"1С:Мастерская"

6 ноябрь, 2002 - 00:00Александр Черников
"Шьем из материалов 1С" -- таким девизом встречал посетителей один из стендов выставки-семинара для бухгалтеров, руководителей, IT-специалистов "1С:Форум", прошедшей 29 октября -- 1 ноября в Киеве.
Еще два-три года назад значительной новостью для лагеря адептов "1С" считалось сообщение о выходе в свет новой "украинской" конфигурации для программ, входящих в группу "1С:Предприятие".

Сегодня же из полутора десятков участников форума, прямо связанных с консалтингом и внедрением "1С", добрая половина представила собственные решения, написанные на базе этой технологической платформы, которая содержит средства разработки приложений и среду для их исполнения.

Показательно, что эти решения преследовали конкретные цели, т. е. их создавали, имея в виду определенный сегмент потенциальных заказчиков. Остановимся кратко на некоторых из них.


Низкоуровневые решения

"1СМастерская"
"1СМастерская"
"1СМастерская"
Определение "низкоуровневые" не должно вводить читателя в заблуждение -- в этом разделе описываются системы, максимально приближенные к торговой технике (весам, считывателям штрих-кода и кассовым аппаратам), а использованный термин является общепринятым, например в области АСУТП.

Внешний компонент InCash, представленный днепропетровской фирмой "Мысль", является инструментальным средством разработчика и предназначен для организации работы "1С:Предприятия" с кассовыми аппаратами непосредственно из его среды.

Еще одна разработка -- VPS, также внешний компонент, обеспечивающий связь с электронными весами ВП-15Т, загрузку номенклатуры товаров, изменение различных параметров печати клейких этикеток, считывание веса товара в online-режиме внутренними средствами "1С:Предприятия". Имеется также аналог VPS, выполненный как OLE-сервер.

"Софтсервис" из Кривого Рога продемонстрировал решение для мобильной торговли с автомобилей -- Van Selling. Подобная практика широко применяется во всем мире оптовыми компаниями, доставляющими товары в точки розничной торговли.

Van Selling преследует следующие цели: быстрая доставка ходовых и скоропортящихся товаров; активный маркетинг (переманивание клиентов у менее оперативных конкурентов); повышение объема продаж за счет увеличения ассортимента.

Система мобильной торговли позволяет автоматизировать торговый процесс вне офиса -- создавать и распечатывать документы (накладные, заказы, счета и т. д.), контролировать состояние склада, вести базы данных по товарам и клиентам. В комплект торгового представителя входит портативный индустриальный терминал Psion Workabout MX, принтер, размещенный в автомобиле и необходимые аксессуары. Модуль оператора в офисе оснащен коммуникационным ПО, позволяющим вводить данные с терминалов в "1С:Предприятие 7.7", используя COM-порт компьютера.

Одной из разработок киевского внедренческого центра "Интегра Сервис", показанных на форуме, являлся автоматизированный комплекс "Кафе/Ресторан", в состав которого входит комплект оборудования и соответствующее ПО.

К оборудованию относятся терминалы регистрации заказов официантами, кухонный принтер, распечатывающий заказы, кассовый аппарат для фиксирования оплаченных счетов и сканер штрих-кода товара или карточки клиента. Программным сервером является ПО "Торговля и Сервис", которое связано с пакетом "1С:Предприятие 7.7", поддерживает работу терминалов, выполняет анализ и обработку заказов. "1С" ведет учет движения продуктов и полуфабрикатов, калькулирование блюд и т. д. На базе описанного решения может быть построена гибкая система скидок и создан собственный дисконтный клуб.


Вертикальные технологии

К решениям этого типа обычно относят ПО, предназначенное для управления отношениями с клиентами (CRM), поставщиками (SCM), партнерами (PRM) и т. д. -- с теми, кто находится на расстоянии от основной компании. В западных странах исторически первыми появились CRM-системы. То же происходит и у нас.

Продукт "А4:Рекламная линия" компании "А4" призван облегчить работу менеджеров по рекламе. В нем предусмотрено ведение баз данных контрагентов предприятия с самой необходимой информацией о них -- датами визитов, контрольными звонками и т. д. Имеется возможность фиксирования информации о звонках на телефонные линии с обязательной отметкой об источнике рекламы. Система позволяет осуществлять процедуры обмена данными с файлами типа .dbf и .xls. Несмотря на относительную простоту этой надстройки над "1С:Предприятием", ее средств будет вполне достаточно для небольших компаний или работы начинающего рекламного агента.

Гораздо более "искушенной" выглядит CRM-система внедренческого центра "Конто", которой был посвящен один из семинаров, проводившихся в рамках форума. Она является надстройкой над "1С", может использоваться в монопольном режиме, но при этом требует наличия полной комплексной конфигурации. Штатные возможности продукта: фиксация и планирование контактов, персонализация отношений, сегментация клиентов, учет маркетинговых операций и другие. Интересная особенность -- наличие средств построения "связей" между клиентами по родственным или другим признакам.

Менеджер, работающий с клиентами, имеет возможность отслеживать с помощью системы выписанные, но не оплаченные счета, серийные номера проданных товаров, а также претензии клиентов. Поддерживаются списки рассылки для проведения маркетинговых мероприятий.

В какой-то степени вертикальным решением можно назвать и систему учета документов "Канцелярия", разработанную специалистами консалтинговой группы "ЛВТ" и предназначенную для автоматизации делопроизводства (пример использования программы кратко описан в одной из статей темы недели этого номера).


Комплексные системы

Целый спектр разработок представила киевская "Лаборатория Форт", чей стенд был скромно украшен девизом "Работаю, как пчелка...".

Хотя в ассортименте компании имеются продукты на базе "1С" для управления продажами, OLAP, отраслевые решения и т. д., наиболее интересными, на наш взгляд, были системы, предназначенные для промышленности.

"ИТРП:Производственное предприятие 2001" представляет собой линейку типовых решений для построения информационных систем управления на единой концептуальной основе MRP II, реализованную в виде коробочных продуктов-конфигураций для системы программ "1С:Предприятие 7.7" -- от однопользовательской DBF до версии под Microsoft SQL Server 2000 для неограниченного количества пользователей.

Еще одна новинка -- конфигурация FortXP -- позиционируется как решение нового поколения, позволяющее повысить эффективность работы бухгалтера и автоматизировать учет всех хозяйственных операций компании. Кроме возможностей, присущих большинству типовых конфигураций, FortXP содержит ряд дополнительных средств, что приближает ее к старшему классу систем учета и анализа ресурсов предприятия.

Конфигурация не является самостоятельным продуктом, и для ее работы необходимо наличие установленной системы "1С:Предприятие 7.7", компонента "Бухгалтерский учет" (кроме базовой версии).


В чем сила...

Стоимость решения в большинстве случаев становится критерием выбора системы автоматизации для малых и средних предприятий, многие из которых не в состоянии содержать собственного IT-специалиста. Множество предпринимателей уже убедилось как в эффективности использования IT, так и в том, что "1С" вполне подходит для решения их задач, причем по не очень высокой цене. Конечно, качество и уровень разработок весьма различаются между собой: некоторые не продвинутся дальше демонстрационной версии, другие будут развиваться. Это естественный процесс. Однако ассортимент приложений, который создается на базе этой популярной платформы, не может не радовать.