Adobe Creative Suite 2: InDesign и Photoshop

2 август, 2005 - 23:00Богдан Вакулюк

Весна этого года ознаменовалась ярким событием на рынке программного обеспечения: компания Adobe представила вторую версию популярного набора графического ПО Creative Suite. Несмотря на то что интересными новинками богаты все пакеты, входящие в Creative Suite, самыми ожидаемыми стали InDesign CS2 и Photoshop CS2.

Разработчики компании Adobe отличаются от большинства своих коллег по цеху завидной пунктуальностью: в полном соответствии с обещаниями, спустя 18 месяцев после выхода Creative Suite на свет появилась вторая версия приобретающего все большую популярность набора графических пакетов «на все случаи жизни».

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Adobe Creative Suite 2. Предоставлен компанией «СОФТПРОМ»: тел. (044) 242-5300. Цена в Киеве: версия Standart – 6818 грн, Premium – 9093 грн. Апгрейд-версии: Standart – 2802 грн, Premium – 4406 грн

Такая точность Adobe зиждется не только на энтузиазме ее сотрудников, но и на тщательном стратегическом планировании архитектуры приложений и самого процесса разработки. Благодаря открытой модульной структуре над одним и тем же пакетом могут успешно трудиться одновременно несколько команд в разных концах Америки или даже всей планеты. Главный проект-менеджер Creative Suite Майк Воллен в интервью журналу InDesign Magazine рассказал, что над созданием InDesign CS2 работали программисты в США (Сиэтл, Сан-Хосе – штаб-квартира Adobe, Иллинойс, Миннесота), Японии, Германии и Индии. Старт проекту дан еще весной 2003 г. – за полгода до выхода первой версии Creative Suite. Adobe утверждает, что и в дальнейшем будет придерживаться такого стремительного темпа в обновлении своих продуктов.

Подобное постоянство приносит компании щедрый урожай. Достоверно известно, что многие издательские дома мирового уров-ня переходят (или уже перешли) на технологии Adobe, отказываясь от использования пакета Quark XPress – главного конкурента InDesign. Поэтому нет причин сомневаться, что выход CS2 с нетерпением ожидался индустрией.

Стоит отметить повысившиеся требования к конфигурации рабочих станций – большинство CS2-редакторов более медленные, чем их предшественники. Очевидно, что это – неизбежная плата за дополнительную функциональность и модернизированную объектную модель приложений. Проверку соответствия ресурсов компьютеров требованиям набора проводит утилита общей инсталляции – если таковых недостаточно, то процесс будет прерван. Впрочем, установить CS2 на малопроизводительную машину все-таки можно, только делать это придется вручную, инсталлируя каждый пакет отдельно.

Creative Suite 2 содержит интегрированную централизованную систему документации. Теперь при нажатии пресловутой клавиши F1 в CS2-пакетах загружается не отдельный файл помощи, а утилита Adobe Help Center, где отображается вся справочная информация, касающаяся Creative Suite. Кстати, если установка приложений производится вручную, то Adobe Help Center нужно инсталлировать заранее, иначе справка будет недоступна.

Еще одна характерная особенность Creative Suite 2 – тотальная унификация настроек и данных, одинаковых для всех приложений. В качестве примера можно привести универсальный графический интерфейс к системе управления цветом, вызываемый с помощью утилиты Bridge (подробнее об этом во второй части обзора, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров «Компьютерного Обозрения»). Кроме этого, в CS2 стандартизирован формат пресетов создания PDF-файлов и хранения цветовых сэмплов (Swatches).

InDesign CS2 / InCopy CS2

Среди объектов, которые впервые появились только в CS2, выделяются фрагменты (Snippets), сноски (Footnotes) и объекты, привязанные к тексту (Anchored Objects).

Не секрет, что файлы InDesign (.indd) по своей внутренней структуре являются своеобразными персональными базами данных. С целью ускорения работы пакета и уменьшения объема, занимаемого документом на жестком диске, основное представление разработчики решили оставить бинарным. Однако во время поиска способа передачи макетов между разными версиями InDesign они обратились к другому популярному варианту отображения структурированных данных – XML. Так был создан формат INX (InDesign Interchange), который, по сути, явился XML-версией INDD-файла. Отсюда следует логичный вывод: если в XML можно преобразовать целый документ, то ничто не мешает описать с его помощью лишь часть макета. И cледующим новшеством стали объекты-фрагменты – Snippets. Есть несколько вариантов создания Snippet, например вызовом команды File – Export. Но самый впечатляющий способ, конечно, drag-n-drop. Здесь для сохранения Snippet достаточно «выбросить» группу объектов в Explorer.

Сноски, пожалуй, в особых комментариях не нуждаются, стоит лишь сказать, что создаются они посредством меню Type – Insert Footnote и автоматически прикрепляются к нижней части колонки текстового фрейма, где находится слово, после которого вставлена сноска. Кроме того, сноски автоматически импортируются из файлов MS Word. В то же время сноски – это лишь один из частных случаев более широкого класса объектов, привязанных к тексту (Anchored Objects).

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Функция Anchored Objects в InDesign CS2

Суть этого нововведения вполне соответствует названию: в любое место текста можно вставить маркер привязки другого фрейма (Object – Anchored Object – Add...), и такой фрейм будет послушно перемещаться вслед за маркером.

В целом рабочая среда практически не изменилась, хотя и подверглась множеству небольших усовершенствований. Модуль Pathfinder позволяет теперь автоматически закрывать, разрывать и реверсировать контуры, а также конвертировать любые контуры в геометрические примитивы (фактически рисовать их заново, используя габариты выделенного объекта). В списке команд, которые устанавливают размеры содержимого графического фрейма (Fit..., Center... и т. д.), появился полезный пункт Fill Frame Proportionally – при его выборе изображение подгоняется под фрейм таким образом, чтобы занимать всю его площадь. Изменилось выделение группы объектов: ранее она обозначалась сплошным контуром, и ее легко можно было спутать с обычным объектом, теперь же группа подсвечивается пунктиром. Еще одна полезная команда – Reveal In Explorer, доступная из палитр Scripts и Links, позволяет открыть в Explorer физический каталог, где расположен соответствующий объект.

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Стили объектов (Object Styles) в InDesign CS2

Ряды средств быстрой разметки пополнились объектными стилями (Object Styles). По сути, объектный стиль – это именованный набор настроек объекта, включающий в себя все возможные атрибуты, исключая только геометрические размеры. В новой версии InDesign разработчики учли пожелания пользователей – и среди функций работы с обычными абзацными и символьными стилями наконец-то появились выборочный импорт стилей из других документов и замена стиля при его удалении. Функция Apply Next Style теперь работает так, как ей и полагается: при установке этого атрибута стиль следующего абзаца назначается автоматически. Подобным образом можно даже организовать циклическую цепочку для разметки, например объявлений или другой подобной информации. Последнее «стильное» новшество придется по душе тем, кто в работе использует документы с большим количеством стилей. По нажатию комбинации Ctrl+Enter появляется окно быстрого назначения (Quick Apply) – вводя в поле начальные буквы названия стиля, можно быстро выбрать нужный.

Инструменты работы с текстом практически не изменились, заметным усовершенствованием стала возможность проверки орфографии и пунктуации в режиме реального времени, в том числе и для русского языка (словари, так же, как и модули переносов для славянских языков, поставляются даже с английской версией InDesign). Поскольку InCopy – пакет для создания интегрированных издательских систем – традиционно наследует львиную долю возможностей InDesign, то теперь онлайновая проверка есть и в нем. Это означает, что сейчас InCopy CS 2 является серьезным конкурентом MS Word, который чаще всего применяется на этапе редактирования текста.

Среди других текстовых функций интересны вставка без форматирования (Paste Without Formatting) и отображение сэмплов гарнитур в меню выбора шрифтов.

Несмотря на то что средства работы с библиотеками принципиально не изменились, палитра Library обрела две очень важные функции. Первая – несколько выделенных объектов теперь можно добавить в библиотеку как отдельные элементы. И вторая – Update Library Item – позволяет легко обновить содержимое элемента библиотеки. В InDesign CS это довольно утомительная процедура – необходимо скопировать имя элемента, удалить его и вставить заново.

InDesign CS2 дает возможность управлять отображением слоев во вставленных PDF- и PSD-файлах (по непонятной причине отсутствует поддержка слоев в формате AI). Кроме этого, модуль импорта PDF имеет средства вставки нескольких страниц одновременно. Модернизирован фильтр импорта документов MS Word: помимо вышеупомянутой поддержки сносок и связанных объектов, он дает возможность соотнести стили doc-файла со стилями макета InDesign (Map Style), а затем сохранить настройки в отдельном пресете.

Тем, кто для передачи информации в/из InDesign в другие медиаисточники использует XML, будет приятно узнать, что новая версия пакета корректно отображает в XML-тегах структуру даже очень сложных таблиц. К тому же работа с XML подверглась другим усовершенствованиям – изучить их подробнее мы предлагаем читателю самостоятельно.

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Assigments в InDesign CS2

Напоследок обзора InDesign CS2 еще пару слов о новых средствах коллективной работы над публикацией и интеграции с пакетом InCopy, о котором уже говорилось выше. В Creative Suite 2 предложено эффективное средство передачи графической информации макета в условиях распределенной сети авторов и редакторов, когда не все участники издательского процесса имеют быстрый канал связи. Технология получила название Assigments (назначения), так же называется палитра, где отображаются данные о назначениях. Суть ее заключается в том, что когда в многостраничном документе какой-либо текст (а в InDesign CS2 – и изображение) экспортируется в INCD (формат InCopy), остальной графический и текстовый контент того же разворота сохраняется в отдельном, схожем по формату со Snippet, файле – это и есть Assigment. Кроме того, любой Assigment можно «привязать» к конкретному пользователю редакционной системы. Таким образом редактор (автор), открывая INCD-файл, получает лишь ту порцию макета, которая ему необходима для работы, и не загружает бесполезную информацию.

Еще одним важным нововведением InCopy стал инструмент Position, позволяющий масштабировать или изменять положение изображения в графическом фрейме.

Photoshop CS2

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Vanishing Point в Photoshop CS2

Самое рекламируемое новшество Photoshop CS2 – фильтр Vanishing Point (по крайней мере, автор этих строк встречал обзоры этого средства чаще всего). С его помощью можно ретушировать изображения, учитывая перспективные искажения, которые оно содержит. Алгоритм работы с ним прост: дизайнер вручную накладывает сетку из направляющих и корректирует ее в соответствии с реальной перспективой фотографии. Затем ретушь осуществляется обычным способом – посредством инструмента Clone или ему подобных. При этом размер и угол наклона кисти автоматически изменяются в зависимости от перспективы. Vanishing Point позволяет определить несколько координатных сеток и таким образом «рисовать» на стыке стены и асфальтовой дорожки. Очевидно, что на основе одного и того же алгоритма перспективных коррекций построено еще несколько модулей Photoshop CS2 – среди них фильтр Lens Correction и инструмент Image Warp (о них чуть позже).

Более очевидной в новом издании Photoshop CS2 стала работа со слоями. Теперь они ведут себя подобно обычным объектам – пакет позволяет выделить несколько слоев одновременно и подвигать или перемещать их, не группируя. Впрочем, группируются они аналогично – не с помощью пиктограммы с цепочкой, а непосредственным выделением нескольких слоев и командой Group.

Еще одна новинка – «умные» объекты (Smart Objects). Вкратце суть ее такова. Выделив несколько слоев (любых – текстовых, растровых или векторных), их можно конвертировать в «умные» объекты. После этого они превращаются в своеобразный документ внутри документа – при редактировании он даже открывается в отдельном окне. Но главное достоинство Smart Objects – недеструктивная трансформация. Объекты можно поворачивать, масштабировать, а затем в любой момент регулировать параметры действий. Кроме того, если создать несколько копий «умного» объекта, то при его редактировании все дубликаты изменятся одновременно.

Из полезных мелочей, делающих работу с Photoshop приятнее, следует отметить привычный прогресс-индикатор разных действий, пришедший на смену индикатору в панели статуса, и динамические направляющие (Smart Guides), автоматически появляющиеся, когда слой выравнивается по границе или середине другого слоя.

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Image Warp в Photoshop CS2

Самым ожидаемым инструментом можно считать Image Warp, создающий плавные перспективные искажения слоя в соответствии с определенной сеткой. Ранее осуществить подобную операцию в Photoshop позволяли только подключаемые модули сторонних разработчиков, например Kye Power Tools. Среди остальных средств выделяются кисть Spot Healing – для коррекции точечных дефектов и кисть One Touch Red-Eye Reduction – для удаления эффекта «красных глаз» в одно касание.

Список фильтров стал гораздо больше – особенно в части «производственных», которые служат не для достижения творческих эффектов, а для улучшения и исправления изображений. Lens Correction, упоминавшийся ранее, предназначен для уничтожения дефектов, вносимых объективом фотоаппарата: оптических искажений (кривизна линз), аберрации и виньетирования. Также на работу с изображениями, полученными с помощью цифровых фотокамер, рассчитан фильтр Noise Reduction – он удаляет хроматический шум, характерный для бюджетных матриц (справедливости ради нужно сказать, что утилиты сторонних разработчиков, например Neat Image, справляются с этой задачей куда лучше). В набор эффектов размытия добавилось сразу три позиции: Box Blur (назначает пикселу цвет, полученный посредством усреднения окружающих пикселов), Shape Blur (использует в качестве маски размытия различные фигуры) и самый интересный – Surface Blur (позволяет размывать относительно равномерные участки фотографии, оставляя края неприкосновенными). Не были обойдены вниманием и эффекты увеличения резкости (Sharpen), которые получили мощный интеллектуальный модуль Smart Sharpen. Среди его достоинств – прогрессивный алгоритм определения краев объектов и раздельное регулирование уровня эффекта в светлых и темных тонах.

Еще большее развитие получили средства поддержки изображений с широким динамическим диапазоном – HDR. Так, например, скриптлет, входящий в комплект Photoshop CS2, позволяет создавать HDR из серии цифровых снимков, сделанных с помощью брекетинга по экспозиции (один из самых простых и эффективных способов получения HDR). Фильтр импорта файлов Camera RAW теперь может открывать одновременно неограниченное количество снимков – настройки устанавливаются по одному из файлов и автоматически применяются ко всем остальным.

Adobe Creative Suite 2 InDesign и Photoshop
Меню назначения скриптов отдельным событиям в Photoshop CS2

Исторически сложилось, что в области автоматизации, поддержки скриптинга и т. д. Photoshop всегда был немного впереди других графических приложений Adobe. Так случилось и на этот раз. Впечатляющее для любого человека, пишущего скрипты, новшество – Photoshop CS2 – позволяет привязать запуск скриптов или скриптлетов к любому скриптуемому событию, скажем, открытию документа, применению фильтра или перемещению слоя.

Новой функцией для любителей программировать стала работа с переменными данными. Photoshop СS2 дает возможность определить переменную для атрибута отображения слоя, а также его содержимого – текстового или растрового. Затем, подгрузив электронную таблицу со множеством значений этих переменных, Photoshop автоматически создаст столько измененных копий файла, сколько необходимо.

В следующей части обзора мы рассмотрим серверную и клиентскую части ПО для управления контентом от Adobe – Adobe Version Cue 2 и Adobe Bridge, а также новшества векторного редактора Adobe Illustrator и редактора HTML-файлов Adobe GoLive.

Продолжение следует