…а потом пришли нетбуки и все испортили

2 июнь, 2008 - 08:40Владимир Исаев

Дискуссия в записи коллеги натолкнула на рассуждение о том, какими могут быть последствия выхода на наш рынок «устройств-похожих-на-ноутбуки» (но не позиционирующихся в качестве таковых) Т.е. «EeePC-подобных», чтобы было понятно о чем речь.

Для начала давайте признаем два «фоновых» фактора. Первый: украинский рынок ноутбуков, пардон, мобильных ПК продолжает расти умопомрачительными темпами. Говоря языком рыбаков, жор стоит такой, что рыба выскакивает из воды. Если по-литературному, то покупатели берут все, что есть, не особо акцентируясь на каких-то конкретных конфигурациях и технических характеристиках. Человек, задумавшийся о приобретении 12-дюймового лэптопа, запросто может уйти из магазина с 14-дюймовым, даже если он на несколько сот долларов дороже, и остаться вполне довольным. То есть, многие все же готовы "идти на сделку со своими желаниями", и это второй фактор. При этом, уровень осведомленности о возможностях, ассортименте, о нюансах использования ноутбуков разных классов у основной массы наших сограждан пока довольно низок (чем нередко и пользуются продавцы-консультанты). Подавляющая масса покупателей лэптопов приходят в магазин с довольно общими требованиями - «чтобы он был как можно меньше (легче) и недорогой».

И вот на этом фоне появляются нетбуки (давайте так их называть, по крайней мере в этом посте) - модели со смешным весом, недорогие и очень-очень похожие на ноутбуки внешне (как ты их ни называй). То есть, продавец при известной доле квалификации вполне может представить нетбук, как "устройство, особо ничем от ноутбука не отличающееся". Иными словами, минусы нетбуков вполне можно перевести в плюсы, а плюсы – многократно приумножить.

Вот показательный пример. Для моей супруги, среднестатистического пользователя ПК, ASUS EeePC надолго стал чем-то вроде идеала, когда она задалась выбором для себя рабочего лэптопа. «Он маленький и красивенький», - сказала она. И мне пришлось достаточно долго объяснять ей, что эти характеристики хоть безусловно важны с т.з. прекрасной половины, но все же не единственное, чем надо руководствоваться. Что памяти в нем для ее задач маловато, как и диагонали экрана, что в нем нет встроенного привода, и что цена $500 «просто с неба» не бывает.

Думаю, таких покупателей немало, и потому появление в продаже нетбуков может серьезно исказить рынок портативных ПК. Ожидаемый лавинообразный спрос может «смыть» один из немногих продуктовых сегментов с пока еще достаточно высокой маржой, вступая в конкуренцию не только с бюджетными ноутбуками, но и с премиум-сегментом (за счет форм-фактора и акцента на дизайне).

Значит для контроля над их продажами нужно довольно много потрудиться всем участникам цепочки поставок – от вендора до ретейлера. Иначе опасность не только убить рентабельность всего канала продаж, но и получить крупные проблемы с сервисом (не только в связи с ростом валового объема поломок, но и из-за недовольства «распробовавших» нетбуки покупателей), «утопить» партнеров, которым придется зарабатывать на объемах и бонусах, и как следствие – подпортить имидж своих брендов.

Дабы не быть линчеванным заждавшимися нетбуки читателями, еще раз напомню то, с чего начал. В пользе нетбуков для конечных пользователей я не сомневаюсь. Я лишь высказываю опасения в их привлекательности для канала продаж. А может канал эту опасность тоже чувствует, ведь по сути нетбуков у нас в стране все еще нет?

P.S. Тут где-то пробегал вопрос о том, почему нетбуки не начали продавать раньше, скажем, в прошлом году. Так вот этот пост я считаю отвечает и на данный вопрос - видимо тогда "смыть" рынок боялось гораздо больше вендоров.