`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Загадочное будущее Web 2.0

Статья опубликована в №19 (636) от 20 мая

+11
голос

Посвященная новым веяниям в интернет-бизнесе выставка Web 2.0 Expo собрала в Сан-Франциско более 8 тыс. технических специалистов, маркетологов и инвесторов. Помимо семинаров по различным направлениям – от разработки бизнес-моделей до управления онлайн-сообществами, она включала дискуссионную зону Web2Open, а также площадку Launch Pad, на которой компании представляли свои разработки. Девизом же конференции, подчеркивающим ее направленность, на этот раз была выбрана достаточно актуальная фраза «Что вы будете делать с мощью Web 2.0?».

Загадочное будущее Web 2.0

Появившийся всего несколько лет назад термин Web 2.0 сегодня прочно вошел в жизнь многих людей и, что самое интересное, даже в бизнес-стратегии крупных корпораций. Согласно исследованию Forrester Research 56% европейских и североамериканских компаний планируют использовать технологии Web 2.0 уже в этом году. «Сейчас абсолютно ясно, что в каждой фирме кто-то да думает о Web 2.0, – говорит аналитик Оливер Янг (Oliver Young). – Пускай это не CEO или другой топ-менеджер, но инициативный сотрудник будет искать пути применения этих инструментов для решения задач бизнеса. Главный вопрос – как это делать эффективно?».

Эксперт также отмечает довольно парадоксальную ситуацию – многие компании сегодня пытаются начать внедрение технологий Web 2.0, не имея понятия, зачем им это нужно. «К примеру, заводят wiki, а потом уже размышляют, где бы ее использовать», – рассказывает Оливер Янг. Он советует прежде всего определить проблему, а затем думать над ее решением с помощью новых инструментов и возможностей.

С точки зрения рынка примечателен и другой факт: несмотря на большой эффект, который сулят новые разработки, в денежном выражении они пока являются сравнительно доступными. По данным Forrester Research, к 2013 г. компании потратят на продукты Web 2.0 всего 4.6 млрд долл., что относительно немного в контексте рынка ПО в целом.

Взгляд в будущее

Загадочное будущее Web 2.0
Web 2.0 Expo собрала в этом году более 8 тыс. участников

Естественно, на Web 2.0 Expo, как и в рамках любых других мероприятий, где хотя бы мелькает этот термин, не обошлось и без мнений, что события, происходящие сегодня на интернет-рынке, весьма напоминают печально известный период доткомов 2001 г.

К слову, довольно пессимистично настроен в отношении будущего Web 2.0 и сооснователь Netscape Марк Андриссен. Он даже спрогнозировал наступление «ядерной зимы», и это несмотря на то, что его новая компания – социальная сеть Ning – недавно получила 60 млн долл. инвестиций.

Характерное подтверждение тому, что нынешний бум и в правду в некотором роде напоминает события минувших дней, – обилие на мероприятии фирм, чьи продукты не имеют серьезной бизнес-модели. К счастью, большую часть стендов все же занимали весьма крупные и солидные компании, которые вряд ли исчезнут в одночасье, – Disney, IBM, Intuit, Microsoft, Cisco WebEx, Oracle, Juniper, Google, EMC. Многие аналитики сходятся во мнении, что значительная часть стартаперов сегодня задумывается не столько о заработке на сервисе, сколько о его продаже инвестору.

Как раз теме вложений и перспектив Web 2.0 в эпоху экономической нестабильности было посвящено выступление главы O'Reilly Media Тима О'Рейли (Tim O'Reilly). Среди прочего он заявил, что только по-настоящему инновационные компании смогут процветать.

Загадочное будущее Web 2.0
Марк Андриссен (Ning): «Новый кризис среди интернет-компаний может наступить очень скоро»

Другой ключевой докладчик – основатель Slide Макс Левчин (Max Levchin), известный как один из создателей PayPal, сказал: «Рецессия затронет и Интернет. В этом нет никаких сомнений». Свой новый проект– Slide – Левчин видит как главный способ преодоления кризиса в поиске новых источников прибыли. «Мы стараемся не быть зависимыми от рекламы. Продавать что-то конечному потребителю – это отличная возможность. Во время экономического спада не стоит думать о масштабе, лучше стараться заполучить группу лояльных потребителей, которые будут приносить постоянный доход».

Данные заявления заметно отличаются от слов менеджеров сервиса мини-блогов Twitter, которые много говорили о темпах роста и масштабности. Эксперты же рынка утверждают, что этот проект пока не приносит прибыли, а существует лишь на деньги инвесторов.

В свете этого стоит упомянуть отчет Dow Jones VentureSource и Ernst & Young, в котором говорится, что в 2007 г. стартапам было сложнее найти финансирование, чем год назад. Общий объем сделок с участием венчурного капитала в США в первом квартале 2008 г. составил 6,8 млрд долл., что на 7% меньше, чем годом ранее, и на 9% меньше, чем в последнем квартале 2007 г. Впрочем, пока это снижение преж-де всего коснулось секторов здравоохранения и биотехнологий, а в индустрии ИКТ все обстоит гораздо лучше – ИТ-провайдеры, к примеру, получили на 20% больше средств, чем за аналогичный период прошлого года.

Не обошли стороной на мероприятии и будущее блогов. Джонатан Шварц (Jonathan Schwartz), нынешний СЕО Sun Microsystems, является пионером «корпоративного блогинга», но предрекает его скорую смерть. Как предполагается, вместо этого будет использоваться термин «коммуникации». Блоги станут более распространенными среди топ-менеджеров, и этот канал общения получит больше внимания, следовательно, блоггерам придется тщательнее следить за тем, что они пишут. Обмен мнениями с читателями станет плотнее – увеличится число вопросов, на которые необходимо дать ответ.

Продукты и анонсы

Как было отмечено выше – далеко не все продукты, представленные на выставке, были интересны с точки зрения бизнеса, однако без перспективных проектов также не обошлось. Часть из них имела свой стенд, а часть демонстрировалась на LaunchPad'e.

Так, проект Rambla, разработанный компанией Piria, является наглядным «строителем» сайтов и работает на Flash. Однако несмотря на то, что сама технология интересна, страницы, созданные с ее помощью, имеют довольно ограниченные возможности – например, в них нельзя включить RSS-импорт с других проектов.

Довольно интересной является новость от компании Acquia – она представила платную версию веб-движка Drupal, который распространяется по принципу других коммерческих продуктов Open Source, например Red Hat Linux (ранее была только бесплатная).

В целом тенденция монетизации проектов находит свое отражение и в темах самих стартапов – сервис Triggit добавляет рекламные ссылки, видео из YouTube или фото из Flickr, а также включает утилиту для управления контекстными рекламными кампаниями Google AdSense на странице.

Компания BigString представила надстройку для клиента интернет-пейджинга AIM, позволяющую моментально удалять переданные сообщения, что будет полезно людям, озабоченным вопросами приватности. Во время общения можно предложить собеседнику принять участие в защищенном чате. Ему будет отправлена ссылка, которая запустит отдельное окно, где каждое сообщение стирается через 10 с. В планах разработчиков – подключаемые модули для других IM-клиентов.

Привлек внимание посетителей и продукт Oosah – он дает возможность создать мультимедийную презентацию, используя изображения или видео как с жесткого диска, так и с любого сайта. В слайд-шоу можно добавлять музыку, а затем публиковать его в сети или записывать на другой носитель.

Еще один интересный стартап – Tungle. Это подключаемый модуль к MS Outlook, который служит недорогой альтернативой серверу MS Exchange по части синхронизации данных из календарей разных участников с целью автоматизировать процесс назначения времени встреч.

Продолжая тему надстроек, упомянем Intel's Mash Maker – подключаемый модуль для браузера, который дает возможность комбинировать на одной странице информацию с разных сайтов. Кстати, было довольно неожиданно среди создателей мелких программных решений увидеть такого гиганта, как Intel.

Стратегия Yahoo!

Загадочное будущее Web 2.0
Ари Балог (Yahoo!): «Мы собираемся стать платформой номер один для разработки интернет-приложений»

В отличие от всемирно известного производителя процессоров крупные интернет-компании на Web 2.0 Expo и подобных мероприятиях рассказывают о своем видении рынка, представляют стратегии. Естественно, большое внимание на этот раз было приковано к Yahoo! в свете сорвавшейся сделки с Microsoft. Многие посетители хотели увидеть или хотя бы услышать, чем именно будет компенсировать упущенные возможности менеджмент Yahoo!

Как стало известно, первой частью 100-дневного плана сооснователя и СЕО Yahoo! Джерри Янга (Jerry Yang) будет проект Yahoo! Open Strategy (Y!OS). О нем собравшимся рассказали СТО компании Ари Балог (Ari Balogh), перешедший из VeriSign, и главный архитектор Y!OS Нил Сэмпл (Neal Sample).

Ари Балог подчеркнул, что проект стартовал до предложения Microsoft о поглощении и должен значительно поднять выручку Yahoo!, увеличив для этого время, проводимое пользователями на сайте, и количество просматриваемых ими страниц. По расчетам оборот портала после запуска Y!OS за три года вырастет с 1,9 млрд долл. до 3,7 млрд.

Версия 1.0 должна быть запущена уже в этом году. В нее войдут платформа для разработки, графический движок и движок для событий, единый профиль пользователя, а также «социальный активатор». Последний объединит различные группы общения пользователя из разных приложений, таких как адресная книга Yahoo! Mail, список контактов Yahoo! Messenger, «друзей» из Flickr, Yahoo! 360 и Yahoo! Mash. В целях безопасности пользователи сами смогут выбирать, какую информацию делать общей, а какую нет. Платформа будет построена на основе Web API и технологий потоков (feeds). А поскольку Yahoo! является участником OpenSocial Foundation, вместе с Google и MySpace, в нее будет заложено и взаимодействие с некоторыми другими социальными сетями. У пользователей будет возможность самим выбирать, на каком сайте какие приложения использовать из единой панели, а разработчики смогут встраивать сервисы Yahoo! в свои сайты.

Другой проект Yahoo! – фото-сервис Flickr – также подвергся масштабным изменениям, которые начинаются с такой привычной уже многим функции, как теги. Его авторы раздумывают над тем, как сделать информацию меток более полезной и удобной. По словам директора по разработке сервиса Какул Шриваштавы (Kakul Srivastava), сейчас пользователи сайта создали столько тегов, что если выложить этот список обычным текстом со стандартным шрифтом, он покроет полы 14 супермаркетов Wal-Mart. Идея состоит в том, чтобы, анализируя эти метки, попробовать получить больше информации о контексте и о пользователе. Как это будет реализовано точно – пока не сообщается.

Во время своего выступления г-жа Шриваштава привела несколько интересных фактов о развитии сервиса тегов на Flickr за последние годы. Пользователи сначала добавляли метки для себя, потом научились создавать теги, которые вовлекают других людей, позволяя обменяться опытом.

Интересен пример участия пользователей сервиса в проекте The Commons, проведенном совместно с Библиотекой Конгресса. В его рамках часть архива фотографий библиотеки сделали доступной для пользователей сети, которые должны были помочь проиндексировать этот огромный архив, упорядочив его путем назначения тех же тегов. За первый час доступности этих фото на Flickr было поставлено 150 тегов, а за первые сутки – уже 11 тыс. При этом ряд пользователей замечали трудноуловимые детали на них, писали комментарии и, таким образом, усовершенствовали архив.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT