`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Засучим рукава

Статья опубликована в №27-28 (694) от 18 августа

+13
голоса

Как ни парадоксально, но в современных условиях заметно бодрее многих выглядят дистрибьюторы программного обеспечения, а также компании, продвигающие собственные разработки. Трудно сказать наверняка, почему так происходит, но это так. Возможно, дело в том, что рынок ПО в Украине развит довольно слабо, а его доля в общем объеме продаж ИТ гораздо меньше, чем у некоторых соседей, не говоря уже о развитых странах. То есть нереализованный потенциал велик, а поставщики ПО и в лучшие времена не были особенно избалованы высокими оборотами, сейчас же они, не впадая особо в панику, попросту продолжают работать. Свою роль, по всей видимости, сыграло также то, что отдельные фирмы, не желая мириться с ограниченными возможностями на локальном рынке, в последние годы стали наращивать активность на территории бывшего СССР. Более динамичное развитие бизнеса в таких странах, как Беларусь, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия позволяет им в какой-то мере диверсифицировать риски и поддерживать доходы на определенном уровне. Кроме того, компании, реализующие собственный софт и услуги, по понятным причинам более гибки в ценообразовании и менее зависимы от валютных колебаний. Некоторые из них зафиксировали цены в гривне, либо если и подняли их, то уж точно не прямо пропорционально курсу доллара. Как бы там ни было, но, по оценкам игроков отечественного рынка программного обеспечения, в этом году его объем в долларовом эквиваленте сократится по сравнению с прошлым не более чем на 30–40%.

Так же, как и в других сегментах ИТ-рынка, I квартал тут у многих выдался очень тяжелым. Однако уже весной активность клиентов начала восстанавливаться, по ряду продуктовых направлений продажи вышли на уровень предыдущего года, а по некоторым даже наблюдается рост. Например, по информационной безопасности и по решениям для виртуализации улучшение показателей составляет около 20%. О перспективности рынка антивирусов и систем защиты конфиденциальных данных мы писали неоднократно. Слагаемых успеха тут несколько – во-первых, подписка на обновление продуктов и баз сигнатур требует продления, а это означает постоянную клиентуру и более или менее регулярные поступления средств. Во-вторых, мощным стимулом для банков стала обязательная сертификация на соответствие стандарту PCI DSS. Даже в худшие месяцы не прекращалась работа по подготовке финансовых учреждений к аудиту, как правило, включающая закупку систем шифрования и прочих специализированных решений. Кроме того, довольно активен сейчас в этой сфере телекоммуникационный сектор, менее других пострадавший от рецессии. Провайдеры услуг доступа в Интернет стараются использовать все возможные способы избавить своих клиентов от вредоносного кода и назойливого спама. Не стоят в стороне и операторы мобильной связи – для них по мере развития технологий проблемы нежелательной корреспонденции и вирусов также все более актуальны.

Засучим рукава

Дмитрий Шимкив,
генеральный директор компании «Майкрософт Украина»

Первая четверть текущего календарного года у нас, как и у всех, была периодом стагнации. Во II квартале гривна стабилизировалась, неопределенность в экономике снизилась, и наши заказчики смогли произвести запланированные закупки. Поэтому результаты первого полугодия вполне соответствовали ожиданиям. Конечно же, по сравнению с очень удачным 2008-м финансовым годом 2009-й показал спад. Но мы не потеряли ни одного клиента и продемонстрировали ценность Microsoft как партнера, который понимает ситуацию и которому доверяют. Скажем, наше сотрудничество с энергетической компанией ДТЕК вошло в мировую десятку лучших примеров снижения затрат посредством решений Microsoft.

В первую очередь наших заказчиков привлекают оптимизация управления ИТ с помощью System Center, а также экономия средств благодаря OCS и объединенным коммуникациям. Крупные инвестиции многие по понятным причинам отложили, что повлияло на увеличение цикла продаж Microsoft Dynamics ERP. В последние месяцы наблюдается вполне предсказуемый высокий интерес корпоративных заказчиков к Windows 7.

Критическую точку отечественный ИТ-рынок, на наш взгляд, прошел, и если в области поставок аппаратного обеспечения ситуация непростая, то в части ПО тенденции уже позитивные, а сервисы и услуги имеют все шансы развиться в перспективную отрасль.

Засучим рукава

Евгений Бадах,
директор компании «Бакотек»

Работы у нас в этом году только прибавилось. В частности, у наших дилеров на разных стадиях находится целый ряд проектов по информационной безопасности, в которых мы оказываем консультационную поддержку. Часть из них реализуется в финансовых учреждениях – в русле подготовки к сертификации по PCI DSS.

Если брать показатели по отдельным направлениям, то хуже всего обстоят дела с OEM-продуктами, а по той же защите информации отмечается рост на 10–30%. Меньше остальных оказался подвержен влиянию кризиса SMB. Корпоративный сектор, напротив, снизил активность до минимума.

Наши финансовые показатели пока отстают от прошлогодних на 30%. Однако если первые месяцы были очень сумбурными, то уже с июня мы наблюдаем определенную положительную динамику, и при условии стабильности гривны эта тенденция пойдет по нарастающей. Определенный акцент сейчас делается на повышении эффективности работы с партнерами. Продолжается расширение штата сотрудников, хотя, конечно, не такими темпами, как раньше. Целью для нас является выход на показатели 2008 г., а вот объем ИТ-рынка в целом сократится как минимум вдвое. Впрочем, кризис, на мой взгляд, в первую очередь в головах, и если больше работать, все нормализуется быстрее.

Еще одним «кризисоустойчивым» направлением оказались системы учета так называемого эконом-класса и решения по управлению взаимодействием с клиентами (CRM). Без первых сегодня уже фактически не может обойтись ни одно предприятие. Причем если говорить о самой распространенной из них – «1С», то сейчас к ее пользователям, помимо традиционного среднего и малого бизнеса, все чаще присоединяются более крупные корпоративные клиенты. Что же касается CRM, то в условиях замедления, а то и вовсе прекращения естественного роста бизнеса, для финансовых учреждений, телекоммуникационных и торговых компаний они становятся едва ли не основным пунктом антикризисной стратегии.

Хуже всего пока что обстоят дела с реализацией OEM-продуктов, речь идет о базовом ПО – операционной системе и офисных приложениях. Падение рынка сборки ПК, естественно, отразилось и на сбыте сопутствующего ПО. К тому же процесс легализации, который и раньше шел ни шатко ни валко, теперь и вовсе застопорился. Массовую антипиратскую кампанию в масштабах всей страны силами одной ассоциации BSA не развернуть. Адресная работа, которую ведут входящие в нее производители, в силу проблем законодательного и процессуального характера ощутимых результатов пока не принесла. Остается робкая надежда на активизацию государственных структур накануне очередных выборов, но без целенаправленной политики в этой сфере коренным образом ситуацию не изменить.

Завершить же сегодняшний разговор хотелось бы мыслью, которую в том или ином виде высказывали разные наши собеседники. Сейчас уже совершенно очевидно, что «пересидеть» спад в экономике не выйдет ни у кого, и ожидающие его окончания рискуют не только потерять деньги, но и утратить с трудом завоеванные рыночные позиции. Единственно возможная в современных условиях выигрышная стратегия – начать адаптироваться к нему и работать с удвоенной энергией. В перспективе это принесет свои плоды, и чем быстрее мы перейдем к активным действиям, тем раньше эта пора наступит.

Засучим рукава

Павел Жданович,
директор компании «Софпром»

Объем продаж в долларах за семь месяцев у нас примерно равен прошлогодним показателям. Однако это не характерно для всего рынка, поскольку у компании появилось несколько новых дистрибьюторских контрактов и есть определенные успехи в области электронных развлечений. Думаю, что рынок дистрибуции ПО в целом за год сократится на 30–40%, мы же рассчитываем даже на небольшой рост.

По некоторым позициям достигнутые нами результаты хуже ожидаемых, по другим лучше. Наших вендоров условно можно разделить на три группы: по «депрессивным» падение составляет 50–60% (к этой группе можно отнести, например, офисное ПО), по нейтральным находится на уровне 10–25% (системы проектирования, решения для полиграфии), а по растущим наблюдается положительная динамика в 20% (это прежде всего виртуализация и продукты в области информационной безопасности).

На мой взгляд, те, кто ждет «дна» (а их большинство), его не достигли. Разумнее ведут себя компании, осознавшие, что есть новые реалии, и приступившие к работе. Они сами формируют спрос, пускай и отложенный, ищут деньги на рынке и осваивают их.

Прогнозы в условиях, когда уже готовые сделки откладываются месяцами, ценности не имеют. Создается впечатление, что дальнейшее развитие событий в значительной степени будет зависеть от настроя игроков рынка.

Засучим рукава

Катерина Костерева,
коммерческий директор компании Terrasoft

Результаты работы компании в первом полугодии превзошли наши «кризисные» ожидания. Основной причиной тому стала активная деятельность Terrasoft за пределами Украины, где ИТ-рынок, по нашим оценкам, пострадал от рецессии сильнее соседних стран. Кроме того, в Terrasoft хорошо отлажены процессы работы с клиентами. Да и инвестиции в построение идеальной CRM-модели внутри нашей компании особенно хорошо себя оправдали именно в кризисные времена, когда естественный рост рынка прекратился.

Второй квартал показал положительную динамику по сравнению с началом года, однако это можно объяснить не столько выходом из кризиса, сколько традиционным снижением объемов ИТ-рынка в первые три месяца. Сейчас же мы наблюдаем несвойственную для лета активность. Складывается впечатление, что постепенно возобновляются инвестиции в бизнес, а ИТ, как известно, являются неотъемлемой составляющей его эффективного развития.

Terrasoft в настоящее время расширяет штат и целенаправленно работает над выходом на новые рынки, чему текущая ситуация только способствует. Однако заметного восстановления экономики в этом году ожидать не приходится, поскольку все еще высок риск очередного обвала гривны. Кроме того, кредитование вряд ли восстановится до 2010 г.

Засучим рукава

Виталий Тищенко,
генеральный директор компании «ABBYY Украина»

По нашему мнению, рынок Украины к кризису уже более или менее адаптировался. После шокового конца прошлого года и очень плохой первой четверти текущего во II квартале появились некоторые намеки на улучшение. В среднем объем ИТ-рынка, по моим оценкам, сократился раза в два-три. Если осенью экономику страны не постигнут новые потрясения, то в следующий год мы перейдем с небольшой тенденцией к росту.

Мы продвигаем собственные программные продукты и «1С» и отталкиваемся от гривневой цены. В долларовом же эквиваленте падение продаж в I квартале по сравнению с 2008 г. у нас составило 55%, во II – 45%. Естественно, динамика по направлениям отличалась. Сбыт приложений для настольных ПК, в частности из-за проблем с розницей, сократился в 3–4 раза. А вот по решениям «1С» показатели улучшались буквально помесячно и уже в апреле оказались выше прошлогодних. Несмотря на уменьшение среднего размера сделок, спрос на услуги остался практически на прежнем уровне, сократившись лишь на курсовую разницу. Некоторые заказчики отказались от собственных команд разработчиков и переключились на аутсорсинг, хотя и в не в таких масштабах, как мы предполагали.

+13
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT