`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Walkie-talkie глобального масштаба

0 
 

Подобную услугу на территории США уже не первый год предлагает Nextel Communications, и кнопкой для функции walkie-talkie оборудованы практически все ее мобильные телефоны. На конгрессе 3GSM большинство американских операторов заявили о своем намерении ввести аналогичный сервис. В ближайшее время такая услуга будет доступна от компаний Sprint и Verizon. О возможности использования walkie-talkie в Европе объявил иорданский оператор Fastlink, а в Мексике этим займется Nextel Mexico.

Поскольку сервис мобильной рации требует наличия соответствующей кнопки на устройстве, о своем желании поддержать внедрение новой услуги заявили и несколько компаний. Чтобы потенциальному покупателю не вздумалось заскучать при изучении различных предложений сервиса walkie-talkie, все производители окрестили подобную функциональность по-своему. На телефонах Motorola в недалеком будущем можно будет увидеть кнопку Push to Talk, на моделях Sony Ericsson -- Instant Talk, а телекоммуникационное подразделение Samsung решило остановиться на названии PacketChat. Родоначальник этой услуги, Nextel Communications, продает дополнительную функциональность под брендом DirectConnect. На телефонах лидера рынка, компании Nokia, также появится такая кнопка, но для нее еще не выбрано подходящее наименование. В разговорах между собой и в рекламных проспектах мобильные операторы для данной технологии предпочитают использовать универсальную аббревиатуру PTT (Push to Talk).

В начале августа этого года группа, состоящая из представителей Siemens, Sony Ericsson, Nokia и Motorola, завершила работу над спецификацией официального стандарта PoC (Push to Talk over Cellular), который базируется на системе IMS (IP Multimedia Subsystem). IMS, к слову, кроме передачи сотового сигнала в сетях с использованием протокола IP, содержит и возможность вызова абонента по его личному SIP-номеру. Последний отличается от номера мобильного телефона, и связь по нему осуществляется в соответствии с требованиями протокола SIP (Session Initiation Protocol). Кроме собственно сотовых телефонов, за SIP-номерами могут скрываться Internet-пейджеры (в частности, SIP-сессию поддерживает MSN Messenger от компании Microsoft) и стандартные VoIP-телефоны (об одном таком проекте мы уже писали -- "Компьютерное Обозрение", # 34, 2003, "SIPPhone: бесплатные звонки по всему миру").

Walkie-talkie глобального масштаба
Рис. 1
Walkie-talkie глобального масштаба
Рис. 2
Walkie-talkie глобального масштаба
Рис. 3
Интерес операторов к новым сервисам можно объяснить, ознакомившись с показателями Nextel. Средний месячный доход компании от одного абонента составляет $67, в то время как этот показатель среди американских мобильных операторов -- $54. Ежегодно 2,4% американских пользователей мобильной связи расстаются со своими операторами, в то время как для Nextel это происходит в 1,9% случаев. Сервис walkie-talkie стал популярным как у семейных абонентов, когда для разговора с супругой теперь не требуется набирать код доступа плюс номер, так и в рабочей среде, когда строители, перевозчики грузов, сантехники и т. д. одним нажатием кнопки могут связаться с головным офисом или начальством.

Высокому росту конкуренции способствовала и сама Nextel Communications, опубликовавшая результаты исследования Zelos Group, согласно которому 45% мобильных пользователей, имеющих, кроме сотового телефона Nextel, контракт с другим оператором, в первую очередь требовали от последнего функции, аналогичной DirectConnect. Как с удовлетворением отмечают представители компании, даже после запуска конкурентами Push to Talk пользователи вряд ли останутся довольными -- среднее время дозвона в сетях Nextel составляет 2--3 с, в то время как в сетях других операторов требуется пауза 20--30 с, что наносит ущерб самому понятию walkie-talkie -- мобильной радиостанции, переговариваться по которой можно, всего лишь нажав кнопку. Кроме того, в сетях Nextel услуге PTT отведен собственный диапазон частот.

На рынок выходит и ряд молодых фирм, пытающихся заработать капитал, концентрируя свои усилия на услуге Push to Talk. Бизнес-модель американской компании FastMobile заслуживает отдельной статьи, однако вкратце смысл таков -- она предоставляет услуги PTT, паразитируя на сотовых сетях других операторов и используя Internet для передачи SIP-сообщений. Для работы с FastMobile пользователю не обязательно иметь телефон с аппаратной поддержкой PTT, так как функциональность "единственной кнопки" реализована в ПО. Посредством сервиса FastMobile абоненты на разных концах планеты могут обмениваться голосовыми сообщениями через Internet.

Рассмотрим теперь некоторые технологические аспекты новой услуги. Решение Push to Talk over Cellular основывается на передаче голоса поверх IP (VoIP) в полудуплексном режиме по сетям GSM/GPRS. Благодаря реализации сервиса на этой базе его можно быстро предоставить пользователям, снизить инвестиции и осуществить естественный переход к сетям третьей генерации (3G).

Нужно отметить, что эффективная реализация услуги PTT стала возможной только после появления GPRS. Это позволило резервировать сетевые и радиоресурсы только на время активного разговора, а не всей сессии, как это обычно происходит в телефонных сетях с коммутацией каналов.

Вызовы PTT осуществляются лишь в одном направлении: когда один абонент говорит, другой (или другие, в случае соединения "один со многими") может только слушать. Вызов, как правило, не требует ответа (снятия трубки) реципиентов, и они обычно слушают с помощью имеющихся встроенных или подключаемых к мобильному телефону средств воспроизведения голоса.

В случае коммуникаций "один со многими" пользователь может создать группу из лиц, номера которых входят в его телефонный справочник, послав им соответствующие приглашения.

Услуги walkie-talkie реализуются с помощью серверов приложений PTT, входящих в состав структуры IMS (рис. 1). Эти серверы управляют сигнализацией, резервируют ресурсы и выполняют маршрутизацию IP-пакетов в режиме реального времени. Они также обеспечивают интерфейс с системами инициализации, управления и биллинга операторов связи.

Сервис PTT использует механизм одно-многоадресной передачи. Каждый телефон посылает пакеты данных к выделенному PTT-серверу, и в случае группового вызова сервер тиражирует трафик всем реципиентам (рис. 2). Создание групп и управление присоединением базируются на протоколе SIP, голосовой трафик передается с использованием потокового протокола RTP (Real-time Transport Protocol), а мобильность обеспечивается возможностями GPRS (стек протоколов решения Push to Talk over Cellular приведен на рис. 3).

Первые реализации PTT, базированные на GPRS Release 97/98 (R97/98), фокусировались на пакетных сервисах, функционирующих в режиме квазиреального времени, подобных WAP и MMS. Для работы walkie-talkie в режиме реального времени требуется наличие сетей 3GPP R99 или E-GPRS, которые поддерживают компрессию заголовка и качество сервиса, необходимые для передачи потокового трафика.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT