`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Все дело в сервисах

Статья опубликована в №17-18 (635) от 13 мая

0 
 

Если раньше мобильным офисом считался сам по себе коммуникатор, задачи которого сводились к редактированию, просмотру электронных документов и, иногда, проверке корпоративной почты по GSM/GPRS, то к сегодняшнему дню требования пользователей значительно выросли. Все большему числу людей необходимо не просто получить письмо, а получить его без задержек, буквально сразу после того, как оно было отправлено, и точно так же, едва ли не моментально, отреагировать на него.

Сегодняшний ритм деловой жизни делает бизнес-процессы независимыми от времени суток и места пребывания вовлеченных в них специалистов. Поэтому коммуникаторы превратились в инструменты, дающие своим владельцам возможность полноценно работать с корпоративными данными, где бы они ни находились. Однако не меньшую, а может и большую роль играют сервисы провайдеров, ориентированные на «мобильных» сотрудников. В нашей стране они только начинают развиваться, и именно на таких услугах мы решили сделать акцент в нынешней Теме номера. Им посвящена первая статья, рассказывающая о доступных на нашем рынке операторских платформах, стоимости их использования и нюансах подключения. Впрочем, сами коммуникаторы тоже не забыты – девять актуальных и самых интересных моделей рассмотрены во втором материале. Показательно, что большинство из них работает под управлением Windows Mobile, которая с каждой новой версией становится все более привлекательной в качестве платформы для мобильного офиса. Об очередных улучшениях в этой ОС рассказывается в завершающем Тему номера материале.

Все дело в сервисах
Exchange Server 2007 можно использовать не только как шлюз для e-mail, но и для запросов к внутренним ресурсам

Оперативный доступ к почте чаще всего реализуется с помощью технологии Push e-mail. Ее суть состоит в том, что сервер буквально «выталкивает» письма на мобильный телефон сразу же после их поступления, благодаря чему исключаются задержки, случающиеся при использовании традиционного доступа к корреспонденции. Когда терминал находится в зоне действия сотовой сети или интернет-провайдера (в зависимости от сервиса), он поддерживает постоянное соединение с сервером почты «сигнальным» методом с минимальным трафиком. Это позволяет избежать пустых обращений к серверу, которые расходуют куда больше трафика, а также, что еще важнее, сберечь заряд аккумулятора.

Технология работает по аналогии с SMS-сообщениями – на терминал поступает письмо целиком (хотя можно настроить получение на первом этапе и заголовка). Вложения зачастую загружаются по требованию, сокращая таким образом затраты на передачу данных и экономя место на накопителе телефона.

Стоит также отметить, что, помимо почты, все чаще необходимо получить доступ с терминала к размещенным в корпоративной сети данным (документам, календарям, заданиям) или удаленно предоставить его коллегам и партнерам. Все эти действия, осуществляемые с коммуникаторов, также требуют возможностей не только самих устройств, но и сервисов, функционирующих посредством специального серверного ПО. В ряде случаев необходима также поддержка услуг оператором связи.

В нашей стране спрос на решения удаленного доступа к почте растет довольно активно. Некоторые компании уже используют их, но многие к ним лишь присматриваются. Благо, им есть из чего выбирать: в Украине доступно несколько систем, обеспечивающих сервисы мгновенной мобильной почты и сопутствующие услуги, ориентированные как на частных предпринимателей и SMB, так и на крупные корпорации.

BlackBerry

Это одно из самых популярных решений для пользователей корпоративной мобильной почты. По итогам прошлого года по всему миру с ним регулярно работали свыше 14 млн человек. BlackBerry – комплексный продукт, состоящий из специального серверного ПО, операторской платформы управления сервисом и клиентских устройств.

Помимо доступа к корреспонденции, с его помощью можно пользоваться календарем, который синхронизируется с корпоративной сетью (благодаря этому, например, назначенные секретарем встречи автоматически отобразятся в мобильном терминале), базами данных с веб-интерфейсом и некоторыми другими возможностями. Все действия осуществляются синхронно, т. е. если абонент прочитал письмо и ответил на него, то копия сообщения появится в «Отправленных» и на рабочем компьютере. Важно также отметить, что в стандартном пакете ПО для коммуникаторов BlackBerry не предусмотрены редакторы электронных офисных документов, однако можно отдельно приобрести лицензию на продукт Documents To Go компании DataViz.

Несмотря на то что BlackBerry был представлен канадской компанией RIM еще в 1997 г., в Украине он фактически заработал лишь 10 лет спустя – осенью минувшего года. Сейчас его эксклюзивным поставщиком является «МТС-Украина» (хотя о планах поддержки говорили и топ-менеджеры Beeline). Впрочем, еще до официального старта сервиса в центрах деловой активности крупных городов страны можно было встретить людей, работающих с аппаратами BlackBerry. Это абоненты зарубежных операторов, использующие сервис в Украине через роуминг. Причем далеко не все из них иностранцы – многие украинцы подключаются к услуге за рубежом и осознанно идут на определенные неудобства.

Павел Жданович, директор компании «Софтпром», уже около года является абонентом австрийского Vodafone и тратит ежемесячно на сервис около 100 евро. Для голосовых услуг топ-менеджер использует украинского оператора и объединять сервисы в один терминал не спешит. Более того, он признается, что даже если в Украине появится адекватное предложение, ориентированное на подобных ему потребителей, вряд ли он откажется от отдельного коммуникатора для электронной корреспонденции. Не устраивает же пользователя в нынешнем решении отсутствие локализации, а также местной службы поддержки. Их обеспечивает «МТС-Украина», но даже несмотря на это после запуска BlackBerry в Украине далеко не все потребители в роуминге разорвали свои иностранные контракты. Дело в том, что доступное на нашем рынке решение предназначено в первую очередь для корпоративных клиентов, что накладывает отпечаток на некоторые нюансы подключения, возможности и цену.

Сегодня для применения BlackBerry в нашей стране предприятию необходимо приобрести ПО стоимостью 42 000 грн (есть версии для Microsoft Exchange, Lotus Domino и Novell GroupWise) либо на 20% меньше, если инсталлировать его самостоятельно. В эту сумму входит лицензия на 20 пользователей, и, если требуется обеспечить сервисом большее число сотрудников, нужно уплатить дополнительно по 650 грн за каждого из них. Кроме того, предусмотрена ежемесячная плата – 300 грн за абонента, включающая нелимитированный трафик. Столь внушительная общая сумма платежей делает «украинский BlackBerry» фактически недоступным для небольших компаний – для них сроки окупаемости инвестиций становятся совсем заоблачными.

Впрочем, как нам рассказали в офисе «МТС-Украина», цены на лицензии одинаковы для клиентов BlackBerry по всему миру, просто в нашей стране пока не представлена полная линейка тарифов. Если у корпоративного пользователя уже есть все необходимое ПО (к примеру, когда речь идет об иностранной компании, которая уже приобрела его за рубежом), украинский оператор возьмет предприятие на обслуживание, и в таком случае последнему придется выплачивать лишь ежемесячную абонентскую плату.

Изменится в ближайшее время ситуация и с доступностью BlackBerry от «МТС-Украина» для частных лиц – до конца II квартала оператор намерен предложить возможность подключения и им. Таким клиентам не придется оплачивать дорогостоящую лицензию, потребуется лишь вносить абонентскую плату, которая, отмечают в «МТС-Украина», составит менее 300 грн. При этом почта будет храниться на одной из европейских технологических площадок RIM – такой принцип работы с частными клиентами компания использует по всему миру.

Как мы уже отмечали, для работы с BlackBerry требуются специальные коммуникаторы, и в первую очередь это одноименные аппараты от RIM. «МТС-Украина» поставляет их в нашу страну, но в ее ассортименте есть лишь довольно устаревшая модель 8700g (розничная цена – 3099 грн). В ближайшее время компания начнет продажи устройства Pearl 8100 (4137 грн), а через несколько месяцев линейка будет расширена другими аппаратами RIM.

Стоит отметить, что за рубежом работать с BlackBerry можно и с помощью коммуникаторов от других разработчиков. Например, этот сервис поддерживают некоторые модели Nokia, но отечественным потребителям они пока не доступны.

Microsoft Exchange в «мобильном» виде

Затрагивая тему мобильного офиса, нельзя не упомянуть Microsoft, уделяющую довольно много внимания интеграции серверных и мобильных платформ. Так, Microsoft Exchange Server при взаимодействии с терминалами, помимо работы с деловой корреспонденцией в push-режиме, обеспечивает управление контактами пользователя, поддержку единой адресной книги организации, календарей, заданий.

Среди интересных «мобильных» особенностей Microsoft Exchange Server отметим технологию Fetch E-Mail, позволяющую при чтении сообщений большого объема подгружать его тело в реальном режиме времени по мере просмотра пользователем, благодаря чему можно экономить как время получения почты, так и объем, требуемый для ее хранения на устройстве.

Кроме того, совместное применение Microsoft Exchange Server 2007 и Windows Mobile 6 обеспечивает поддержку ссылок на ресурсы интранет-сети, помещенных в электронные письма. Чаще всего доступ к ним возможен только при подключении к корпоративной сети по VPN-соединению. В случае же с Microsoft Exchange Server этого не требуется, поскольку ПО выступает в качестве шлюза к внутренним ресурсам.

Если у компании уже развернут Microsoft Exchange Server 2003 SP2 или 2007, то для полноценной работы с коммуникаторами не потребуется никаких дополнительных решений, нужно будет лишь настроить необходимые службы – как минимум разрешить доступ с мобильных устройств по протоколу Exchange ActiveSync и описать маршрутизацию на серверах защиты периметра. После этого любой коммуникатор, в котором реализована поддержка Exchange ActiveSync (аппараты не только на базе Windows Mobile, но и на других платформах, использующих этот протокол), готов к работе с корреспонденцией и другими корпоративными данными, где бы он ни находился.

Среди преимуществ решения от Microsoft стоит отметить отсутствие «привязки» пользователя к провайдеру – терминал будет функционировать при наличии любого канала доступа в Интернет, которым может быть GPRS/EDGE, UMTS, CDMA, Wi-Fi или проводной доступ в Сеть.

Рекомендованная цена Exchange Server 2007 Standard Edition составляет около $700, а Enterprise Edition обойдется в $4000. Первая редакция поддерживает работу до пяти баз данных, распределенных по пяти возможным группам хранения, в то время как вторая – до 50 и 50 соответственно. Кроме этого, на каждого пользователя требуется лицензия на доступ к серверу, которая стоит около $70, а работы по установке и интеграции ПО в корпоративную инфраструктуру украинские партнеры Microsoft оценивают в $50 в час в зависимости от состояния локальной сети заказчика, числа ее пользователей и прочих факторов. На полную настройку может уйти от двух-трех дней до нескольких недель.

«Виртуальный офис» от life:)

Описанные выше решения ориентированы скорее на корпоративный сектор и технологически зрелые компании и требуют достаточно крупных инвестиций. Однако на украинском рынке уже есть предложение для SMB, небольших фирм и частных предпринимателей, пока не готовых к серьезным капиталовложениям, но уже испытывающих потребности в Push e-mail и других возможностях мобильного офиса. Его с начала этого года активно продвигает оператор life:).

В данном случае Microsoft Exchange Server устанавливается у провайдера мобильной связи, а пользователям поставляются услуги хостинга всех необходимых почтовых приложений в виде пакетов с ежемесячной абонентской платой в рамках BUSINESS life. Примечательно, что услуга будет работать, даже когда деньги на счету закончатся, т. е. клиент при перерасходе средств на мобильную связь не останется без доступа к почте.

Минимальная абонплата на одного пользователя составляет 15 грн/мес (трафик тарифицируется отдельно), что вполне приемлемо даже для молодых компаний. За эти деньги можно рассчитывать на индивидуальный почтовый ящик объемом 100 МБ с Push e-mail в собственном домене, на работу с персональным календарем, заданиями, веб-доступом. Работа с общекорпоративными данными, полная синхронизация и другие расширенные опции обойдутся в 50 грн/мес, при этом почтовый ящик расширяется до 500 МБ. На 10 грн дороже стоит пакет с поддержкой интерфейса MAPI (Messaging Application Programming Interface), а пользователи максимального тарифа (85 грн/мес) дополнительно получают 200 МБ в рамках услуги «Рабочее пространство». Это выделенное хранилище на защищенном сервере, где можно размещать любые данные и, если потребуется, предоставлять коллегам доступ к ним.

Стоимость подключения к сервису life:) для всех тарифов составляет 50 грн, а абоненты могут воспользоваться услугами круглосуточной службы поддержки. Для предоставления сервиса клиенту выделяются отдельная точка доступа (APN) в сети life:) и защищенный канал передачи данных. В компании уверяют, что все необходимые настройки без труда сможет выполнить практически любой пользователь телефонов, но если потребуется, это бесплатно сделают специалисты life:).

Помимо прочего, оператор может предложить клиентам терминалы для работы с почтой – Samsung i600 (1400–1900 грн при условии подписания соглашения на пользование услугой на 1 год), HTC S710 (2200–2700 грн), HTC Touch (2700–3200 грн) или Palm Treo 750 (3900–4400 грн). Подчеркнем, что решение дает возможность работать не только с помощью коммуникаторов на базе Windows Mobile, но и на основе других платформ, поддерживающих доступ к Microsoft Exchange Server.

По словам Эргюна Бирола (Ergun Birol), директора по маркетингу корпоративного сектора life:), в ближайшие месяцы компания планирует расширить свое хостинговое предложение средствами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Принцип будет аналогичен услуге на базе Microsoft Exchange Server – эксплуатировать подобные системы пользователи смогут с небольшими затратами и ежемесячной абонентской платой. Топ-менеджер мобильного оператора рассказал, что данная услуга будет предлагаться не только для небольших фирм, хотя им она предназначена в первую очередь. Если подобной системой заинтересуется крупное предприятие, life:) готова предоставить индивидуальные решения и, руководствуясь принципом «все коммуникации из одних рук», выступить в роли аутсорсингового ИТ-провайдера, причем по предоставлению заказчикам не только мобильной почты, но и фактически всего комплекса решений, обеспечиваемых Microsoft Exchange Server и SharePoint Server.

Альтернативы есть?

Когда мы изучали рынок предложений на базе Push e-mail, в поле нашего зрения попали также системы Nokia Intellisync и Motorola Good Technology. Они декларируются как доступные к заказу в Украине, однако, как оказалось, их внедрений у нас пока нет, а в локальных представительствах компаний не нашлось специалистов, готовых поделиться интересующей нас технической информацией. Не готовы они и открыто оглашать ориентировочную стоимость проектов внедрений, а также возможную абонентскую плату и цену за подключение к услугам.

Исходя из этого вряд ли на данном этапе решения от Nokia и Motorola являются рыночными, по крайней мере в нашей стране, хотя предложения этих компаний могут заинтересовать представительства международных фирм, для которых эти продукты – корпоративный стандарт. В таком случае они уже обладают всей необходимой инфраструктурой и информацией о тарифах.

Возвращаясь к коммерческим решениям, еще раз отметим, что уже сейчас на украинском рынке доступны предложения разных классов, ориентированные на различные задачи потенциального заказчика в зависимости от его масштабов и затрат, которые он готов понести на организацию мобильной почты.

Для компаний, чьи инфраструктуры уже работают на базе продуктов Microsoft, в частности Microsoft Exchange Server, логичным шагом выглядит дополнительная настройка системы для работы с коммуникаторами и фактически самостоятельный запуск «мобильных офисов». Предприятиям, планирующим в обозримом будущем обновлять ИТ-инфраструктуру, включая ПО, где ключевыми будут возможности мобильного офиса, мы бы также рекомендовали устанавливать Microsoft Exchange Server. Однако тут уж без серьезных затрат не обойтись.

Когда вопрос экономии первоначальных инвестиций стоит на первом месте, а число потенциальных пользователей почты с терминалов небольшое – привлекательным выглядит предложение от life:). Пока оно остается, по сути, единственным доступным решением для частных предпринимателей, хотя в течение полутора месяцев они могут получить и альтернативу в виде BlackBerry от «МТС-Украина».

В заключение остается отметить, что на мировом рынке доступны и другие платформы для организации мобильного доступа к корпоративным данным. В нашей стране этот сегмент находится в зачаточном состоянии и не может похвастаться наличием всех крупных игроков. Однако по мере их появления в Украине мы будем знакомить с их решениями читателей нашего еженедельника.

Тарифы BlackBerry от «МТС-Украина»
Предмет платежа Сумма, грн
Единоразовая плата за активацию услуги (до 20 пользователей), включает стоимость ПО и его установку в корпоративной сети клиента* 42 000
Единоразовая плата за каждого дополнительного пользователя 650
Абонплата за услугу для одного пользователя (включает неограниченный объем передачи данных BlackBerry) 299
* При условии самостоятельной установки ПО предоставляется скидка в размере 20%
Стоимость телефонов BlackBerry Сумма, грн
BlackBerry 8700g
Розничная стоимость 3099
Стоимость при подписании дополнительного соглашения: на 12 месяцев на 24 месяца 25991899
BlackBerry 8100 Pearl
Розничная стоимость 4137
Стоимость при подписании дополнительного соглашения: на 12 месяцев на 24 месяца 34503050
Тарифы на услуги «Виртуальный офис» от life:)
Права и ограничения доступа Базовый Профессиональный Профессиональный плюс Энтерпрайз
Плата за подключение, грн 50 50 50 50
Абонплата в месяц за одного пользователя, грн 15 50 60 85
Объем почтового ящика, МБ 100 500 500 1000
Веб-доступ к Outlook + + + +
Internet Mail Protocol + + + +
Персональные папки почты, списки адресов, календари, задания + + + +
Глобальный список адресов всех пользователей в персонифицированом домене + + + +
Общие папки, список адресов, контакты, задания, календарь - + + +
Составление групповых расписаний, включая просмотр свободного/занятого времени других сотрудников - + + +
Мобильная синхронизация - + + +
Услуга Outlook Voice Access - - - +
Опции услуги Forefront Security для MS Exchange Server и услуги Exchange Hosted Services Filtering - - - +
Интерфейс MAPI - - + +
Бесплатное «Рабочее пространство» 200 МБ - - - +
Круглосуточная поддержка + + + +
Дополнительные услуги
MS Forefront Client Security for Exchange (Advance AntiSpam & Antivirus solution), грн 13,95 +
Дополнительный объем почтового ящика 1 ГБ, грн 10  
Дополнительный объем в услуге «Рабочее пространство» (500 MБ) на компанию 90
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT