`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Что было, что будет…

Статья опубликована в №27-28 (694) от 18 августа

+33
голоса

Произошло ли уже самое страшное, чего ждать от сезонов осенних и рождественских продаж, и когда все вернется «на круги своя»? С этими вопросами мы обратились к представителям ведущих мировых ИТ-производителей оборудования и дистрибьюторам, которые отвечают за его поставки в Украину. Ведь именно на аппаратную составляющую приходится примерно 80–90% оборота нашего рынка информационных технологий.

Тема оценки состояния украинского ИТ-рынка по итогам первого полугодия 2009 г. и ближайшие перспективы его развития оказалась интересной и для тех экспертов, к которым мы обращались в процессе ее подготовки. Что и говорить, достоверной информации о ситуации явно не хватает, поэтому, думаем, сведенные воедино мнения и оценки ведущих игроков помогут не только внести ясность и сориентироваться множеству небольших компаний, но и правильно спланировать свои дальнейшие действия.

В предыдущий раз мы обращались к данной теме более полугода назад в заключительном номере 2008 г. Что, в общем-то, было символично, так как наверняка прошлый год для многих будет ассоциироваться именно с грянувшим кризисом. И сейчас, по истечении семи месяцев, мы опять попросили представителей вендоров, крупнейших в нашей стране дистрибьюторов, поставщиков программного обеспечения, сборщиков ПК, розничных сетей и системных интеграторов, чтобы они дали свои оценки и сделали прогнозы.

Хорошо ли, плохо ли, но наши прогнозы о падении украинского рынка по итогам первого полугодия 2009 г. в два–пять раз, высказанные в конце 2008 г., оправдались. Другое дело, что в разных сегментах наблюдалась не всегда одинаковая динамика снижения объемов продаж, но пострадали все направления.

Ноутбуки стали своеобразным индикатором нашего рынка, поскольку, опередив десктопы в рознице еще в сентябре прошлого года, они так и остались лидерами с точки зрения популярности у украинских потребителей. Оценки GfK Ukraine подтвердила и Анжелика Рубежова, директор ELKO Kiev: «Если год назад средняя цена лэптопа была равна $600–650, а системного блока $400, то сегодня первые стали дешевле примерно на 20%, что составляет менее $500. Поэтому те, у кого есть деньги, берут, кроме ноутбука, еще и большой игровой монитор, а не настольную систему».

Но именно портативные ПК и оказались в числе продуктов, наиболее перегрузивших склады оптовиков и полки розницы, когда в прошлом году не оправдались надежды сначала на сезон Back to School, а потом и на предновогодние продажи. В конце 2008 г. мы говорили, что затоваривание по лэптопам составило от 180 до 200 тыс. шт. Увы, но и к концу первого полугодия 2009 г. оно по-прежнему наблюдалось, хотя уже и не является непреодолимой преградой для развития рынка. По оценкам АПИТУ, к концу июня на складах дистрибьюторов находилось около 80 тыс. коробок. Причем застряли там модели среднего и высокого уровня ценой от $700. И если для недорогих устройств снижение цены на 10–20% позволяло сдвинуть продажи с мертвой точки без значительных потерь и для оптовиков, и для производителей, поровну разделивших убытки между собой, то для дорогих ноутбуков такая уценка оказалась бы неприемлемой.

По наблюдению Валерия Базыленко, директора по продажам представительства ASUS в Украине, в процессе распродаж в период с января по май 2009 г. средняя цена портативного ПК в рознице успела упасть до $630, после чего начала постепенно увеличиваться и сегодня составляет $660. Шутка ли, в процессе сброса цен доходило до того, что устройства, закупленные, скажем, за $450, продавались за $350. Но происходящее в течение последних месяцев повышение средних цен говорит о том, что дистрибьюторы поняли: одним лишь удешевлением ситуацию не исправить. Поэтому работа «в минус» большей частью оптовиков уже прекращена. Хотя, по мнению Валерия Базыленко, в канале еще есть ожидания очередных «сливов складов»: «Если в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г. этим занимались практически все оптовики, то во второй четверти наблюдались единичные случаи».

Что было, что будет…

Максим Бараш,
вице-президент компании DataLux

Кроме сокращения штата и зарплат, пришлось сместить фокус на тех игроков, которые продемонстрировали свою жизнеспособность, больший акцент сделать на работу через сайт.

В нынешних условиях важно правильно оценить свое место на рынке и планомерно добиваться прибыльности, проведя внутреннюю реструктуризацию. А не заниматься самопоеданием, как это происходит до сих пор с некоторыми известными в прошлом игроками.

Что было, что будет…

Владимир Цой,
президент компании MTI

Кризис застал рынок врасплох, так как все смотрели на происходящее через «розовые очки», авось пронесет. Это касалось, к сожалению, и нас, ведь годом ранее, в октябре 2007 г., мы наблюдали аналогичную ситуацию в Казахстане, где также ведем бизнес. Но эйфория от успехов и масштабность реализуемых нами проектов не позволили вовремя подготовиться к обвалу. Слишком уж велика была инерция нашего тяжело нагруженного идеями и значительными инвестициями «локомотива», так что тормозной путь получился немаленьким. У MTI, как и у всех крупных компаний, период адаптации занял от одного до двух кварталов.

Теперь, оглядываясь назад, могу посоветовать предпринимателям более тщательно просчитывать все свои шаги, как говорят, «спешить не спеша».

На сегодня мы стараемся гибко подходить к планированию инвестиций и жестко контролировать наши текущие расходы. Работаем мы сейчас с теми, кто «платит», не придавая большого значения масштабу партнера. Кроме того, недавно запустили один из крупнейших в Восточной Европе логистических центров, который позволит нам обслуживать гораздо большее количество грузопотоков. В результате без нашего внимания не останутся компании практически любой величины и географии расположения.

Примечательно, что именно в июне и июле начали появляться первые признаки оздоровления ситуации на рынке ИТ. Владимир Цой, президент MTI, отметил, что каждый из этих месяцев был лучше предыдущего, что вселяет оптимизм. В целом же сектор портативных ПК, по разным оценкам, на конец II квартала 2009 г. сократился на 40–50%. Впрочем, Виктор Побережник, директор «ASBIS Украина», убежден, что гораздо логичнее измерять падение в феврале-марте, когда оно было равно 70–80%.

Настольные ПК оказались в числе наиболее пострадавших сегментов. По разным оценкам, снижение объемов продаж как самих готовых систем, так и разнообразных комплектующих составило от 75 до 80%. Главными причинами тому стали отмена широкого кредитования в рознице и практически полное замораживание государственных закупок. Сыграло свою роль и прекращение расширения сети региональных отделений банков и других финансовых учреждений. Именно в перечисленные направления и шла ранее львиная доля собираемых в нашей стране ПК.

Анжелика Рубежова привела такие данные: «В III квартале 2007 г. розничные сети к сезону Back to School «проглотили» около 120 тыс. настольных ПК. И хорошо, если в нынешнем их количество достигнет 20 тыс. Ведь раньше от 60 до 70% всех компьютеров, реализуемых в рознице, брали в кредит, который сегодня отсутствует». Ее оценку дополняет взгляд на ситуацию Дмитрия Пильтяя, генерального директора «Dell Украина»: «Хотя сейчас наблюдается активность и в финансовом сегменте, но она несравнима с тем, что было год назад: клиентские системы не закупаются вообще».

Серверный сегмент оказался чуть в более выгодном положении. Как сообщил Алексей Шаталов, HP, по направлению х86 серверов падение составило порядка 55–60% в штучном и денежном выражении, для систем хранения данных – 25%, а для тяжелых систем – 10%.

Если же говорить о структуре ИТ-рынка с точки зрения его сегментирования по типу потребителей, то пока наименее пострадал корпоративный сектор. Причем успешнее всего идут дела в направлении телекомов. Вадим Ленков, коммерческий директор «МУК», считает, что причиной тому является как стабильность поступления денег операторам, так и известная инерционность данного сегмента. Ведь реализуемые здесь проекты довольно масштабны, а время их внедрения составляет от 6 до 9 месяцев. Поэтому некое торможение начинает ощущаться только сейчас.

Впрочем, есть ниши, пусть и достаточно узкие, где поступательное развитие продолжается и в условиях рецессии. В числе таковых Вадим Ленков назвал средства сетевой безопасности. У нас применение таких решений находится в зачаточном состоянии, поэтому продажи данных продуктов растут и сегодня.

Хотя финансовая сфера ощутимо просела (по оценкам Дмитрия Пильтяя, не менее чем в два раза), здесь по-прежнему наблюдается активность, связанная с обновлением серверного парка, систем хранения и прочих компонентов, позволяющих усовершенствовать операционную деятельность банков. Крупнейшие из них продолжают свою работу, постоянно занимаясь модернизацией серверов.

Примечательно, что хотя государственным институциям и запретили внедрение новых проектов, но некоторый расчет на IV квартал все же есть. Впрочем, определенности в данном вопросе нет, хотя, как отметил Дмитрий Пильтяй, существует целый ряд довольно крупных проектов, до сих пор сопровождаемых (пока только на бумаге) интеграторами.

Самым жизнестойким и приспосабливаемым к изменчивым условиям рынка является средний и малый бизнес (SMB), который привык работать в постоянной жесткой конкуренции, надеясь только на свои ресурсы и не увлекаясь кредитами. И хотя все игроки говорят, что тендеров сегодня практически нет, а те, что встречались во II квартале, исчислялись в лучшем случае несколькими десятками тысяч долларов, но именно благодаря такой активности небольших компаний из сферы SMB рынок ИТ и продолжает жить.

Еще одним достаточно стабильным каналом продаж остаются интернет-магазины. Пусть объемы реализации товаров здесь несравнимы с наблюдаемыми во времена широкодоступных кредитов в розничных сетях, но тот, у кого сегодня есть деньги, предпочитает их тратить, выбирая наиболее выгодные предложения и условия.

Что было, что будет…

Алексей Шаталов,
региональный менеджер подразделения серверов и систем хранения данных компании HP в странах СНГ

Мы стараемся поднять рентабельность бизнеса для наших партнеров и сделать более доступными решения для заказчиков. С четвертого финансового квартала (с 1 августа) мы запускаем новые программы стимуляции для партнеров. Что же касается заказчиков, я думаю, они только выиграют, ведь мы стали теснее работать с производителями программного обеспечения, снизили цены на аппаратное обеспечение НР, а также расширили линейку предложений наших сервисов

Что было, что будет…

Вадим Ленков,
коммерческий директор компании «МУК»

В основном затоваривание складов уже преодолено как фактор, препятствующий ведению бизнеса, хотя отдельные категории продуктов и могут еще присутствовать в избытке. Но никто из дистрибьюторов не пытается занять максимальную долю в ущерб прибыльности. А вообще данный бизнес не терпит перерывов, поэтому те, кто сегодня решил приостановить поддержку партнеров, переждав смутные времена, через полгода увидят, что остались вообще ни с чем.

Кризис подорвал доверие не только к банкам, но и к деловым партнерам. Поэтому усилилась формальная сторона бизнеса. И не стоит по этому поводу расстраиваться – это нормальный подход.

При отсутствии же серьезных скачков курса рынок будет пусть и медленно, но развиваться.

Что было, что будет…

Анжелика Рубежова,
директор компании ELKO Kiev

В качестве первоочередной антикризисной меры нами был проанализирован портфель дебиторов, и те, кто прежде злоупотреблял задержками в платежах, переведены на предоплату. Для остальных снижены кредитные лимиты для уменьшения рисков.

Склады компании уже освобождены от тяготившего нас на протяжении последнего полугодия запаса продуктов, поставленных в 2008 г. В целом такие запасы не были столь критичными, чтобы инициировать радикальные изменения в компании. Мы оптимизировали затратную часть, сохранив мощность организации.

Если же говорить о мерах, нацеленных на перспективу, то мы ориентированы на уход от прямых ценовых столкновений, а вместо этого стараемся следить за тем, чтобы наши партнеры получали прибыль от работы с нами.

«Дно» уже достигнуто или только угадывается?

Что было, что будет…
Что было, что будет…

Этот вопрос наверняка волнует всех. В СМИ постоянно муссируются слухи о второй волне кризиса, грозящей нашей стране в начале осени. Увы, но внести определенность в данный вопрос не смог никто из опрашиваемых нами экспертов. Однако их видение нынешней ситуации и ближайшей перспективы было единым в главном, хотя и разнилось в деталях.

Так, в проблеме достижения «дна» Владимир Цой увидел два аспекта: эмоционально-психологический и экономический. И если в последнем весьма трудно сориентироваться без знания глубинных процессов, потому и нельзя дать точные прогнозы, то восприятие украинских покупателей уже подготовлено к очередным встряскам. Поэтому даже если они случатся, не стоит бояться проявления такой же эмоциональной реакции на них, как это было в конце прошлого года. «Мы уже пережили сильнейший стресс и теперь постепенно приходим в себя. Все уже осваиваются в новой экономической ситуации и начинают играть по новым правилам», – считает Владимир Цой.

Его поддерживает и Максим Бараш, вице-президент DataLux: «Не только наши партнеры морально готовы к новым встряскам, но и мы сами. Из практики работы дистрибьюторов ушло безоглядное накачивание в канал только на основании джентльменских договоренностей. В делах сегодня царят трезвый расчет и строгое оформление сделок». Да и отсутствие кредитного изобилия заставляет без иллюзий взглянуть на свои возможности всем участникам цепочки поставок.

Понятно, что мы уже не сможем совсем избежать курсовых колебаний. «Но если они останутся в пределах 15%, – считает Анжелика Рубежова, – то большинство потребителей отнесется к ним спокойно. А так как проникновение компьютеров в нашей стране все еще невелико, продаваться они будут». Владимир Цой при этом думает, что если курс не превысит значения 9 грн/долл., то покупательная способность населения в секторе ИТ не слишком снизится (в пределах 10%).

Соглашается с ними и Валерий Базыленко: «Нынешней осенью в высшие учебные заведения пойдет не менее 100 тыс. молодых людей. И уж как минимум каждый четвертый, а может, и пятый из этого числа станет обладателем ноутбука или десктопа». Тем более что в Украине под эгидой Intel стартовала специальная программа «Каждому студенту ноутбук», в которую включились три вуза: КПИ, Киевский университет им. Т. Шевченко и НАУ. Здесь будут развернуты беспроводные сети, посредством которых планируется выдача и прием ряда контрольных работ. Так что спрос на лэптопы точно вырастет.

Несколько более критично отнесся к грядущей активности в преддверии осени Максим Бараш. По его мнению, в результате столь значительного сокращения рынка будет весьма проблематично увидеть заметное влияние на его объем относительно небольшого (пусть даже на 10–20%) сезонного всплеска продаж. Поэтому игрокам стоит строить свою стратегию развития на более долгосрочный период, не полагаясь на такие малопредсказуемые факторы, как нынешний сезон Back to School.

В «ASBIS Украина» хотя и готовятся к сезонам осенних и рождественских продаж, тем не менее не видят причин для бурного развития всего рынка в нашей стране. По мнению Виктора Побережника, мы находимся в кризисном состоянии, но сам кризис еще не наступил. «Какие-то оценки нельзя давать, пока ситуация не стабилизируется. А это должно произойти примерно к февралю 2010 г., так как положение дел в бизнесе не может рассматриваться в отрыве от экономической и политической ситуации в стране и мире. И лишь в апреле можно говорить о том, что «дно» уже было или только будет», – сказал он.

Г-н Побережник поделился и своим видением ближайшей перспективы: «Считается, что динамика развития в кризис повторяет начертание буквы W, но я думаю, что спадов в этом графике будет не два, а не менее трех. Первый из них был обусловлен паникой в ноябре-декабре 2008 г., а вот остальные определяются следующими причинами: банкротства из-за невозврата кредитов банкам, убытки от распродаж затоваренных складов и дебиторская задолженность, связанная с первыми двумя факторами. Все эти три причины по-прежнему актуальны, поэтому возможны и новые банкротства, и очередные сливы складов и т. д.»

Алексей Шаталов пока не ожидает роста в корпоративном сегменте. Он считает, что в направлениях тяжелых серверных систем продолжится снижение активности. С другой стороны, ситуация с серверами х86 стабилизировалась: хотя нет роста, но не наблюдается и падения (в поквартальных сравнениях). Системы хранения показывают рост на уровне нескольких процентов. В результате повышение в секторе платформ х86 в 2010 г. составит не более 10%, а для тяжелых систем и СХД – и того меньше.

В свою очередь в MTI оценили, что в различных сегментах украинский ИТ-рынок сократился от 50 до 70%, но в самой компании оперируют таким средним показателем по состоянию на конец первого полугодия, как 60%. Второе же ожидается более успешным, поэтому по итогам всего 2009 г. данный показатель должен составить около 55%.

Резюмируя, можно сказать, что за прошедшие полгода изменилась структура украинского ИТ-рынка, причем этот процесс еще не завершен. Но уже можно однозначно утверждать, что на нем остались лишь игроки, которые правильно подошли к решению финансовых вопросов и не увлеклись в свое время кредитами. По мнению ведущих дистрибьюторов, в этот период не было серьезных перераспределений их долей, все стремились в первую очередь увеличить прибыльность своего бизнеса.

Что было, что будет…

Дмитрий Пильтяй,
генеральный директор «Dell Украина»

В течение первого полугодия мы завершили реструктуризацию, что позволило лучше сконцентрироваться на нашем фокусном бизнесе в коммерческом секторе и представить работающим здесь заказчикам оптимизированные для их нужд новинки. Это, в частности, линейки серверов и СХД, такие как Dell 11G PowerEdge, позволяющие сэкономить средства, в том числе с помощью виртуализации.

Сегодня Dell предлагает для корпоративных заказчиков лучшие решения по виртуализации данных, способные удовлетворить самые высокие требования. Во время рецессии нельзя замыкаться, нужно использовать это время на обновление, чтобы подготовиться к грядущему подъему.

Что было, что будет…

Валерий Базыленко,
директор по продажам представительства ASUS в Украине

Если в прошлом году дистрибьюторы пытались экономить на доставке 1–2%, то в этом стараются оптимизировать цикл закупка-доставка-реализация-закупка за счет использования авиатранспорта. Так, если в 2008 г. этот цикл составлял 8–10 недель, то сейчас сократился до 6–7. Уменьшились и объемы одноразовых поставок: раньше создавался запас на 3–4 недели продаж (как минимум), теперь он не должен превышать 1–2.

Дистрибьюторы все ближе подходят к конечному клиенту. Если раньше у них было около 300 активных партнеров, то теперь их число увеличивается.

Изменилась и структура заработной платы у менеджеров по продажам: существенно сократилась фиксированная ее часть и выросла зависимость от объема реализации.

Что было, что будет…

Виктор Побережник,
директор компании «ASBIS Украина»

Решение об оптимизации структуры компании было принято еще в августе, но начало претворяться в жизнь в октябре. Это позволило минимизировать потери в 2008 г., а в нынешнем первое полугодие в целом мы уже отработали с прибылью.

Планы по формированию своего портфеля как поставщик ноутбуков мы выполнили, использовав для этого кризисный период. И уже со II квартала являемся полноправным игроком и в данном сегменте в Украине.

Акции нашей компании находятся в свободном обращении на Варшавской фондовой бирже. Вся финансовая информация открыта и доступна на нашем корпоративном веб-сайте. Показательно, что с начала июля по сегодняшний день стоимость акций ASBIS выросла более чем на 50%, что свидетельствует об успешном развитии компании.

Куда и как идти дальше?

Универсальных рецептов успеха нет, все советы стоит творчески прилагать к конкретным обстоятельствам. В предыдущем выпуске, посвященном анализу ситуации на украинском ИТ-рынке, мы уже давали ряд общих рекомендаций, поэтому не будем повторяться, а посмотрим, как действовали или советуют поступать ведущие игроки.

Всеми дистрибьюторами были проведены реорганизации внутренней структуры и даже сокращения штатов, где в этом была необходимость. Компании пошли и на такие больно бьющие по бизнесу шаги, как уценка того товара, что можно было относительно быстро реализовать. Причем зачастую эти меры принимались совместно с производителями, на которых также легла часть потерь.

Площадка для дальнейшего развития рынка более или менее расчищена, хотя и говорят, что не исключены повторные «сейсмические толчки», грозящие обрушениями. Но все игроки проявляют сдержанный оптимизм и рассчитывают со временем вернуться на некогда завоеванные позиции.

Увы, не все факторы, влияющие на ситуацию на украинском ИТ-рынке, можно учесть, тем более что наша страна достаточно тесно интегрирована в мировое сообщество. И до сих пор нет признаков заметного оживления крупнейших рынков. Поэтому все эксперты предлагают строить стратегии развития своих компаний исходя из имеющихся ныне возможностей. Тщательно просчитывать бизнес-планы и строго оформлять договоры. Увы, но правовой нигилизм остается серьезным препятствием бизнесу в нашей стране.

Однако не хотелось бы завершать данный материал на минорной ноте. Перспективы у ИТ в Украине есть, как есть и спрос на соответствующие продукты. Пока ожидается, что на данный рынок вновь вернется поступательное движение в середине 2010 – начале 2011 гг. Поэтому давайте уже сегодня готовить для этого платформу.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Дно ещё далеко не впереди. Я например работаю в киевском комунальном предприятии которое считалось и было непоколебимым
и не зависящим от эконом. и полит. ситуаций. К чему мы шли эти 2 года: было 900 рабочих (850 киевлян) стало 550 (320 киевлян),
зарплаты заморожены, премии отменены, зарплата с опозданием в 4 месяца, плановое сокращение вдвое рабочих и ИТР намечено на осень 2009.
Вот барометр покупательной спроможности!
Далее весной вполне возможно сокращение всех работающих пенсионеров 550-150=400 и увольнения приезжих 400-230= ...170 киевлян.(приезжие вернутся домой и станут безработными по месту жительства)
В 2007 продукцию (в Киеве) покупало 900 человек, а в 2010 будут 170. (пенсионеры и безработные много не накупят).
Мой прогноз: будет ещё два "дна": осень 2009 и весна 2010!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT