`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Вперед и вниз


Ничего не могу с собой поделать – всякий раз, когда слышу разговоры о корпоративных ценностях транснациональных компаний, в памяти всплывают правила одной нехитрой игры. Лист бумаги, табличка 5×5, ячейки которой заполнены словами: таргет, экшн план, праймари фокус, оппортюнити, факап и т. д. Задача – отмечать соответствующую клетку, когда вы слышите одно из этих слов на встрече, во время конференц-связи или на тренинге. Когда заполнены все пять клеток по горизонтали, вертикали или диагонали – вставайте и кричите «Bullshit!». Игра развивает внимание, повышает заинтересованность сотрудников, разряжает напряженную атмосферу... Порадовавшись такому свежему взгляду на тим-билдинг, мой товарищ, работающий на Procter & Gamble, подтвердил, что на исполнение ритуалов у них расходуется прорва времени. Давно не новость. Заставшие две системы – два образа жизни знают, что менеджмент больших капиталистических корпораций устроен примерно так же, как советские номенклатурные институты вроде комсомола. Поерничав, мы заодно помянули старинную университетскую забаву «жопа» (на лекциях профессора Дороговцева по математическому анализу участники по очереди выкрикивали ключевое слово, каждый следующий громче предыдущего, отказался – проиграл). Что тут скажешь, новые реалии – новые игры.

Понятно, что большие корпорации дают большие возможности, включая карьерные, определяют тенденции, подминают и форматируют под себя рынки. И тем не менее миру давно известно такое явление, как дауншифтинг – добровольный исход ведущих менеджеров из обоймы ведущих корпораций. Иногда употребляют термин «добровольная простота», подразумевая сознательный отказ от карьеры и, как следствие, – осознанное понижение жизненного уровня. И вроде бы пока не тенденция, но за последнее время и на нашем ИТ-рынке замечены случаи, когда ведущие менеджеры, знаковые фигуры, покидают свои карьерные космодромы. Не перелетают на другие, равнозначные или более мощные, а скорее приземляют свои интересы и цели. Вместо продвижения корпоративных ценностей, блестящих продуктов и масштабного доминирования на рынке их начинает интересовать утилитарная полезность в узкой области. Речь не идет об уходе из профессии или выпадании из социума. И уж, конечно, не о жадности («не хочу ни с кем делиться, заработаю и съем»). Дело скорее в перемещении фокуса – от проповедей на стадионах к нуждам конкретного человека.

Сознательная установка на понижение – и пусть меня обвинят в вульгарном дарвинизме – это фига в сторону наследственности. Движущие силы эволюции, как известно, – наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Кто тут жилец, а кто нет, решать не одному генотипу. Наследственность – это сохранение и передача признаков и свойств («корпоративных ценностей») потомству (последователям, сбытовой цепочке). Изменчивость – свойство приобретать новые признаки – через взаимодействие с окружающей средой. И что, многие из нас взаимодействуют? Да-да, примерно так же, как захватывали земли конкистадоры – «носители христианского миропонимания». Римская солдатня хотя бы называла казнь казнью.

Бывший директор по маркетингу компании «Тинькофф» Самвел Аветисян не любит глобальные корпорации. «Вся система корпоративных стандартов и культуры там направлена на то, чтобы у менеджеров не было никакой идентичности – ни личностной, ни национальной, ни религиозной, ни даже половой (для этого даже придумали жупел сексуального домогательства). Им нужно, чтобы менеджеры имели большой универсальный разъем. В него можно воткнуть штекер, на котором написано Nestle, Coca-Cola, Procter & Gamble – неважно. Вышел, допустим, разъем из строя, т. е. не вышел менеджер на работу, – найдут другой разъем и подведут к нему кабель».

Раз уж речь косвенно зашла о пиве, меня, например, радует тот факт, что маленькие отечественные производители живого пива отвоевали за последний год у основных игроков рынка (целых) 5%. В Бельгии вон в каждой дыре варят свое, невероятно вкусное пиво, куда тем хайнекенам.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT