`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

WWDC 2010: iPhone 4 заставил конкурентов вздрогнуть

Статья опубликована в №21 (732) от 15 июня

+17
голосов

7 июня 2010 г. мир замер в ожидании премьеры нового iPhone. Всевозможные утечки и детективные истории с потерянными прототипами накалили обстановку до предела, и даже людям, далеким от стана фанатов Apple, не терпелось узнать, что же такого покажет Стив Джобс и сможет ли удивить всех снова.

WWDC 2010 iPhone 4 заставил конкурентов вздрогнуть

Казалось бы, совсем недавно, чуть более трех лет назад, iPhone еще не появился, Apple была сугубо компьютерной компанией, но покорившей мир MP3-плееров. Топовым смартфоном считался Nokia N95, о сенсорной версии Symbian даже речь не шла, равно как и о доступных телефонах с чувствительным экраном. И тут Стив Джобс вышел на сцену и сказал: «Мы создали телефон. Заново», – и показал iPhone, который по техническим характеристикам уступал даже моделям среднего класса, не говоря уж об аппаратах высокого уровня. Столько критики, насмешек, издевок и фатальных предсказаний больше не доставалось, пожалуй, ни одному продукту Apple. Смеялись над разрешением камеры, невозможностью расширения памяти, отсутствием сторонних приложений, аналитики прогнозировали этому продукту скорое забвение. А тем временем iPhone завоевывал планету. Миллион, еще миллион, затем 10 миллионов и т. д. Через год Apple представила новую модель, а вместе с ней новую версию прошивки и магазин приложений. И опять волна критики: какой это смартфон без многозадачности, по какому праву Apple берет себе 30% от продаж приложений, почему все только через iTunes и т. п. А пока критиканы марали бумагу, Apple продавала приложения тысячами. Еще год – новое обновление iPhone – эволюционное. Более быстрый процессор, больше памяти, лучше камера. Но при этом старый дизайн, экран, возможности. Было понятно, что компания берет паузу, чтобы в следующий раз уже представить кардинально иное устройство, которое сможет снова выйти вперед по сравнению с конкурентами, подтянувшимися до уровня iPhone.

В чем секрет популярности Apple iPhone? Ведь до этого все были уверены, что покупателя в первую очередь интересует техническая составляющая: мегапикселы, мегагерцы, функции. А Apple представила максимально закрытое устройство, где не было никаких возможностей по настройке интерфейса, а функциональность находилась на уровне моделей гораздо более дешевых и несложных. Почему же покупатели начали массово «голосовать рублем» именно за iPhone? Факторов несколько. Во-первых, это та самая, особая магия Apple в целом и Стива Джобса лично. Во-вторых, простой, казуальный интерфейс, в котором даже ребенку очевидно, что и как происходит. В третьих – максимально проработанный дизайн как программной, так и аппаратной части. Вдруг оказалось, что дизайн, красивые пиктограммы и шрифты для многих важнее, чем пятимегапиксельные камеры.

И вот на дворе год 2010-й. На сцену Moscone Center в Калифорнии опять вышел Стив Джобс, чтобы в очередной раз показать новый iPhone. Но так как мероприятие проходило в рамках WWDC – конференции для разработчиков Apple, то и презентация CEO Apple не была посвящена новому iPhone целиком и полностью.

Успехи iPad

Все, кто не верил в iPad (как и в iPhone в свое время), оказались посрамлены. Два миллиона устройств за первые два месяца продаж – ни один другой планшет или UMPC/MID пока не может похвастаться подобным тиражом. Вполне вероятно, что с началом продаж в Европе и с учетом рождественского бума в конце года Apple отчитается о 10 млн реализованных устройств – такого не предвещали даже самые оптимистичные оценки. Похоже, Apple удалось нащупать нишу, которую не сумели найти конкуренты. Можно быть уверенным, что полноценных конкурентов у iPad в течение ближайшего года не будет, так как на Computex 2010 ни одна компания не смогла показать готовое устройство. Apple же, помимо продаж собственно планшета, наращивает и выпуск контента для него. На данный момент в AppStore уже 8500 iPad-приложений, не менее динамично развивается и магазин электронных книг. По информации шести крупнейших издательств, 22% продаваемых в США электронных книг реализованы через iBookstore – всего 5 млн экземпляров.

Звезда шоу – iPhone 4

Главным анонсом вечера стал, естественно, iPhone 4. Появившиеся в сети «шпионские» фотографии действительно демонстрировали реальный дизайн iPhone нового поколения. Впервые за время существования телефона от Apple компания проводит столь существенное изменение и дизайна, и технических характеристик. Три года понадобилось конкурентам, чтобы достичь того же уровня дизайна и эргономики, так что настал час в очередной раз ошеломить покупателей. Вещью, способной их удивить, стал дисплей. Как и в iPad, в смартфоне применена IPS-матрица с невиданным для мобильного телефона разрешением 960×640 точек. И это притом что диагональ осталась прежней – 3,5". Естественно, не стоит переживать, что на таком дисплее все слишком мелко, системные шрифты будут адаптированы. Новый экран получил название Retina Display (от англ. «сетчатка»). Таким образом, в Apple хотят подчеркнуть, что человеческий глаз уже неспособен различить отдельные точки. Важно, что при увеличении разрешения сохранены пропорции (старое 480×320 «умножили на два»), что позволит без проблем запускать существующие программы в полноэкранном режиме, не дожидаясь, пока авторы обновят их.

WWDC 2010 iPhone 4 заставил конкурентов вздрогнуть
Лицевая и задняя панели теперь выполнены из ударопрочного стекла, а боковая грань – нержавеющая сталь. Она же играет роль антенны

Второе кардинальное изменение – дизайн. После того как на смену металлическому iPhone 2G пришли корпуса из пластика, многие пользователи были недовольны. Теперь же металл возвращается, да еще и в сочетании со стеклом. Передняя и задняя панели аппарата из стекла, рамка – нержавеющая сталь, причем она же станет выполнять роль антенны. Традиционно корпус неразборной. Уменьшилась толщина – до 9,3 мм, что сделало iPhone самым тонким смартфоном с сенсорным дисплеем на рынке. Будут доступны два цветовых решения – традиционный черный и полностью белый. Несмотря на столь яркий дисплей, компания обещает увеличившуюся на 40% по сравнению с 3Gs автономность – как будет на самом деле, покажет эксплуатация. За плавность отображения всех красот интерфейса отвечает чип А4, такой же, как и в iPad. Можно быть уверенным, что со своими задачами он справится.

Остальные улучшения скорее эволюционны. Снова усовершенствованна камера, теперь это пятимегапиксельный модуль со вспышкой и возможностью записи видео в HD-качестве (720p). Вместо акселерометров для определения ориентации в пространстве применяются микромеханические гироскопы, что позволит улучшить управление в играх. Не забывает Apple и о главной функции телефона – добавлен второй микрофон для реализации технологии шумоподавления. А вот объемы памяти не увеличились – 16 и 32 ГБ. Видимо, в компании посчитали, что этих улучшений достаточно.

Неожиданно Apple решила заново изобрести видеозвонки. Причем стандартных возможностей сетей 3G ей оказалось для этого недостаточно, и она сделала свой протокол. «Видеозвонить» можно будет только с iPhone 4 на iPhone 4 и только в Wi-Fi-сети. Самая спорная новинка – ведь подобная связь в мировых масштабах так и не снискала популярности. Возможно, причиной тому было как раз качество передачи изображения, что, в свою очередь, заставило и Apple в который раз придумывать велосипед. Будет очень интересно проследить за развитием сервиса, получившего название FaceTime. Не ровен час компании удастся вдохнуть новую жизнь в видеотелефонию.

iOS4 – такая теперь iPhone OS

Помимо аппаратной части iPho-ne 4, была представлена и новая версия операционной системы, которая лишилась слова «phone» в названии, что логично с учетом появления iPad. Интересно, что iOS – зарегистрированная торговая марка компании Cisco, однако уже на следующий день после презентации Apple заявила об улаживании всех юридических формальностей.

WWDC 2010 iPhone 4 заставил конкурентов вздрогнуть
Приложения можно организовывать в папки, при этом им автоматически присваиваются тематические имена, которые при необходимости редактируются

Полный список изменений традиционно содержит более ста пунктов, пусть и не все из них видны пользователям. Хотя, конечно, это обновление даст владельцам iPhone наиболее желанные функции. В первую очередь многозадачность – наконец-то можно будет держать работающие приложения в фоновом режиме. При этом она имеет свои ограничения, далеко не все типы приложений смогут выполняться в фоне. Разработчики таким образом стараются заботиться о том, чтобы оставленный случайно в фоне навигационный пакет не разрядил батарею в ноль за пару часов непрерывным поиском спутников в помещении, что часто случается. Как это будет работать в повседневной жизни, опять же покажет практика. Следующее важное улучшение – возможность собирать приложения на рабочем столе телефона в папки, причем делать это можно и на самом телефоне, и в iTunes, что особенно оценят активные пользователи устройства, у которых программы порой занимали шесть-семь рабочих столов. Почтовый клиент сейчас может отображать письма из нескольких ящиков в общем Inbox, а также группировать сообщения от одного пользователя в переписки.

Кроме того, помимо традиционно присутствовавшего в iPhone поиска от Google, теперь можно выбирать между ним или альтернативой от Yahoo! и Bing. Можно ли считать это «началом конца» дружбы Apple и Google? Кто знает, особенно с учетом появления собственной рекламной платформы Apple для мобильных устройств. Обновление получат все поколения iPhone, кроме самого первого. Одновременно в iPho-ne 3G будет ограниченная поддержка новых функций, в частности не останется многозадачности. Также будет модифицирован iPod Touch третьего поколения, что касается iPad, то четвертая версия ОС для него появится осенью.

iAd – мобильная реклама

Вместе с iOS 4 Apple запускает и собственную платформу для мобильной рекламы. За прием предложений отвечает сама компания, разработчикам остается только встраивать блоки с ней в свои программы и получать процент с прибыли, причем немалый – 60%. Таким образом, станет выгодно делать бесплатные версии приложений. Вероятно, получит распространение модель, в которой одно и то же приложение будет иметь две версии: бесплатную с рекламой и платную без нее. Как уже было сказано, ее сбором Apple займется самостоятельно, в списке брендов, пожелавших напомнить о себе подобным образом, уже есть Nissan, AT&T, Disney и др. В целом парк устройств компании на базе iOS сейчас составляет более 70 млн штук (с учетом iPhone всех поколений, iPod Touch и iPad), что делает iAd отличной рекламной платформой.

Цены, рыночные перспективы, украинские реалии

WWDC 2010 iPhone 4 заставил конкурентов вздрогнуть
Почтовый клиент получил объединенный Inbox и поддержку нескольких учетных записей Exchange, переписка организуется в дискуссии, а прикрепленные файлы можно будет открывать сторонними приложениями

Пока с уверенностью говорить о ценах на новинку за пределами США сложно, но предыдущий опыт позволяет строить предположения. Итак, 24 июня iPhone 4 поступит в продажу в США по $199 и $299 за версии на 16 и 32 ГБ соответственно. Также будет продолжена реализация модели iPhone 3Gs с 8 ГБ памяти за $99. Все это при условии заключения двухлетнего контракта с AT&T. Вместе с США встретят новый iPhone пользователи во Франции, Великобритании, Германии и Японии, затем в июле к ним присоединятся жители еще 18 государств, а в сентябре аппарат появится во всех 88 странах, где на данный момент продаются телефоны Apple. Информации о стоимости и условиях контрактов за пределами США пока нет, равно как и неизвестна цена непривязанных к операторам устройств, которые обязательно поступят в продажу в ряде европейских стран, где законодательство обязывает производителей предлагать свои терминалы не только в операторских версиях, но и в свободной продаже, в частности в Италии. Можно предположить, что цена составит те же 500 и 570 евро соответственно. Именно из этого и следует исходить, оценивая итоговую стоимость iPhone 4 на «сером» украинском рынке. Вряд ли в ближайшем будущем мы получим iPhone официально, слишком мал потенциальный рынок. После падения первичного ажиотажного спроса можно ожидать той же цены, что сейчас установилась на iPhone 3Gs, – $800–900. При такой стоимости ему придется конкурировать с топовыми устройствами HTC (Desire, HD 2) и Samsung (Galaxy S), которые при этом будут дешевле. Но имиджевый заряд новинки, характеристики дисплея при прямом сравнении, а также «особая магия Apple» наверняка заставят многих покупателей сделать выбор в его пользу. Также следует ожидать волну пользователей, которые захотят поменять свои iPhone 2G и 3G на новинку. Что же касается мировых продаж, то реакция интернет-сообщества более чем положительная, наверняка будет реализовано не менее 10 млн устройств до конца года.

Волнующая многих тема microSIM не станет проблемой. Как и miniSIM в свое время, microSIM отличается лишь количеством пластика и может быть изготовлена из привычной каждому «симки» путем вырезания по шаблону. А чтобы использовать ее снова в другом телефоне, нужно купить специальный адаптер. Более того, «Киевстар» уже предлагает своим контрактным абонентам приобрести microSIM в качестве SIM-пары или в качестве нового подключения. Информации о подобных инициативах других компаний пока нет.

Итоги

Четвертое поколение iPhone нельзя назвать революцией, как, по большому счету, не был революцией и первый iPhone. Apple подходит к созданию своих устройств принципиально по-иному и дергает совсем за другие ниточки в душе потенциальных покупателей, чем остальные производители. И то, что конкурентами воспринимается как очередная блажь, неожиданно становится самым популярным продуктом в своей рыночной нише (iPod, iPhone) или и вовсе создает новую, как iPad. Другим компаниям снова есть к чему стремиться, особенно в создании баланса между качеством и размером дисплея, производительностью и автономностью, о которой в погоне за первыми двумя характеристиками начали забывать.

+17
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT