сканировании. Как понятно из названия этого модуля, он позволяет отдельно регулировать слишком темные или слишком светлые фрагменты изображения, приближая их к среднему диапазону. Ноу-хау заключается в том, что Shadow/Highlight во время работы создает своего рода автоматическую маску с плавным переходом, ширина которого устанавливается слайдером Radius. У такого подхода есть как преимущества (они очевидны), так и недостатки: злоупотребив этим фильтром, можно увидеть контрастный ореол на "терминаторе" -- границе между светлой и темной областями.

Color Replacement. Небольшое, но полезное дополнение. Кисть Color Replacement позволяет аккуратно заменить один цвет на другой в тех фрагментах, где распространяется ее воздействие. Чаще всего в качестве примера использования данного инструмента указывают исправление эффекта "красных глаз", хотя, конечно, это не единственный случай, когда целесообразно применять Color Replacement.

Расширился список креативных инструментов. К разряду самых ценных модернизаций, без сомнений, относится модуль Filter Gallery. Художники, активно работающие с искажающими эффектами, оценят возможность собирать часто используемые plug-in в цепочку -- при этом в любой момент можно поменять настройки одного из них и в отдельном окне увидеть результат такой трансформации. Правда, Filter Gallery поддерживает только эффекты из групп Artistic, Brush Strokes, Distort, Sketch, Stylize и Texture.

Новый вариант Blur -- Lens Blur -- имитирует размытие деталей снимка, получающееся из-за малой глубины резкости объектива обычной фотокамеры. Хотя особенности реализации алгоритма Lens Blur и не раскрываются, но по количеству для него необходимых системных ресурсов понятно, что здесь не обошлось без 3D-вычислений. Для работы Lens Blur требуется черно-белая карта глубины (Depth Map), которая указывает, какие части картинки находятся дальше, а какие ближе -- в ее качестве может выступать специально созданный альфа-канал.

Еще один реверанс в сторону фотографов -- модуль Photo Filters, создающий эффект использования реальных насадок на объектив. Основное отличие Photo Filters от других, подобных ему, -- нелинейность воздействия, т. е. одни тона (к примеру, красные) изменяются гораздо сильнее, чем другие.

Средство Layer Comps (композиции слоев) рассчитано на дизайнеров, для которых Photoshop -- основной инструмент подготовки готовых макетов. По сути Layer Comp -- моментальный снимок текущего состояния палитры Layers. В каждую из "композиций" заносятся параметры всех слоев -- включен/выключен, положение и стилевое оформление (тени, свечение и т. д.). Таким образом, можно создать и сохранить в файле несколько вариантов изображения, не прибегая к дополнительным средствам (дублирование слоев, "сеты", группы). Функции автоматизации позволяют экспортировать каждую "композицию" в отдельный файл или страницу в PDF-файле: поддержка многостраничных PDF-документов -- еще одно новшество Photoshop CS.

Среди "экзотических" модернизаций особо выделяется поддержка сверхбольших файлов (с разрешением до 300 тыс. пикселов по каждой из координат). Для этого даже был разработан особый формат (.PSB) -- правда, сохранять информацию в .PSB можно, только активировав специальную опцию в настройках программ. А профессионалов в области видео порадуют функции создания и коррекции отображения изображений с "неквадратными" пикселами.


InDesign CS

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS
Поля Bleed и Slug в InDesign
Пожалуй, одно из самых серьезных нареканий, которое всегда вызывал InDesign, -- низкое быстродействие даже на весьма производительных системах, связанное с модульной структурой приложения. Конечно, разработчики не могли оставить без внимания данный факт. И хотя Adobe утверждала, что вторая версия пакета быстрее первой, настоящий прогресс в этом вопросе ощущается только в InDesign CS.

Переработав низкоуровневый механизм взаимодействия компонентов и объектную модель документа, им удалось достигнуть удивительных результатов. В том, что такая модернизация действительно была проведена, можно убедиться, внимательно изучив API для написания plug-in (которое, кстати, в отличие от другого софтверного флагмана prepress-индустрии -- компании Quark, распространяется свободно и совершенно бесплатно).

Начиная детальный обзор пользовательского интерфейса InDesign CS (общая оценка которого -- пять с плюсом), первое, на чем остановимся, -- размещение часто используемых плавающих палитр в виде вертикальной dock-панели в правой или левой части рабочего поля. Это позволяет эффективно организовать рабочее пространство и в любой момент быстро "добраться" к необходимому диалогу.

Ну а отсутствие в предыдущих версиях такого инструмента, как контекстная плавающая палитра Control, иначе как недосмотром Adobe объяснить попросту нельзя. В ней сосредоточены параметры объектов, которые используются чаще всего. Например, если активный инструмент -- Text, то Control покажет различные атрибуты символов и абзацев, если выделен графический элемент, то отобразятся настройки угла поворота, положения объекта и т. п. Отсюда же можно получить доступ и к другим соответствующим палитрам.

Еще одно новшество в управлении рабочей средой, пришедшее в InDesign из прошлой версии Photoshop, -- сохранение местоположения плавающих палитр в виде внешних Workspace-презетов.

Вкратце перечислим другие заметные усовершенствования:
  • изменяемый размер поля, окружающего рабочую страницу (Pasteboard);
  • интуитивная система переключения контекстов и инструментов (двойной щелчок мыши на текстовом фрейме -- инструмент Text, Ctrl + двойной щелчок на текстовом фрейме -- окно установок объекта и т. п.);
  • команда Select Content, позволяющая легко выделить содержимое фрейма (ранее, если фрейм содержал несколько графических объектов, их приходилось выделять вручную).
Некоторые инструменты, которыми обзавелся InDesign, перекочевали сюда из других приложений Adobe. К таковым относится контекстная плавающая палитра Info -- в ней отображается информация о выделенных объектах, положении курсора и т. д. Для растрового изображения в Info выводятся тип, разрешение и цветовая модель, а для текстового блока -- количество символов/строк/абзацев в фрейме и не поместившихся в нем. К сожалению, палитра Info имеет свойство "залипать", т. е. несвоевременно переключать контекст инструментов, что сильно затрудняет ее использование. Новый инструмент Measure дает возможность точно измерить и угол наклона между двумя различными точками документа.

Панель Pathfinder -- еще одна возможность, отсутствие которой в InDesign вызывало недоумение. Как и следует из названия, она служит для создания сложных контуров на основе булевых операций.

Редактор стилей контура (Stroke Styles...). InDesign CS дает возможность пользователю создавать собственные варианты обводки (Stroke) для любых контуров (включая контуры ячеек таблицы). Редактор вызывается из панели Stroke нажатием кнопки дополнительных опций.

Story Editor. CS-версия InDesign снабжена выделенным окном текстового редактора -- инструмент, который нельзя назвать новым. Оно известно еще со времен PageMaker, где Story Editor был единственным способом выполнять такие операции, как текстовый поиск. Как оказалось, Story Editor -- еще и популярное средство редактирования текста, по многочисленным рекламациям его вернули и в InDesign. Тем более что сделать это было не так уж и трудно -- достаточно адаптировать соответствующий модуль от пакета Adobe InCopy.

Adobe Creative Suite Photoshop CS и InDesign CS
InDesign CS Separation Preview
Bleeds/Slugs. Установка и отображение информационных зон и зон обреза относятся к разряду тех небольших усовершенствований, которые сразу и не заметишь, однако воспользовавшись ими однажды, без них уже тяжело обходиться.

Теперь для любого документа InDesign в его настройках можно обозначить зону обреза. Причем в отличие от других пакетов верстки (например, QuarkXpress) для документов с "корешком" (Facing Pages) горизонтальные обрезные поля определяются как внутренние и внешние (а не как левые и правые) -- при печати это позволяет существенно уменьшить размер посылаемой информации, поскольку объекты, расположенные на соседней странице, не участвуют в формировании текущей.

Зона Slug представляет собой дополнительное поле, которое выводится при генерации PostScript или PDF-файла, но не попадает в поле печати. Сюда можно поместить различную служебную информацию, например об изготовителе макета.

Еще одно усовершенствование, связанное с появлением полей, -- дополнительные режимы предварительного просмотра, позволяющие "ограничить" страницу по ее формату, зоне обреза или Slug-полю.

Ко всему вышесказанному остается добавить, что в новой версии InDesign наборы настроек страницы (включая Bleed и Slug) сохраняются в виде презетов, которые используются повторно.

NestedStyle. InDesign CS имеет очень мощное средство автоматического форматирования текста -- вложенные стили символов (Nested Styles). Суть его крайне проста -- некоторый фрагмент текста абзаца можно оформить в другом стиле, отличающемся от основного. Для этого необходимо предварительно создать соответствующие стили символов (Character Style), а затем в установках Paragraph Style перейти к закладке Drop Cap and Nested Style и задать, к каким именно участкам текста применить новый символьный стиль. Здесь возможны различные варианты: например, изменить первую букву, слово или предложение абзаца либо применить стиль до первого встреченного символа табуляции (кстати, так удобно верстать разного рода списки или перечни). Стили можно "каскадировать", нанизывая один на другой. В этой же закладке задается отдельный символьный стиль для буквицы абзаца.

Усовершенствованная работа с таблицами. Среди главных новинок в части поддержки таблиц -- введение понятий автоматических повторяющихся заголовочных и завершающих строк (Headear/ Footers). Это значительно облегчает верстку таблиц -- многостраничных или расположенных в нескольких фреймах. Кроме того, появилось еще несколько опций -- разбивка ранее объединенных ячеек, отображение границ ячеек таблицы в режиме просмотра контуров фреймов (View Frame Edges) и т. п.

Работа с многокрасочными документами. Помимо общего улучшения алгоритмов поддержки документов, содержащих плашечные цвета, InDesign CS предлагает пользователям уникальные функции.

Например, средства палитры Swatches позволяют создавать новые цвета на основе двух плашечных (или комбинации заказной и CMYK-краски). Более того, автоматически можно определить целую группу подобных цветов (Mixed Ink Group), в которых исходные краски будут присутствовать в разных пропорциях.

Еще одна полезная функция -- вывод на печать и экспорт в PDF цветоделенных DCS-файлов в полном разрешении.

(Продолжение следует)