`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Всякие незначительные сдвиги парадигм

+99
голосов

Наверное, самое интересное в новейшей истории - не скорость развития технологий, а реакция общества на проносящееся за окном уютного потребительского купе. И не факт, что поезд с потребителями стоит на месте. Ох, не факт. Нет, конечно же, люди не меняются - никогда никому ещё не удавалось нас изменить, - но и механизмы восприятия реагируют на происходящее, и способы мышления.

Вот, например, есть такая интересная структура - KQED. Совершенно для нас диковинная, тем более, что живёт она и здраствует с 1950-х годов. Это целая система общественных медиа Калифорнии, с двумя телевизионными станциями и своми радиоканалами с очень немаленьким территориальным покрытием. Их критикуют зрители одновременно и за "коммунизм", и за роботизацию телекамер (что лишает работников общественного телевидения рабочих мест), и за коммерциализацию, за всё сразу, так, что не поймёшь, за что. При этом они популярны. В общем, что-то очень непонятное как явление, из совсем других миров (насколько я могу судить, даже дебаты об "общественном телевидении" у нас уже завершились). Потому и особенно интересное.

Так вот, KQED с их миссионерским лозунгом "KQED is for everyone who wants to be more" (примерно так - "KQED для тех, кто хочет от себя большего"), часто отражает, как бы это лучше сказать, - виды из  неангажированных точек зрения. И хоть в нюансах эти виды иногда получаются довольно монохромными, есть что-то очень важное в "некоммерческой" точке зрения.

В общем, не буду больше ничего лишнего говорить, просто приведу  ссылки на четыре тематических материала по "планшетной" тематике, каждая тема отражает способ использования планшетов в учебном процессе:

Весьма интересное чтиво, иногда с полезными отсылками к неоклассической тематической литературе, но даже если и не читать, всё равно, по четвёрке указанных способов можно понять, что "феномен" нового конструктивного исполнения медиатерминала оказался в восприятии пользователей несколько сложнее, чем ожидалось. И, похоже, очень быстро планшетные вычислители в восприятии пользователей (пользователи-то разные) начинают вырастать из статуса медиатерминалов. Интересное явление, мне кто-то в коммнетариях писал, что я пытаюсь использовать планшет там, где его не надо использовать. Собственно, отличие между мной и написавшим это заключается в одном - я не знаю где надо использовать планшетный компьютер. К осени 2013 года - не знаю. И, подозреваю, что никто не знает. Потому что без году неделя этим артефактам, пользовательская база сформировалась со взрывным характером, период недоумения до сих пор у многих не закончился, период восторгов закончился у большинства, кто-то разочаровался, кто-то уже не может без своего планшета. Обычные симптомы быстрого роста.

Теперь о будущем всплеске (он, конечно, случится) - замечательная статья в NYTimes, описание персонального опыта "ранней пташки", эксплуатация Google Glass в мире, где подобные устройства пока ещё диковинка. Очень интересная и в смысле выявления некоторых несоответствий представлений сугубо коммерческой аудитории (то есть, продавцов) о покупателях. А ведь такими вот ранними адептами и продвигаются в пресловутые "массы" непростые новинки. И вот что мы видим в ожиданиях раннего адепта, кстати, замечательно точно сформулированное:

"When I first heard about the device, I envisioned using it as a next-level brain supplement, accessing brilliant trivia during conversations"

Это очень хорошее определение - "a next-level brain supplement, accessing brilliant trivia during conversations". И оно никак не соотносится ни с "потреблением контента", ни с "развлечениями", ни с "игрушками", вообще ни с чем, что принято использовать при разговоре о всём таком вот мобильно-консьюмерском. То есть, оно их не исключает совершенно, оно просто из другого пространства. И оно - ожидание от технологий. Да, ожидание человека культурного и образованного. Именно такие люди как потребители и двигают индустрию в куда-нибудь, в том числе и из застоя. Хотя бы просто потому, что у них есть любопытство и время со средствами на его удовлетворение. А "расширенное вопроизводство" Карла Маркса, кстати, ещё не отменила ни одна экономическая школа вместе с практикой.

И вот когда коммерческий сектор намертво забывает о таком очевидном факте и концентрируется на "окормлении нетребовательных площадей" - становится невносимо скучно и от скуки падают доходы. Ёрничаю, конечно, но и доля здравого в этом есть.

Так вот к чему эти ссылки на добротное чтиво. А почему мы вообще вычеркнули из наших представлений о планшетных компьютерах саму возможность того, что они - такие же wearable компьютеры, как и Glass? Мы их разве не таскаем с собой везде? Тем более, что 300-500 граммов - это не вес первых wearable. Разве не используем их где попало (где нам нужно) как сканеры документов, камеры, справочники, навигаторы, карты, книги, блокноты, в том числе и как "a next-level brain supplement, accessing brilliant trivia during conversations", разве не используем их так, разве не подглядываем "в интернет" или в локально/удалённо хранящиеся книги в ходе разговора, не проверяем себя или не ищем подтверждений-опровержений чему-то в спорах, не натыкаемся в таких случайно инспирированных поисковых запросах на что-то очень интересное, что не попадало ранее в наше поле зрения? По-моему, мы все это делаем. И недооцениваем эти возможности. И разве это не реально полезные возможности, и нет нужды развивать приспособленность планшетов к лучшему решению всех этих простых повседневных задач? Например, к блокнотной функции, где плоский планшет - та же самая неизменно удобная со времён египетских глиняных табличек поверхность для письма и рисования, вот только использовать её неудобно, потому что нет нормальной работы со стилусом. Для привлечения внимания - древнеегипесткий бог Тот что-то делает на почти семидюймовом планшете, для смартфона великовато то, что у него в руке:

Всякие незначительные сдвиги парадигм

Может быть, потому, что "погоду" в этом секторе, в силу его совсем щенячьего возраста, всё ещё делают не пользователи, и даже не производители, а коммерсанты. Но, по мере становления технологии, неизбежно всё станет на свои места. В приницпе, оно и сейчас уже выстраивается - куда-то делись мегапопулярные недоумения вроде случайных видеочатов с незнакомцами (а сколько шума было...), никто о них и не помнит уже, зато всевозможные "облачные записные книжки" вроде Evernote и фильтры отложенного чтения (Pocket, Readitlater и прочие) - сверхпопулярны. Дополненная реальность ещё полтора года назад казалась двигателем прогресса, но на деле всем достаточно хороших карт, не случился "взрыв", несмотря на повившиеся возможности. Уже где-то пол года из моих обширных rss источников - ни одного упоминания о "дополненной реальности". Разве что осталось некоторое недоумение, например, зачем водить виртуального бобра вокруг своего дома и кому такое занятие может показаться увлекательным и развлекательным :)

Так что я склонен думать, что планшетные компьютеры - это некий феномен, изредка встречающийся в инженерии, когда нечто задумывалось для одного, а в итоге, эволюционно оказалось применимым и популярным совсем для другого. И мы это изменение "от одного к другому", очень вероятно, ещё непременно увидим.

Теперь о ещё одном сдвиге парадигмы. Об автономных автомобилях. Techcrunch давеча сделали маленькую диверсию, опубликовав заметку с двумя датами, вложенными одна в одну, как матрёшки. От чего по интернету побежали волны, причём не сразу многие заметили, что заметка - из будущего :) Но в каждой шутке, как говорится... Uber - компания забавная. По сути, - американский вариант наших многочисленных "такси - водитель со своей машиной": есть у тебя пристойная машина и когда-никогда время, можешь с помощью этого сервиса оказать оплаченную услугу людям. Разве что отличается в нюансах, как обычно, - Uber производит мобильные приложения для пассажиров и "таксистов" - владельцев авто бизнес- и повыше классом . И ведает всеми платежами в этом забавном симбиозе "таксистов" на Mercedes S550 с желающими с шиком куда-то подъехать. То есть, Uber - это пафосная виртуальная служба такси. И весьма популярная. Настолько, что объём выручки по некоторым оценкам в этом году составит $125 миллионов, и в компанию серьёзно "вбрасывает" деньги... Google Ventures. Понятно, что сугубо IT-часть, сервисы и мобильные приложения Uber, представляют интерес для Google. Но и небезосновательны подозрения и сплетни о странном сочетании активного "продвигания" автономных автомобилей и внезапного ощутимого вливания в поставщика услуг из транспортного сектора, к тому же специфического, ориентированного не на людей, испытывающих острую финансовую недостаточность.

Так вот, похоже, что автономный роботизированный транспорт - дело ближайших лет. По крайней мере у всех ведущих автопроизводителей есть свои разработки в этой области, весь люкс-класс авто уже оснащается чуть ли не всем необходимым для автономных систем управления (радарами и лидарами переднего и заднего обзоров, например, камерами, торчащими "во все стороны", автоматическими системами выдерживания дистанции и автономного руления по прямой, если водителю стало плохо или он уснул за рулём, о де-факто стандартных в 2013 году подсистемах, вроде GPS, даже и говорить не хочется).

И по этому поводу уже "возбудились"... профсоюзы. Потому что профессиональных водителей перспектива оказаться в ближайшее время без работы не радует, а вот тем же таксопаркам такси-роботы очень даже позволят снизить "накладные расходы". И что с этим делать - никто пока не знает.

И, наконец (я складываю маленькую мозаику на самом деле, погодите немного), бурные обсуждения вызвало предсказание бывшего ведущего архитектора Intel Роберта Колвелла (его детища, как архитектора - семейство Pentium от Pentium Pro до Pentium 4) о  недалёком будущем, когда "законом Мура" уже не получится описать экстенсивную составляющую развития полупроводникового сектора IT. Колвелл, сейчас директор исследовательского сектора микросистем DARPA и без сомнения человек знающий своё дело, говорил о 2020-м годе.

По его оценкам к этому году будет достигнута технологическая норма 7 nm, и "закон Мура - всё".

К сожалению, большинство изданий "потребительского" характера ограничились сообщением об этом факте, показали весёлые картинки роста числа транзисторов, да и всё.

К счастью, профильные издания не ограничились таким скудным, и кое-что из действительно важного, сказанного Колвеллом, мы можем узнать. А это важно, потому что группа исследования микросистем DARPA занимается, в том числе, и оценкой перспектив и возможностей приобретения промышленного характера ни много, ни мало, - тридцати (!) конкурирующих с де-факто стандартной сейчас CMOS (КМОП) технологий. Из которых, по мнению Колвелла, есть две-три песпективных, но не настолько перспективных (дословно, чтобы не потерялась тонкость - "My personal take is there are two or three promising ones and they are not very promising").

И, самое главное, о чём говорил Колвелл, и к чему я это всё написал. С приближением любой технологии к пределу технологических возможностей каждый следующий шаг в развитии будет намного дороже предыдущих, период ROI будет увеличиваться и увеличиваться, и, цитирую Колвелла (он это говорит о микросхемах) - "Я не думаю, что мир собирается снабжать нас неиссякаемыми деньгами для достижения 10% прироста показателей" ("I don't think the world's going to give us a lot of extra money for 10 percent [annual] benefit increases"). И ещё он говорил, что мы увидим самые разные приёмы, позволяющие "облегчить участь" промышленности в такие трудные времена, мы увидим больше новых архитектур, приложений, пользовательских интерфейсов и, наконец, креативного маркетинга, "вы смеётесь, но вы это увидите" ("You laugh, but you will see this").

Наконец всё собрал в одну точку и добавлю от себя нечто очевидное, чтобы увидеть в мозаике событий целое. Технологические усовершенствования, безусловно, не закончатся со снижением темпов роста возможностей полупроводникового производства. Мы сейчас наблюдаем вообще интересное явление - возможности ещё не исчерпаны, а уже виден откат к "скромным потребностям", что в области массовой всепроникающей интенетизации всего, что в области пероснальных вычислителей. Ещё очень мало израсходован потенциал архитектурного совершенствования вычислителей (по тому же Колвеллу - за 30 лет индустрия добилась экстенсивного прироста производительности, за счёт повышения тактовой частоты, в 5000 раз, и всего максимального 50-кратного прироста за счёт архитектурного совершенствования). Так что не это главное.

Заметьте, что приведенные первыми примеры - они фактически о социальных аспектах использования продуктов технологий. Общественное телевидение и радио силами своих активистов пытаются продумывать способы использования планшетов, выходящие за сугубо консьюмерские рамки, адепты wearable-компьютинга ставят на себе эксперименты (за свои деньги причём), чтобы для себя и для всех нас убедиться в реальном положении вещей, и больше говорят именно о социальном аспекте применения футуристической технологии, чем о дивидендах, полученных от владения её продуктом, ожидающиеся непопадающие в аварии машины-роботы уже сталкиваются с профсоюзами водителей, и, наконец, по словам человека, знающего индустрию не по-наслышке и изнутри, "вы смеётесь, но вы это увидите", и креативный маркетинг начнёт работать в тех областях, где его даже трудно представить - в сбыте полупроводниковой продукции, например.

То есть, смещение парадигмы - оно есть. И оно заключается в смещении влиятельности ролей. В первую очередь - от влиятельности технологий к влиятельности социальной адаптации продуктов этих технологий.  Псевдосоциальное, в которое мы игрались от безделья (типа "социальных сетей") - это всё погремушки. Но уже появились crowd funding структуры, и они набирают популярность (узнал, что и у нас в Украине есть свой Kickstarter, но не хочу показывать пальцем в сайт, в туда лучше не смотреть). По-моему, это уже проявляется не только в crowd funding, но и в механизмах, обеспечивающих работу той же Uber. Потому что нужна некая социальная готовность к эпизодической роли "таксиста", и о какой стране ни говори, везде одно и то же - владельцы машин класса люкс плохо попадают в категорию, простите, "жрать захочешь - не так раскорячишься". Так что не "от голода" люди выступают в роли "эпизодических таксистов". И, почему-то, не кажется мне, что в такие эскапады кто-то отпарвляет своего водителя. Здесь какой-то другой эффект работает. Я не психолог и деталей не знаю, это для профильных специалистов задачка. И речь идёт о явлении не исключительном, на двух машинах $125 миллионов не "выкатаешь".

И вот это смещение меня очень пугает.

Потому что ладно, технологическая отсталость.

Можно закупить фаб, специалистов, найти ещё не отупевших своих, подготовить новых, можно создать десяток fabless-производителей, это всё как бы даже не отраслевое, а так, пределы одной большой компании ("можно" - не значит "возможно").

Но вот сдвиг развития технологий в область социального как-то настораживает. Здесь "вливанием денег" ничего не решить. И если к технологической отсталости добавится ещё и это...

Вот, собственно, что грустное у меня сложилось из паззла.

Откланиваюсь.

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

(узнал, что и у нас в Украине есть свой Kickstarter, но не хочу показывать пальцем в сайт, в туда лучше не смотреть)
А все таки?

Хм, закон Мура будет работать еще _очень_ долго. Просто будут не-цифровые не-полупроводниковые не-схемы. Вообще-то закон Мура на самом деле является стохастической метрикой информационного пространства. И физически не может иметь предела :)

Вообще-то в любом городе есть сервис лимо (лимо это далеко не только стретч кар, представительский класс для бизнеса это тоже лимо), который обычно работает через местную рекламу/yellow pages и который просто использует Uber как дополнительный канал продажи. Отак все просто.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT