А каковы ваши приоритеты на 2010 г.?

28 декабрь, 2009 - 13:32Андрій Кухар

На днях интернет-издание Information Week в рамках его проекта Global CIO опубликовало список десяти вопросам, которым ИТ-лидеры будут уделять внимание в следующем году. Он основывается на общении сотрудников редакции с сотнями вендоров и ИТ-директоров, десятками академиков и аналитиков.

1. Cloud computing. «Облачные» вычисления на первом месте по приоритетам CIO, невзирая на ряд вопросов, на которые еще не получены однозначные ответы. Эта концепция предусматривает значительный потенциал для достижения приоритетов № 2 и 3. В IV квартале текущего года наблюдается не только увеличение интереса к cloud computing со стороны ИТ-директоров, но и расширение предложения поставщиками средствами, отличающимися практичностью, доступностью и надежностью. ИТ-директора должны будут сделать данный серьезный шаг в сторону «облачных» вычислений в наступающем году, поскольку никакие архитектурные или платформенные подходы не предложат такого уровня сокращения затрат на поддержку ИТ и возможности переноса сэкономленных финансовых ресурсов на инициативы, ориентированные на клиентов. Есть мнение, что если к середине 2010 г. CIO не построит и не станет реализовывать корпоративную cloud-стратегию, то уже к концу года его место займет другой.

2. Ловушка затрат 80/20. Эта проблема, которая уже порядком набила оскомину ИТ-директорам. Обычно они тратят 70% или даже 80% выделенных на ИТ средств на внутренние нужды. Никто не станет говорить о том, что последние не важны для бизнеса, между тем если тратить львиную долю средств на эти вещи, то что тогда останется на проекты, связанные с преобразованиями и работой с клиентами? Нельзя сделать ИТ-департамент и его руководителя механизмом, способствующим росту бизнеса, если он является центром затрат. И когда экономика начнет восстанавливаться, исполнительный директор обратится к CIO чтобы тот начал реализацию идей, накопленных за последние 15-18 месяцев и отложенных, ИТ-лидер не сможет ответить отказом, ссылаясь на недостаток средств на дорогостоящие масштабные проекты. В его интересах обратить внимание на предложения cloud computing, которые предоставят необходимые для развития ИТ ресурсы с меньшими расходами в сжатые сроки.

3. Способствование росту доходов и вовлеченности клиентов в бизнес компании. Изоляционистскому подходу больше нет места. Он обречен на провал в современных экономических условиях. Также, что немаловажно, ИТ-департамент со всеми его возможностями должен приносить доход предприятию. Те CIO, которые не желают идти по этому пути, станут экс-CIO к июню 2010 г.

4. Построение сквозных бизнес-процессов. ИТ-лидеры – это те руководящие сотрудники, которые могут видеть, анализировать и понимать все сквозные бизнес-процессы компаний. Это потрясающая привилегия и замечательная возможность, позволяющие им давать ответы на такие непростые вопросы, как: где узкое место в системе? где имеются задержки? как меняются доходы? где есть возможность создания нового продукта? как можно расширить линейки продуктов и сервисов ценной информацией о них и приумножить их потребление; какие поставщики (партнеры) исполняют свою часть работы, а какие нет? как мы предвидим и реагируем на изменения в поведении клиентов? Время, когда CIO считал, что такие сведения не являются частью его работы, уходят. В 2010 г. такая точка зрения недопустима.

5. Бизнес-анализ и прогнозная аналитика. Денег мало, потребители переменчивы, циклы короткие, возможности приходят и уходят быстро – такова реальность будущего. Ваша организация владеет большим объемом информации, но каков объем ценных сведений? Можете ли вы, используя их, прогнозировать? Бизнес-анализ вообще и прогнозная аналитика в особенности будут чрезвычайно важными в 2010 г., и ИТ-директор, который с их помощью сможет обеспечить перевод корпоративных данных в действенные прогнозы, будет оценен по достоинству.

6. Внешняя информация. Нужно понимать, что происходящее за пределами предприятия намного важнее внутренних процессов. Что говорят клиенты о вашей компании? Вы прислушиваетесь? Вы отвечаете им? Они чувствуют свою сопричастность к вашим действиям? Если нет, то как вы планируете удовлетворить их ожидания в новых продуктах и услугах? Главный инструмент здесь – социальные сети. Но одних их может быть недостаточно, требуется вовлеченность потребителей на всех уровнях, ее обеспечение – первостепенная задача для CIO в наступающем году.

7. Приоритеты, жалование и оценка работы CIO. Как вы получаете зарплату? Не сколько, а именно как вам начисляют ее? Ваш компенсационный пакет составлен с учетом вашей предыдущей должности или он соответствует роли CIO нового типа, ориентированного на рост и удовлетворение клиентов? Если ваша зарплата подсчитывается с использованием данных об используемых в компании ПК и того обстоятельства, что вы являетесь заместителем финансового директора, тогда как вы намерены сфокусироваться на возможностях растущего рынка? Как ваш начальник оценивает вашу продуктивность? Вас оценивают при помощи метрик, учитывающих время бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры, SLA, численность персонала или ваша продуктивность определяется новыми возможностями, предоставленными вами ключевым группам сбыта, процессным прорывам, которые были сделаны вами вместе с клиентами, техническим инновациям, которые вы выявили, обнаружив отличные, но мало известные и «проголодавшиеся» ИТ-компании, и отчетах, которые вы сформировали для демонстрации показателей окупаемости ИТ-инвестиций? Если вам платят за мониторинг серверов и игнорирование заказчиков, вы так и останетесь тактическим центром затрат.

8. Консолидации вендоров. Последние несколько лет каждый ИТ-директор занимался сокращением числа поставщиков, с которыми работает. Возможно, этот процесс позволяет повысить эффективность затрат, но никак не способствует привнесению в деятельность предприятия инноваций. Попробуйте иметь дело с теми компаниями, решения которых не на слуху, но которые удовлетворяют ваши потребности в инновационных технологиях. Не стоит бояться испытывать что-то новое, не дожидаясь того момента, когда индустрия его популяризирует.

9. Мобильное предприятие и мобильное мировоззрение. Вы можете назвать хоть одну компанию или отрасль, которая бы не нуждалась в повсеместном доступе к информации? Вряд ли. Концепцию мобильности нужно принимать во внимание.

10. Бизнес на новый лад. Когда экономика начнет восстанавливаться, от CIO потребуются идеи, как их компаниям агрессивно и успешно воспользоваться возможностями, которые появятся. Они позволяют компаниям изменить бизнес в лучшую сторону, не ограничиваясь достижениями прошлых лет – за счет новых продуктов и партнерский соглашений, новых каналов продаж и новых уровней сотрудничества с заказчиками, новых путей поиска и анализа данных и новых способов использования информации для получения истинного конкурентного преимущества. Время ИТ-лидеров «старой школы», которые хватались за прошлое, а не пытались работать с тем, что предложит будущее, прошло. В 2010 г. рыночная неопределенность будет иметь место, но придут также новые прогнозы и соображения, а старые нормы и ограничения, касающиеся деятельности CIO, будут сняты. Теперь взор ИТ-директоров должен быть направлен на анализ рынка, реализацию инновационных бизнес-технологий, а также стимулирование деятельности и удовлетворение клиентов.

Вот такой получается взгляд на приоритетные направления действий западных ИТ-лидеров. Понятно, что последние работают в несколько иных условиях, чем наши, и тем не менее, на мой взгляд, большая часть предложенного вполне может быть взята на вооружение украинскими CIO – такие вещи, как cloud computing, сквозные бизнес-процессы, активный сбор внешней информации и ее анализ для построения прогнозов, мобильные технологии по плечу им уже сейчас. Господа, вы собираетесь что-нибудь из этого принимать во внимание и эксплуатировать? Каковы ваши приоритеты на 2010 г.?