3Dlabs Wildcat Realizm 100 – инструмент для профессионалов

18 октябрь, 2005 - 23:00Виталий Гулин

Украинский рынок компьютерной техники продолжает стремительно развиваться. Мы уже привыкли к тому, что практически каждый месяц в нашей стране появляются новые категории продуктов, причем относящиеся к сугубо профессиональной сфере. В этот раз речь пойдет об OpenGL-ускорителе нового поколения от известного производителя 3Dlabs, ну и, разумеется, о перспективах таких устройств в нашем регионе.

Прежде чем начать разговор о технических спецификациях, попробуем разобраться, почему появление продуктов 3Dlabs в Украине действительно можно считать событием. Краткая справка о компании: 3Dlabs – разработчик и производитель графических процессоров и видеокарт на их базе для CAD/CAM-пакетов, DCC и профессиональной визуализации. В настоящее время под торговой маркой Wildcat продается три серии ускорителей, рассчитанных на различные категории потребителей – VP, 4 и Realizm. Их стоимость варьируется в пределах $400–$5000. Компания также является основным OEM-поставщиком видеокарт для рабочих станций от A-брендов.

OpenGL-карты в Украине: миф или скрытая реальность?

Итак, вернемся к нашим реалиям. Не так давно мы говорили о том, что если отечественный рынок профессиональных OpenGL-ускорителей и нельзя назвать зрелым и сформированным, то быстро развивающимся – можно определенно. По приблизительным оценкам, каждый месяц в стране продается около 30 видеокарт, нацеленных на работу с пакетами для 3D-моделирования и CAD. Разумеется, по отношению к игровым ускорителям эта цифра может показаться мизерной, однако так ли это? Как правило, частное лицо или фирма, покупающие подобную технику, точно знают, для чего она нужна и какие преимущества в работе принесет. А около тридцати таких покупок в месяц означает, что людей, занимающихся профессиональным моделированием, не так уж и мало, а их число постоянно растет.

3Dlabs Wildcat Realizm 100 – инструмент для профессионалов

3Dlabs Wildcat Realizm 100

Процессор 3Dlabs P20

Техпроцесс 130 нм

Количество транзисторов
150 млн

Разрядность 128 бит

Память 256 MB, GDDR3

Пропускная способность
256 бит, 32 GBps

ROM 64 KB

RAMDAC 2×400 MHz, 10 бит

Интерфейс AGP 8X

Выходы 2x DVI (поддержка стереорежима)

Потребляемая мощность 75 Вт

Пиксельных конвейеров 12

Вершинных конвейеров 6

DirectX 9.0 (PS 2.0, VS 3.0)

OpenGL 2.0 (HLSL Support)

Ориентировочная цена $750

Предоставлен компанией «Небеса»: тел. (044) 490-3577

Относительно полезности дорогих аналогов обычных карт (принято считать, что NVIDIA Quadro и ATI FireGL – на самом деле перемаркированные GeForce и Radeon с другими BIOS и по иной цене) споры продолжаются по сей день. Потребители никак не могут понять, почему за «один и тот же продукт» необходимо платить настолько разные суммы. Особенно актуальными данные вопросы стали, когда в Интернете появились программы, позволяющие легко «переделать» те самые Radeon и GeForce в их более дорогие аналоги. Однако причина этого проста и понятна: пользователи, знакомые с работой графических карт только со стороны игрового применения, привыкли сравнивать продукты исключительно с точки зрения производительности. Установив «заплатку» для профессиональных драйверов, позволяющую применять их в обычных картах, получив в первую очередь «сырую» акселерацию каркасных моделей (именно это является основным отличием обычных и профессиональных драйверов) и промеряв это соответствующими бенчмарками (к примеру, SPECviewperf), пользователь смело утверждает, что теперь он является счастливым обладателем мощного OpenGL-ускорителя. Детальный анализ этого вопроса отложим на потом (для «Темы недели», посвященной именно OpenGL-ускорителям), оставим также на время в покое NVIDIA и ATI и посмотрим, как обстоят дела с данной проблемой у 3Dlabs.

Главная особенность компании как раз состоит в том, что она никогда не выпускала «игровых» ускорителей в принципе. Все ее продукты изначально ориентированы на серьезное применение, и одобрены, пожалуй, всеми без исключения создателями соответствующего программного обеспечения. Процессоры, установленные в серии карт Wildcat (в отличие от вышеупомянутых Quadro и FireGL), изначально оптимизированы именно для моделирования и рассчитаны на создание 2D/3D-изображения высочайшего качества, а не на быструю отрисовку. Таким образом, преимущества Wildcat заключаются прежде всего в отсутствии компромиссов, соответствии всем требованиям серьезного ПО и, разумеется, в уникальных процессорах собственной разработки 3Dlabs. Появление таких продуктов в Украине наверняка означает, что некоторые программисты уже доросли до понимания необходимости использовать именно такую технику для получения нужного результата, и/или это является требованием заказчика (как правило, большинство «3D-модельеров» работают на иностранные компании). Так чем же примечателен Wildcat Realizm 100?

Технические спецификации

Как видно из таблицы, даже «самый слабый» представитель линейки Realizm является мощным и современным по всем параметрам ускорителем. К его уникальным особенностям относятся:

  • возможность использования до 16 GB (!) виртуальной системной памяти (в этом случае основная память на карте будет работать по принципу кэша);
  • 64-битовый накопительный буфер для ускорения выполнения алгоритмов, используемых при операциях depth-of-field, motion blur, наложении сложных теней, многопроходном рендеринге;
  • возможность аппаратной обработки до 32 (!) источников освещения;
  • ну и, разумеется, полная реализация возможностей OpenGL 2.0.

Кроме того, архитектура графического процессора позволяет непосредственно отображать RGB-пикселы со значениями, заданными в виде 16-битовых чисел с плавающей запятой, поддерживает 10-битовое альфа-смешение, 10-битовую таблицу LUT и 8-битовый буфер идентификаторов окна (WID) для каждого пиксела. Также Realizm 100 оснащен двумя высокоточными независимыми 10-битовыми RAMDAC (400 MHz каждый), благодаря чему можно использовать разрешения вплоть до 2456×1536 либо HDTV 1920×1200 в стереорежиме при развертке 100 Hz.

В рамках даной статьи мы не станем приводить графики сравнительной производительности, но все же поделимся своими впечатлениями о работе «супервидеокарты». Установка драйверов не вызывает никаких проблем, функции управления просты и понятны – нужно только выбрать оптимизацию под применение: развлекательное (просмотр фильмов, игры) либо профессиональное с предустановками под конкретное приложение (которых множество). Качество 2D/3D-изображения иначе как высочайшим не назовешь. Для сравнения мы решили посмотреть на работу со сложными каркасными моделями в AutoCAD 2004, воспроизведение HDTV-контента и возможности карточки в DOOM 3 (OpenGL 1.5) и Far Cry (DirectX 9.0b). Во всех случаях изображение было безукоризненным. Откровенно говоря, мы побаивались, что в мощных игровых приложениях могут появиться артефакты, так как изначально графический процессор под игры не оптимизирован, однако наши опасения не оправдались. Субъективно в DOOM 3 картинка была даже лучше, чем у Radeon X800 и GeForce 6xxx, хотя, разумеется, при значительном отставании в производительности.

Краткий вердикт

Возможности, которыми наделен Wildcat Realizm 100, способны удовлетворить любого профессионального пользователя хорошей графической станции. Если это работа с растровыми/векторными изображениями и допечатная подготовка, новый продукт от 3Dlabs уж точно не уступает изделиям Matrox (а в чем-то даже превосходит их). Если же это профессиональное 3D-моделирование или CAD/CAM, то карта именно для него и создана. Причем стоимость данного OpenGL-ускорителя в Украине – на уровне $750. Пусть читатель сам решит, много это или мало за такой продукт.