5 причин опасаться Apple

2 март, 2010 - 15:15Александр Пацай

Мммм…. Я даже и не знаю, как анонсировать эту статью. Фанатам Apple она, безусловно, не понравится, хотя определенное рациональное зерно (и не одно) в ней есть. Те, кто Apple терпеть не может, только обрадуются ей, вопя “а я говорил!!!”, хотя мне, опять же, кажется, что некоторые вещи в этой статье притянуты за уши. А истина, как водится, видимо, где-то посередине.


—————
Давайте скажем прямо: никто так не изменил наше взаимодействие с технологиями, как Apple за эти 10 лет. Даже если iPad и окажется провалом, как многие предсказывают, Стив Джобс все равно будет восприниматься как герой, который превратил технологию в дружественные маленькие гаджеты, которыми может пользоваться даже ваша бабушка.

Но с недавних пор нарастает шум, в котором тысячи техногиков намекают, что, если заглянуть поглубже Apple под ее красивую оболочку, то вы найдете там некоторые методы, которые менее чем дружественны по отношению к пользователю. Некоторые вещи, в которых обвиняют Джобса и Apple, настолько выходят за рамки, что Лекс Лютор (Lex Luthor — злодей из комиксов) должен был бы снять свою шляпу…

#5. Apple против своих клиентов
Когда вы покупаете продукт Apple, вы покупаете не просто компьютер или гаджет. Apple продает iPod и iPhone, которые воспроизводят музыку, приобретенную в их магазине iTunes. Это все — часть продвижения Стивом Джобсом товаров людям, которые гордятся своей индивидуальностью. Даже до того, как появились рекламы с этим пареньком из Крепкого Орешка 4, который пререкается с Джоном Ходжманом (John Hodgeman) на небесах, месседж был тот же: PC — для тех людей, которые следуют за стадом, но вы выбираете Мак, потому что вы думаете иначе.

И этот месседж, похоже, прижился. Общественное мнение считает, что Apple — это модный, молодой аутсайдер, который борется с конкурентами. У которых все вроде как хуже.

Но в случае продуктов Apple есть и грустная уловка. Даже если вы тратите свои тяжко заработанные денежки на модные чудо-игрушки Джобса, вы на самом деле ими не обладаете. Оказывается, что Джобс дословно выражался от первого лица, когда он начал приставлять букву I (я) в начале всего, что он продавал. Например, как в фразе “Я Стив Джобс и я только что продал вам, неудачникам, гаджет, который яРазработал, яКонтролирую и яСломаю, если вы будете нарушать мои обязательные правила”.

Думаете, мы преувеличиваем? Допустим, вы хотите купить iPhone. Если ваш город не находится на открытке из рекламы AT&T, вам придется сделать своему новому гаджету “джейлбрейк” (прим. пер. дословно — побег из тюрьмы). Не волнуйтесь, вам не надо ничего копать ложкой. Джейлбрейк — это термин, который означает, что вам надо будет модицифировать ваш iPhone, чтобы он мог делать то, что могут делать все остальные гаджеты на рынке: то, что вы ему скажете. Например, без джейлбрейка вы не сможете установить неутвержденные сторонние приложения, изменить интерфейс или же разлочить телефон для работы с другими операторами.

Опять же, производителям других мобильных телефонов обычно плевать на то, что делает покупатель с телефоном после того, как он заплатил за него своей кредитной карточкой. Но Apple идет дальше. Если вы нарушите их правила, то они вам тоже что-нибудь сломают.

Да, Apple рассылала обновления, разработанные для того, чтобы отключить телефоны, которые были модифицированы для работы с другими операторами, или же для работы с Microsoft Office. А если серьезно, то мы бы изобретали сейчас новые, флюоресцирующие оттенки ярости, если бы, скажем, производитель ПК сломал ваш компьютер за установку Linux.

Как же так получается, что Apple это сходит с рук?

#4. Apple против Первой Поправки
Джейсон О’Грейди (Jason O’Grady) пишет статьи об Apple для новостного сайта ZDNet. Как-то он наткнулся на инсайдерскую информацию о продукте Apple. Он написал об этом в своем блоге, а затем занялся теми делами, которыми обычно занимаются журналисты по технологиям.

Но, столкнувшись с утечкой, Apple могла бы согласиться на бесплатную рекламу и проигнорировать все это, или же просто попросить О’Грейди убрать статью. Вместо этого, они просто обезумели и навалились на беднягу, который бесплатно их рекламирует.

Они подали иск на его провайдера, потребовали от него убрать вебсайт Джейсона и источник его дохода, а затем подали иск на него самого, требуя от него имя источника, слившего информацию. Смотря в дуло 14-миллиардного юридического ствола Apple, Джейсон обратился в Electronic Frontier Foundation за помощью, чем создал полный бардак, который добрался аж до аппеляционного суда штата, прежде чем судья, наконец-то, убедил Apple и Джобса немного успокоиться.

Но вам, наверно, интересно, что же это была за утечка такая, из-за которой стоило, по мнению Apple, разрушить карьеру О’Грейди. Это было новый iPod? Исходный код новой версии OS X? iPhone?

Нет. Это была ритм-коробочка с Firewire для GarageBand.

А это что? Как, вы не знаете, что такое коробочка с Firewire? Большинство тоже не знает. Это мелкий периферийный продукт. От этого становится страшно за того беднягу, который сделает утечку чему-нибудь важному вроде …

#3. Apple против бедолаги, который организовал или не организовал утечку iPhone
Apple известна по всему миру своими строгими правилами касательно информационной безопасности. С точки зрения прозрачности, корпоративная политика Apple заставляет ЦРУ выглядеть как тот ребенок в видео на YouTube с раздвигающейся стеклянной дверью. За обычными защищенными дверьми с охранниками, согласно статье в New York Times, “некоторые сотрудники Apple в самых важных комнатах для тестирования должны накрывать устройства черным покрывалом, когда они с ними работают, и включать красный предупреждающий свет, когда устройства неприкрыты, чтобы все были очень внимательными, говорит бывший сотрудник”. Статья прямо не говорит о том, что Стив Джобс имплантирует своим сотрудникам “болевые чипы”, разработанные для того, чтобы вызывать непереносимую агонию в случае непослушания, но на это довольно прозрачно намекалось.

Что плохого в скрытности? Вообще-то — ничего. За исключением того, когда она ненапрямую приводит к пыткам и самоубийствам. Там-то как раз время для руководства задуматься. В прошлом году писали, что Apple вроде как дошла до этой точки в деле с утечкой прототипа iPhone.

Сан Даньйонг (Sun Danyong) был молодым инженером, работавшим на фабрике китайского производителя электроники Foxconn. Его работа заключалась в чем-то, связанном с прототипами iPhone, один из которых был то ли потерян, то ли украден, пока он за него отвечал. У Apple существует политика нетерпимости к утечкам в компаниях, с которыми она работает, так что на Foxconn знали, что лажа Даньйонга может потенциально стоить им десятки миллионов долларов будущих доходов, если Apple обрушит на них свой гнев.

Попадя в сложную ситуацию, Foxconn сделала единственное, что могла сделать уважающая себя социопатическая мегакорпорация: замучить своего сотрудника. В ожидании еще одного захода пыток из-за потерянного прототипа iPhone, Даньйонг выбрал смерть, выпрыгнув из окна 12-го этажа дома.

Apple сама не пытала Даньйонга, но их граничащие с безумием политики безопасности задают темп. Прототипы и характеристики устройств других компаний все время “утекают”, и никого не пытают по этому поводу на допросах представители корпоративной полиции.

Сотрудников заставляют работать на выходных и в праздники без права рассказать о работе своей семье; скрытые камеры в офисах; инженеры, которые должны работать под покрывалом… не слишком ли далеко это заходит для потребительской электроники? Мы бы ожидали такого уровня таинственности от секретных правительственных баз или же пещер в вулканах, но не от создателей Pippin.

#2. Apple против разработчиков приложений
На сегодняшний день из iPhone App Store было скачано более 3 миллиардов приложений. Конечно, календари, и RSS-читалки, и фонарики, и другие “полезные” приложения занимают лишь часть из 150 тысяч приложений в магазине. Каждую неделю поступают сотни новых приложений, и можно было бы подумать, что Apple активно отказывает всем бесполезным приложениям, созданным для симуляции испускания газов, распития пива, размахивания световым мечом, потряхивания ребенка и всего остального.

Так нет же. Все это проходит. Основное беспокойство Apple в управлении App Store, похоже, концентрируется на конкурентах. Приложения, которые дублируют программы Apple или AT&T (и делают это лучше), скорей всего, столкнутся с запретом. MailWrangler, PodCaster и наиболее известное — Google Voice, все были запрещены за “дублирование функциональности”.

Возьмем, к примеру, отказ Apple приложению Eucalyptus за непристойность.

Ооо, Eucalyptus. Это, наверно, сленговое словечко для чего-то очень извращенного. Нет, на самом деле это было приложение для чтения публично доступных электронных книг. А поскольку это приложение давало доступ к переводу викторианской эпохи Камасутры, то приложение было признано неподходящим. Мы спросили Apple, видят ли они иронию в том факте, что с помощью веб-браузера iPhone можно просматривать миллиарды веб-сайтов куда более грязных, чем древний перевод религиозного текста. К сожалению, Совет Директоров Apple был слишком занят запретами танцев в мелких городках среднего Запада, чтобы ответить на наши вопросы.

Обманутые разработчики и Google — не единственные, кому не нравятся политики App Store. Ребята из FCC тоже расследуют App Store за антиконкурентные подходы. Apple ответила на обвинения, что привело к еще одному гигантскому бардаку, результаты которого еще неясны, но скорей всего, будут идиотскими.

#1. Apple против практически всех: Главный План
Вы можете спросить о том, как это все к вам относится. В конечном итоге, большинство из идиотизмов Apple направлено на техно-меньшинство. Люди, которые знают, как взламывать свои iPhone или создавать приложения, или же работать на гигантского подрядчика Apple в Китае. Джобс всегда считал, что большинство людей думает, что технология — это нечто, что можно использовать для просмотра порнографии. К счастью для него, он действительно гениален в создании технологий, которые интуитивно понятны людям при использовании. К несчастью для большинства, не особо знакомого с техникой, все больше знаков указывают на то, что мы все — конечная цель главного плана Apple.

Если вы — один из десятков миллионов людей, у которых установлен iTunes а компьютере, вы можете проверить, не установлен ли у вас браузер Safari на компьютере. Нет, вы не скачивали его специально, а потом об этом забыли. В марте 2008 года, Apple засунула копию Safari в обычное обновление iTunes. Они всунули 22-мегабайтный файл как часть загрузки. Пользователи, которые смотрели мельком на уведомление об обновлении, не вчитываясь (то есть, почти все), скоро обнаружили у себя нежелаемую программу.

Хотели вы того или нет.

Реакция СМИ и крупных личностей в отрасли была немедленной и крайне негативной. Директор Mozilla даже написал большой пост в блоге, ругая Apple. По его мнению, такой шаг Apple был не просто надоедливым, он представлял собой риск безопасности всего Интернета.

В июле 2008 года, еще одно обновление iTunes вышло с присосавшейся к нему спрятанной программой. В этот раз реакция была еще более бурной. Apple даже обвинили в распространении вредоносного ПО. Блоггеры опять махали дряблыми ручонками, выражая протест. Apple быстро изменила обновление.

Так что, они усвоили урок, да? Ну, в октябре 2009 года, новое приложение от Apple оказалось в патентном бюро США. Идея Apple заключается в том, чтобы запрограммировать устройство на перодический показ пользователю рекламы, которую нельзя пропустить. Эта реклама будет останавливать работу устройства для того, чтобы “привлечь внимание”. Это само по себе ужасно, но Apple ведь инноваторы, так что они это еще и засунули поглубже, где это не достать.

Их слова:

“Apple может далее определить, внимательно ли пользователь усвоил рекламу. Определение может включать действия во время рекламы, которые требуют от пользователя реакции; и определения, реагирует ли пользователь на действия. Если реакция неправильная или отсутствует, система заблокируется до тех пор, пока пользователь не отреагирует. В случае с iPod, звук может прекратиться до тех пор, пока не поступит реакция. В случае с iPhone, не будет возможности получать или принимать звонки”.

И это не просто безумная идея какого-то инженера в Apple, которую он решил запатентовать. Стив Джобс подписал эту заявку. То есть человек, который управляет всей корпорацией Apple, так себе видит развитие продуктовой линейки? Будущее, где дешевые устройства, забитые вредоносным ПО и рекламой, заполонят рынок?

К сожалению, большинство из нас об этом не узнает до тех пор, пока нас неожиданно не прервут какой-нибудь надоедливой рекламой.

5 Reasons You Should Be Scared of Apple