2003 3GSM World Congress: от эйфории к прагматизму

26 февраль, 2003 - 00:00Вадим Матвиенко
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму17 февраля на солнечной французской Ривьере по доброй ежегодной традиции собрались "законодатели мод" и эксперты в области мобильных коммуникаций, как водится -- "себя показать и других посмотреть". Завершившийся в минувшую пятницу "Всемирный конгресс 3GSM" считается одним из самых значимых событий в индустрии -- своеобразным компасом, определяющим векторы развития отрасли на ближайшее время.
С каждым годом "каннский фестиваль" беспроводных решений растет и расширяется как качественно, так и количественно. На сей раз четыре экспозиции во Дворце фестивалей собрали уже 28 тыс. участников (по сравнению с 24 тыс. в 2002 г.) из 148 стран, включая 156 докладчиков (55 из них представляли операторов связи из 32 стран мира). Кроме 600 экспонентов, на территории выставки были развернуты также "Игровая зона" и "Зона контента".

2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
NEC представила 3G-модели, в частности e808, а также аппарат n22i для европейского варианта i-mode
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Главной целью нынешнего мероприятия, как отметили его организаторы, было выделить "свежие" направления, новинки в области продуктов и услуг, дать участникам возможность сравнить свои бизнес-модели с наработками лидеров рынка, а также определить сферы сотрудничества, которые позволили бы возобновить рост в индустрии и вернуть интерес к ней как со стороны клиентов, так и инвесторов.

Именно озабоченность игроков рынка проблемами возврата инвестиций и приобщения пользователей к новым (дорогим и пока малодоступным) устройствам и сервисам стала лейтмотивом форума, который нашел отражение в большинстве выступлений докладчиков, а также в пресс-релизах экспонентов и комментариях участников.

Не секрет, что последние два года были не самыми лучшими для отрасли. Хотя о кризисе как таковом, вероятно, говорить нельзя, но о "непривычно" медленном росте и не оправдавшихся надеждах -- вполне.

Так, по данным американских исследователей из Strategy Analytics, опубликовавших свой отчет на второй день 3GSM World Congress, продажи мобильных терминалов в 2002 г. увеличились всего на 2,4%, составив 422 млн. устройств (по сравнению с 412 млн. в 2001 г.), в то время как в предыдущие годы темпы роста рынка порой достигали отметки в 60%.

Однако наибольшее беспокойство у компаний вызывает вялое вхождение в "народные массы" сетей третьего поколения. Европейские операторы уже вложили в развитие инфраструктуры 3G в общей сложности более 107,4 млрд. долл. и, похоже, не собираются больше этого делать до тех пор, пока рынок не проявит признаков жизни в виде роста спроса на услуги MMS, мобильного Internet, передачи музыки, видео и прочего, что сулят UMTS-сети.

2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
3G-модель Sony Ericsson Z1010 во всей красе
Таким образом, компании-операторы признают, что по меньшей мере года два-три о массовом использовании телефонов 3G можно не мечтать, в то время как некоторые предлагают остановиться пока на освоении сетей 2.5G или даже вернуться к уже подзабытой технологии Edge -- урезанному (менее скоростному, но более простому и дешевому для внедрения) аналогу 3G.

Что же касается производителей устройств, то они, очевидно, смотрят в будущее более оптимистично, и нынешний 3GSM World Congress это четко продемонстрировал.

Например, Nokia. Эта финская компания остается абсолютным лидером среди производителей мобильных терминалов, занимая, по данным той же Strategy Analytics, 36,1% рынка (по состоянию на 2002 г.). Пока другие вендоры в течение последних двух лет терпели убытки, Nokia все время получала прибыль (25% за IV квартал 2002 г.). Поэтому мы неслучайно решили начать короткий обзор наиболее важных событий и новинок выставки с данной компании.

2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Samsung в Каннах продемонстрировала SGH-i700 Pocket PC for GSM/GPRS — PDA с функциями мобильного телефона. Он также оснащен камерой, слотом SD-card и большим экраном, чувствительным к нажатию
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Так, Nokia сообщила прежде всего о поставке первой крупной партии (10 тыс. штук) 3G-телефонов серии 6650 операторам Vodafone и Orange, а также производителям оборудования Ericsson и Nortel (для тестирования). Хотя стоит заметить, что в данном случае с выходом на европейский рынок ее успели опередить давние конкуренты -- японская NEC и американская Motorola.

В пику Microsoft, активно пытающейся утвердиться в качестве лидера рынка мобильного ПО, Nokia также объявила о совместных инициативах с Oracle и IBM, которые пообещали портировать на используемую устройствами Nokia платформу Symbian ПО для мобильного доступа к e-mail, базам данных, календарным приложениям и т. п. (например, IBM WebSphere и Oracle Collaboration Suite).

Впрочем, стоит отметить, что Oracle и IBM не "клялись в верности" Nokia, поэтому заключили аналогичную сделку также с Alcatel и продолжают переговоры с Siemens, Motorola и Sony Ericsson.

Sony Ericsson, кстати, представила в Каннах свою первую серийную 3G-модель -- Z1010, укомплектовав ее при этом сразу двумя камерами и двумя дисплеями, которые, как заявляется, призваны в полной мере реализовать преимущества сети нового поколения. Например, Z1010 можно использовать для проведения видеоконференций: в то время как одна камера делает снимки и записывает видео (для дальнейшей пересылки через MMS), другая отвечает за передачу вашего изображения собеседнику в процесе "видеоразговора". Цветной "внутренний" экран включается, когда телефон открыт, монохромный "внешний" -- когда закрыт. При этом устройство имеет встроенный WAP-броузер, поддерживает Java и Bluetooth.

Кстати, технология MMS, на которую делается ставка не только в Sony Ericsson Z1010, но и во многих аппаратах других производителей, нашла отражение и в анонсах разработчиков ПО. Так, Openwave и PacketVideo представили новый продукт для доставки видео на телефон посредством MMS.

2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Юха Кристенсен, вице-президент подразделения Mobile Devices Marketing Group компании Microsoft, считает, что смартфоны имеют очень неплохую перспективу, особенно на европейском рынке
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Orange продемонстрировала Windows Powered Smartphone, который вот-вот начнет предлагать своим клиентам
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Siemens представила свою последнюю разработку нового поколения "для бизнеса и развлечений" -- модель SX1...
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
...массовый телефон A55...
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
...а также новые модели Xelibri
2003 3GSM World Congress от эйфории к прагматизму
Но вернемся к производителям терминалов. Солидно представила себя на выставке немецкая Siemens, показав, в частности, свою последнюю разработку нового поколения "для бизнеса и развлечений" -- модель SX1. При массе в 110 г аппарат оснащен камкодером, встроенным видео- и аудиоплеером, FM-радиоприемником, цветным дисплеем, необычной в традиционном понимании клавиатурой (размещенной в два ряда по бокам аппарата), поддерживает игры на Series Java (J2ME), обладает богатым для телефона комплектом бизнес-приложений (на уровне стандартного PDA). Как ожидается, этот аппарат появится в продаже в Европе и Азии в первой половине 2003 г.

Для массового рынка Siemens предложила новую, еще более компактную (84 г) и стильную модель A55, которая поступит в продажу в марте этого года и, как ожидает производитель, станет хитом продаж в странах с развивающейся экономикой.

Компания также анонсировала дополнение к недавно объявленной линейке телефонов под новым брэндом Xelibri, разработанном при участии модельеров. Siemens сообщила, что отныне будет представлять по две "коллекции" этих терминалов в год, приурочивая их к сезонным дефиле домов мод. Как отметил руководитель направления телефонов немецкого конгломерата Руди Лампрехт, "наша цель -- сделать телефон таким же предметом обихода, как очки от солнца, сумка или часы".

Motorola, все еще занимающая почетное второе место на рынке (17,5% продаж, по данным на IV квартал 2002 г.), продемонстрировала свою новую модель телефона A760, которая базируется на "альтернативной" (открытой) платформе Linux, а также, как требуют того сети нового поколения, комплектуется полноцветным дисплеем и камерой.

Microsoft также впервые на 3GSM World Congress представила смартфон для европейского рынка на базе платформы Pocket PC -- модель SGH-i700 (для сетей GSM/GPRS) от Samsung. Последняя является пока единственным крупнейшим производителем терминалов, поддержавшим эту ОС, в то время как 11 других ведущих компаний остановились исключительно на Symbian. Впрочем, в дни форума всех заинтересовал и другой шаг Samsung -- покупка 5%-ной доли в Symbian.

Желая, тем не менее, закрепиться на рынке ПО для беспроводных решений, Microsoft решила пойти по другому пути, выстраивая свои партнерские взаимоотношения, в основном, с мобильными операторами. В Каннах компания объявила о сотрудничестве с T-mobile (подразделением Deutsche Telekom), которая уже летом 2003 г. предложит своим абонентам продвигаемые Microsoft устройства на базе Smartphone, а также услугу Pocket MSN, поддерживающую работу с популярными приложениями MSN Hotmail, Messanger и Alerts.

Юха Кристенсен (Juha Christensen), вице-президент подразделения мобильных устройств компании, признал, что Microsoft занимает пока лишь незначительную долю рынка и ее стратегия для данного сектора еще только формируется. Тем не менее он выразил уверенность, что компании удастся убедить операторов в том, что ее технологии позволяют приносить прибыль.

Британская Trigenix предложила комплекты для еще более радикальной персонификации телефонов (помимо уже распространенных вариантов загрузки мелодий для звонков или смены логотипов). Используя пакеты Trigenix, включающие наборы картинок, шрифтов и т. п., пользователи могут осуществлять тонкую настройку интерфейса телефонов по своему вкусу. Стандартные комплекты позволяют настроить аппарат, например, в стиле группы Atomic Kitten или фильма "Звездные войны".

Финская Codetoys продемонстрировала несколько игр для беспроводных устройств, в том числе мобильные версии известных оффлайновых Trivial Pursuit и Who Wants to Be a Millionaire?.

Среди других наиболее ярких участников конгресса стоит упомянуть NEC, представившую двухмодовые модели трубок e606 и e808 (2G:GSM/CSD и 3G:UMTS/W-CDMA); Lucent Technologies совместно с Novatel Wireless, презентовавших совместную разработку -- беспроводной модем для сетей 3G UMTS -- Merlin U530 Wireless PC Card Modem; Nortel Networks, развернувшую на своем стенде "демо-центр" с рабочими сетевыми решениями Univity (поддерживающими как Wi-Fi, так и 2.5G/3G).

Безусловно, это далеко не все участники 2003 3GSM World Congress, заслуживающие внимания, однако охватить их в коротком обзоре весьма сложно, поэтому в заключение ограничимся лишь перечислением некоторых тенденций и возможными вариантами развития.

В нынешнем году в целом ожидается планомерный (7%) рост объема продаж мобильных телефонов, который, по прогнозам, должен составить 440 млн. устройств (по сравнению с 405 млн. реализованных в прошлом году).

Если в Японии благодаря усилиям NTT DoCoMo и местных вендоров NEC, Matsushita Panasonic и Fujitsu 3G-услуги прижились на рынке еще в 2001 г., то в Европе все только начинается.

При этом европейские операторы, пожалуй, поспешили с раскруткой 3G-сервисов, которых еще не было на рынке, что привело ко всеобщему разочарованию, и такое мнение неоднократно звучало в Каннах.

Общий спад в отрасли также дал о себе знать, заставив инвесторов охладеть к этому рынку, а операторов призадуматься над тем, как вывести передовую технологию на самоокупаемость и приносить прибыль.

"Мы перестали думать о технологии ради технологии и сосредоточились на пользователе", -- заметил на форуме Дон Листвин, CEO компании Openwave Systems.

2003 3GSM World Congress достаточно четко показал, что царившая на рынке эйфория начинает постепенно трансформироваться в прагматизм.