`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Всячина № ++предыдущий

+77
голосов

Примета времени - операционные системы стали окончательно разменной монетой. Сразу в двух мирах в каком-то смысле открытых ОС наблюдаются ранее не ожидаемые трудности.

Во-первых, тихо-тихо закрылся доступ к репозиторию исходных текстов ОС QNX. Она не была в полном смысле "открытой", но копошиться в её сырцах никто довольно долго не запрещал, а, наоборот, даже и приветствовал. Теперь, после приобретения QNX RIM, к исходникам системы доступа нет. Это с одной стороны хорошо, с другой - не очень, с третьей - и вовсе плохо. Хорошо потому, что раз RIM озаботилась "закрытием" QNX, это может означать, что на систему в RIM делаются определенные ставки - она ведь для встраиваемых вычислителей много лучше, чем адаптации "настольных" и серверных ОС (хотя бы потому, что QNX, всё-таки, - система реального времени на уже уровне технического задания). Мне лично QNX нравится и совсем непонятно, как так получилось, что эта система не заняла своей ниши в тех же смартфонах и облегчённых лаптопах или таблетах. Плохо это потому, что, скорее всего, полностью открытой QNX мы никогда не увидим, и красивый код хорошо работающей системы пропадёт так же, как пропал код BeOS. Очень плохо это потому, что если QNX "не пойдёт", то, вполне возможно, мы её уже вообще никогда не увидим. Она ведь уже не в первый раз переходит от одного владельца к другому, причём владельцы далеки от того мира, где QNX действительно востребована (в первую очередь, в промышленных системах). Когда-нибудь эта цепочка должна прерваться.

Во-вторых, начинаются проблемы с OpenSolaris. В каком-то смысле они были ожидаемыми. Благо, конечно, что Sun в своё время сделала систему полноценно открытой, и теперь вполне возможен форк (ответвление) от проекта OpenSolaris независимой реализации, основывающейся на существующем коде. Так что с OpenSolaris не так всё грустно, как с QNX.

Теперь о всяком хорошем, забавном и полезном вразнобой.

Внезапно птицей Феникс восcтала... Amiga. Та самая, легендарная Amiga. С новой машиной AmigaOne X1000 под управлением ОС AmigaOS 4. Поразительная и даже в каком-то смысле невероятная история. В первую очередь, с бельгийской (надо же, у крохотной Бельгии есть своя операционная система) компанией Hyperion Entertainment, отвоевавшей в судебных тяжбах право на AmigaOS и не забросившая проект. Новая Amiga будет вполне современной машиной, с двухъядерным 1.8 GHz процессором (семейства PowerPC) и, как и полагается Amiga, с обязательными архитектурными  "фишками", главная из которых - сопроцессор XS1-L1 (в списке конструкторов которого - архитектор транспьютеров INMOS Дэвид Мэй) компании XMOS, предназначенный для коммутации пакетов данных, которыми обмениваются как ядра процессора, так и отдельные потоки, исполянемые одним ядром. В общем, Amiga делает то, что в своё время должны были сделать разработчики Be. В продаже машина появится уже совсем скоро, о цене пока ничего не известно, но поговаривают, что она будет ниже, чем у предшественницы (очевидно, что совсем низкой она не будет - серийность у машины явно невелика).

В Java-мире вот ещё всякого интересного произошло немало.

Вышла новая версия системы программирования для платформ JVM и .NET Scala 2.8.0. Любители Scala, радуйтесь, теперь у вас есть очень даже приятная IDE на базе Eclipse, и, благодаря грамотным архитектурным решениям (в первую очередь - вынесению максимума функциональности поддержки IDE в компилятор),  будет ещё не одна. Из усовершенстований - обновлённые красивые коллекции, новая реализация массивов, специализации типов, объекты для пакетов и т.д.

К списку допускающих реверсивное исполнение Java-отладчиков добавляется еще один - Chronon (он пока в бета-версии, но есть ещё парочка известных разработок - ODB и TOD). В отличие от предшественников Chronon ориентирован на коллективную отладку, причём командами, работающими удалённо - для этого у него есть всё нужное.

В мире "языков программирования вообще" - очередная новинка от Mozilla Corporation, язык Rust. Пока проект находится в ранней стадии разработки, но кое-что о языке уже известно. Ничего неожиданного в этом кое-чём не наблюдается (мультипарадигменный язык с поддержкой на языковом уровне сверхлёгких сопрограмм вместо потоков, такое уже было не раз), но всё же описание особенностей языка выглядит интересным. Хоть проект вроде как больше нацелен на обкатку идей и технологий, чем на создание пригодной для production-уровня среды программирования, кто знает, что из него получится.

Полезности.

Интерактивный построитель всевозможных сравнительных статистических диаграмм на основе актуальной информации - Gapminder. Просто незаменимая штука для всех, кому по роду деятельности надо, например, быстренько и наглядно сравнить Украину и Швецию по куче параметров и сразу. Замечательный сервис, просто замечательный. И эатлонная реализация.

Ещё один забавный, небесполезный и рабочий open source симулятор цифровых схем Logic Gate Simulator. Отличие от многих - реализация на платформе .NET. Так что он представляет интерес и для пользователей, и для программистов - можно подсмотреть, как в нём что реализовано. Иногда такое бывает полезным.

Утилита Unlocker. Как раз её новая версия вышла. Позволяет удалять намертво "залоченные" файлы в ОС семейства Windows. Иногда бывает очень полезной (только не удаляйте с её помощью что не знаете, а то всяко бывает).

Ну и, раз уж речь зашла о визуализации - новая (вторая) версия роскошного тулкита InfoVis уже готова, так что если кто пишет на JavaScript и хочет сделать что-то подобное (или много лучше) Gapminder - это самое оно.

Курьёзное, не IT-шное.

Кто не боится читать на английском унылые синтаксически, но смешные семантически тексты, - Scribd предлагает ознакомиться со свежим нашумевшим шпионским делом "из первых рук".

На сегодня - всё.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

By mid-June 2010, the X1000 was booting AmigaOS from hard disk and the machine made its debut alongside the Sam460ex at the Vintage Computer festival at Bletchley Park on the weekend on the 19th and 20th June 2010
Наверное, не только Бельгия?

in late September 2007 Hyperion published, distributed and marketed a standalone version of AmigaOS 4 for classic Amiga, an action Amiga, Inc. had claimed as illegal.[3][4]

However, in 30 September 2009, Hyperion was granted an exclusive, perpetual, worldwide right to AmigaOS 3.1 in order to use, develop, modify, commercialize, distribute and market AmigaOS 4.x and subsequent versions of AmigaOS (including AmigaOS 5).

http://en.wikipedia.org/wiki/Hyperion_Entertainment

Спасибо! Эту часть истории я пролопушил :)

Андрей, а как вы оцениваете перспективы Haiku-OS. Вот-вот до релиза допилят всё-таки + наследница BeOS.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

без вдохновения, увы.

проблема Haiku - упущенное время, очень много времени.
BeOS была прекрасна как стартовая точка для быстроразвивающейся пользовательской системы с хорошими заложенными идеями.
но - в своё время была прекрасна.

Haiku-то допилят до уровня той BeOS, но со времён той BeoS прошла бездна времени.

в общем, Be тогда сделала огромную ошибку.
почему-то мне кажется - открой они тогда BeOS, сейчас бы компания стоила несоизмеримо дороже, чем была в своё время продана.
впрочем, что гадать - что сделано, то сделано.

Это сообщение должно меня поставить в тупик. Но даже непотому что как кажется это следует из несовпадающих тезисов, оставляющих моим место голословных. А потому что есть некоторый подтектс.

Итак именно я обосновывал необходимость отказаться от матриченой архитектуры в компьютерах применяемых в Британской Разведке. На меня оказывали давление, от меня это требовали США. Но тогда в 1992 или 1993 (я выступил с набором неумных надуманных тезисов, часто сводящихся к пугающим заключениям).

Таким образом я сыграл злую роль в судьбе разработчика транспьютеров.

У оного разработчика были малоизвестные коллеги, определившие потребности технических средств используемых различными учреждениями служб Британской Разведки, и скажем так есть еще один человек который над компьютерами работал еще в 1940-е 1950-е годы, и до сих пор является со-разработчиком архитектором нашей матрици.

Идея матрицы не нова, и применялась еще за долго до транспьютеров InMOS. Так уже Colosus Mark I, Colosus Mark II уже по сути были мультипараллельной системой, обрабатывавшей шифры Немецких подводных лодок во время Второй Мировой Войны. Физичиески они были не соеденены, но два компьютера выполняли больше общую задачу быстрее.

Во время Второй Мировой Войны появилась иедея автоматического опознавания ракет V-2 при помощи радиолокационной техники и соответствующего их уничтожения посредством автоматически управляемых зенитных комплексов. Тот принцип теперь используется в противоракетной обороне, и вчастностив для определения атаки стратегических баллистических ракет (которое обычно имеют ядерные заряды, иначе вообще зачем их делать такими дорогими). Именно для слежениям за баллистическими ракетами используют архитектуру матрицы, но еще не на транспьютерах.

Упомянотому конструктору из InMOS предложили создать микропроцессор с наибольшей эффективностью, удовлетворяющий формуле мультипаралельных вычислений. Согласно этой формуле производительность растет пропорционально количеству вычислителей. Поэтому для вичислителя подходит лучше иметь не наибольшую производительность, а оптимальную по отношению к затратам. Из таких вычислителей было легко создать матрицу. Разработчики из InMOS справились с задачей.

Позже после моих заявлений, а собственно из меня сделали "крайнего", и ксожалению не только в отношении техники, отказались от продуктов
InMOS и сделали кластеры "на чем попало". Сама же InMOS сделала свой провальный T9000 который бы вообще бы лучше было не делать.

Потом они отдали нам тех документацию и компилятор с Occam, после того как считали что мы с ними плохо поступили. (Но там комманда далеко не такая как в мотивированых брендах, а люди весьма безэмоциональные.) Позже они вообще освободили компилятор.

Следующий этап, было трудно убедить работать в комманде этого самого еще одного малоизвестного разработчика технических систем для Британской Разведки, в одной комманде со мной после того как я училил такое насилие над перспективным направлдением. Да и я мало подходил для работы вкомманде, проблема была еще и в том я практически немогу покидать территорию Украины, и должен работать дистанционно, оперируя не конкретными проблемами, а абстрактными понятиями.

Удалось всех уговорить одному гению организации технических проэктов или проектов, выдающемуся аналитику, талантиливому дипломату, и к тому же бывшему Послу Великобритании в Украину.

Сегодняшняя матрица вообще мало похоже на продукт InMOS, вопервых наличием 64-битного АЛУ (при том что оно не используется для эффективного вычисления адреса, зато для уменьшения ошибки при обработки в пространствах). Признаюсь честно- АЛУ взято из известного коммерческого продукта, и просто вставлено на кристал в перемешку или перемежку с пустыми местами, эффективный адресс вычислеть недлячево там шина 20 с чем-то бит и адресует внутренню память. Формат комманды (или инструкции) там уже другой нетакой как в InMOS, да и конвеер комманды с дешифратором совершенно непохожи та оригинальный 8-битный поток комманд транспьютеров InMOS. Появляется назовем его так, индуктивный дешифратор, кторый с успехом заменяет суперскалярную архиектуру но работает куда проще.

Но все еще на єтом разнообразии трудно программировать на праллельном Фортране.

Теперь уходит и язык Occam на его место приходит новая система программирования, оперирующая обстракциями куда более высокими чем даже в языках сверх-высокого уровня или языках логического программирования. Теперь достаточно описать свойства объекта, не сводя их к конкретным машинным объектам, тоесть нету типизированных процедур или функций, зато есть описание того что можно сделать с объектом, имепративные последовательности перемежаются логичискими описаниями, а компилятор уже сам транслирует в возможные структуры добаляя элементы интерпретации (которые присутстсвуют в том или инном виде всегда), а также распаралеливая обработку таких объектов. Но еще пока не все получается. Но вперспективе такая система программирования дает куда большие преимущества по сравнению и с Occam и с Параллельным Фотран.

"- Мужик, я ни хера не понял, что ты мне сказал, но ты мне близок. Ты заговорил и достучался до сердца!"
___________________________________
Twitter: @valbudkin

рекурсия от "нихера непонял", может включать индуктивно накопленные же данные соответствующего множестве индуктивных данных.

Применительно к оному списку и принципу "нихера непонял" последовательное решение с поиском недостающих данных соответствующих логическо последовательности.

  • "нихера непонял" из исторических данных?
  • "нихера непонял" зачем разведке компьютеры?
  • "нихера непонял" по части много процессорных вичислений?
  • "нихера непонял" о микропроцессорных архитектурах?
  • "нихера непонял" языков и ситем программирования?
  • "нихера непонял" почему это меня в тупик должно поставить?
  • "нихера непонял" исключительно что-то другое?
  • "нихера непонял" включительно все?

Да я твитером я не пользуюсь.

--мужык

Прикольно бывает.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT