`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Защита данных потребителя – миссия невыполнима?

+22
голоса

Каждому человеку что-нибудь, да нужно. И всегда есть компания, которая продала бы ему это «что-нибудь». Проблема в том, как им встретиться, – и она уже успешно решается. Однако вопрос уже ставиться иначе – как потребителю избежать такой встречи.

«We are living in a black box society»
Сиро Каттуто

На Третьем форуме Гейдельбергских Лауреатов (Heidelberg Laureate Forum), прошедшем, как можно догадаться, в немецком Гейдельберге, 23-28 августа, один из дней был полностью посвящен выяснению вопроса о том, насколько широко распространяются данные о потребителях (фактически, их полные досье, – от покупательских предпочтений до состояния здоровья и истории их карьеры и доходов) и можно ли препятствовать этому, – и нужно ли вообще это делать, и если нужно, то как именно.

Защита данных потребителя – миссия невыполнима?

Где еще проводить неспешные научные форумы, если не в Гейдельберге? Его университет основан в 1386 г. и был первым в Германии и пятым в Центральной Европе

Не открою никакого секрета, если скажу, что данные уже оказывают огромное влияние на жизнь людей, – особенно в информационно развитых странах, – и это влияние в дальнейшем будет только увеличиваться.

В США, где в 14-м веке основным населением были бесчисленные стада бизонов, теперь даже в основе тюремных приговоров лежат результаты формального анализа данных. Европа в этом плане несколько отстает, но принципиально движется в том же направлении.

Еще один «не секрет», что основная часть данных сегодня собирается на различных Web-сайтах, которые требуют регистрации и зачастую предоставления различной расширенной информации. Очевидно, что эта информация может быть передана третьим лицам, в самом безобидном случае – рекламным сетям.

Очевидно также, что регулятивное законодательство той или иной страны может предусматривать передачу такой информации государственным структурам, в том числе службам безопасности.

Такие данные могут также использоваться в дальнейшем для персонализации рекламных предложений и скидок на различные услуги в зависимости от финансовых возможностей и т.п. Но кем и как принимаются подобные решения, как правило, не ясно.

Защита данных потребителя – миссия невыполнима?

Средний потребитель еще представляет себе (и то не в полной мере), откуда по крупицам может собираться информация о нем – левая часть рисунка. Но ему совершенно непонятно, как происходит агрегирование, очистка и анализ информации, чтобы сформировать неотразимое текстовое предложение, как и почему он получает соответствующие изображения, аудио- и видеофайлы. Но это и неважно для продавца. Главное – чтобы работала «дудочка крысолова»

Гейдельбергский «день безопасности»

Вынесенную в эпиграф формулировку о том, что «мы живем в обществе, которое представляет собой черный ящик», предложил в своем выступлении на форуме Сиро Каттуто (Ciro Cattuto), руководитель и научный директор Data Science Laboratory, работающей в структуре ISI Foundation.

Он имел в виду, что сегодня для принятия множества важных решений относительно жизни людей используются алгоритмические «черные ящики», но при этом очень мало кто знает, как они работают и какой алгоритм используется.

Сложность проблемы, согласно Катутто, заключается в том, что накопленные данные не всегда точны и/ или полны. Кроме того, анализ всех накопленных данных о человеке может дать намного больше, чем считает типичный потребитель.

Эту мысль развил профессор Carnegie Mellon University Алессандро Аккусти (Alessandro Acquisti). «Современные средства анализа данных о людях гораздо мощнее, чем можно себе представить. На первый взгляд невинные данные, указанные о себе самим человеком, покажут наши любовь и неприязнь, а также основные психологические черты личности.

Далее это может использоваться, чтобы влиять на нас, – например, генерируя «на лету» соответствующие персонализированные высокоэффективные рекламные тексты. Фактически мы предоставляем неизвестно кому кнопки, которые они могут использовать, чтобы двигать наши мысли и поступки в определенном направлении».

Другими словами, уже назрела потребность в лучших механизмах для того, чтобы защитить частную жизнь людей, так же как и в большей прозрачности тех структур, которые собирают, используют и передают (или продают) данные.

Однако в конечном итоге участники форума так и не смогли дать ясный ответ, каким образом можно было бы обеспечить такую «прозрачность».

Защита данных потребителя – миссия невыполнима?

Эта схема дает некоторое представление о том, откуда берутся данные о потребителях. Не правда ли, мы обычно не задумываемся о подобных вещах?

Безопасность и безнадежность

Даже если бы проприетарные алгоритмы были бы открыты, средний потребитель вряд ли смог бы правильно интерпретировать их. Такие технологии слишком сложны для понимания большинству людей.

Поэтому мы нуждаемся в стратегическом подходе, который предлагает не только специальное конструирование и соблюдение защищенной частной жизни людей, но и то, что можно назвать «частной жизнью по умолчанию».

Соответствующие государственные политика и законодательство – один из подходов к решению проблемы, но многие аналитики не видят существенных причин для оптимизма в этом направлении, поскольку государство также является заинтересованной стороной.

Известно, что инициативными группами ученых ведутся, например, работы по созданию специальных расширений для браузеров (по крайней мере, Firefox и Chrome), которые блокируют шпионскую рекламу (spying ads) и невидимых отслеживателей деятельности пользователя (invisible trackers).

Еще одно направление работ – непрерывное (end-to-end) шифрование. Разумеется, нет нераскрываемых шифров, но дешифровка может оказаться неприемлемо дорогой и длительной для большинства собирающих информацию структур.

Но это все, в конце концов, полумеры, которые могут быть с меньшими или большими усилиями нейтрализованы собирающей данные стороной. Так что, по сути, «день защиты информации о потребителях» не дал никаких существенных результатов. Ученые только сошлись на том, что:

  1. Решение проблемы должно быть комплексным и не может прийти только с какой-то одной стороны.
  2. Ни одно локальное общество не может решить проблему самостоятельно.

Таким образом, общего решения проблемы нет. Единственное, что смогли порекомендовать докладчики – банальное «будьте осторожны». И не удивляйтесь, если в один прекрасный день вам придет «предложение, от которого вы не сможете отказаться».

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT