`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

Впечатления от поездки на сегвее

+55
голосов

Наконец-то осуществил давнишнее желание и покатался на сегвее, после чего случайно наткнулся в сети вот на что:

Впечатления от поездки на сегвее

Помимо анекдотически точного внешнего сходства есть и более существенное, -- травматологическое. Я имею в виду идентичность характера увечий, причиняемых жертвам сегвейных аварий и заигравшимся "в лошадки" мальчишкам. И тем и другим приходится лететь на землю, не имея особых шансов сгруппироваться из-за запутавшейся меж ног продолговатой чужеродной конструкции (можно порассуждать и о психической травме от столкновения с реальностью, несущей одним болезненное разочарование в фантазиях собственного разгорячившегося воображения, а другим -- утрату веры во всемогущество высоких технологий)

Мне спровоцировать аварию не удалось, хотя я и честно попытался вывести сегвей из равновесия: на предельной скорости тряс руль, как горилла прутья клетки; вертелся волчком, как гоняющийся за хвостом щенок; но мои потуги оказались тщетны, разбившись о прямо-таки физически ощущаемое усталое презрение воплощенного в программном коде коллективного разума сотен программистов, которые горе-экспериментаторов вроде меня перевидали тысячами, и все мои неоригинальные ужимки и прыжки им известны заранее и смертельно скучны.

Второе по яркости из моих впечатлений связано с глубиной, так сказать, сопряжения сегвея с опорно-двигательным аппаратом сегвеиста. Оказалось, что думать, будто сегвей реагирует на наклон руля и при наклоне руля вперед ускоряет движение, а при наклоне назад -- тормозит (как говорится в научно-популярных описаниях) это сильное упрощение истинного положения дел. В принципе, я мог бы догадаться об этом и из теоретических соображений: ведь наклонить руль вперед -- значит отодвинуть его от себя, самому оставшись в вертикальном положении, несовместимым с ускорением, требующим наклона вперед вместе с рулем. Каким же образом сегвей "узнаёт" о моем желании отодвинуть от себя руль, если я его от себя, собственно говоря, не отодвигаю? За счет нерегистрируемого мною на сознательном уровне перераспределения веса с носков на пятки! Т.е., сегвей интерпретирует генерируемые вегетативной нервной системой импульсы (транслируемые в идеомоторные реакции), в том же примерно стиле, в каком это делают мои ноги при ходьбе. С той разницей, что конечности мои, если я не ошибаюсь, лишены какого бы то ни было подобия самосознания, а в электронном мозгу сегвея имеется модель реальности, в которую он самого себя со мной за своим рулем вписывает (эта модель, хотя и ограниченнее моей, зато точнее: управляя гипотетическим велосипедным аналогом сегвея я не смог бы тягаться с реальным сегвеем в безукоризненности баланса).

Описанный механизм интерпретации идеомоторики - лишь один из множества тех хитроумных механизмов, которые я, наблюдая за поведением своего тела и откликами сегвея, смог бы с большим или меньшим успехом проанализировать. Но для управления весь этот реверсный инжиниринг совершенно бесполезен а то и вреден (сороконожке не стоит задумываться над порядком преставления ног), так что сегвеисты им не занимаются.

По-видимому, отсутствие представлений о масштабах этого множества механизмов послужило источником неожиданных и родственных страху неизвестности ощущений, которые стали самым ярким моим впечатлением и которые я сейчас пытаюсь объяснить уже не столько вам, сколько самому себе (типа дисклеймер для недовольных избытком букв и мутностью потока сознания:).

Сегвеист осознаёт симбиотическую природу своего сосуществования с сегвеем, но о масштабах и всеохватности этого симбиоза он может только гадать. Он знает, что наезд на бетонную урну приведет к внезапной отмене симбиоза, но не знает, чем это ему грозит. Его можно сравнить с человеком, впотьмах уютно устроившегося на грозящей обломиться ветку, и не знающего, на какой высоте эта ветка находится, -- 10 см., или 10 м.

Если у велосипедиста или скейтбордиста наезд на урну вызывает обычный страх падения, то страх сегвеиста оказывается сродни страху отказа жизненно важного органа (ср. страх слепоты). Желающим раскритиковать абсурдность этой аналогии (не мог же я, в самом деле, так сильно привязаться к сегвею за 15 минут) надо принять во внимание некоторое смягчение барьеров критического восприятия под впечатлением перспектив встречи с шершавым асфальтом на скорости 20 км./ч. без возможности сгруппироваться.

Вообщем, умозрительный страх чрезмерной зависимости от технологий, знакомый нам только по фильмам про терминаторов, сегвей дает пережить в гораздо более непосредственной форме. Этим и он хорош. Возможно, ездить на нем необходимо через "нехочу" заставлять разработчиков всяких сложных систем автоматизации, чтоб не слишком зарывались.

Спросил инструктора, много ли бывает несчастных случаев в его практике. Узнал, что тот водит двухчасовые экскурсии вдоль курортного побережья, и при большой скученности сегвеев они наезжают друг другу на колеса. Мое предложение оснастить сегвеи щитками на манер скотоотбрасывателей локомотива он оставил без комментариев. Отчего упал Джордж Буш, инструктор сказал что не знает, но полагает, что дело в "необновленной прошивке".

Я не прочь бы еще покататься по пересеченной местности, но в том, что касается ровного асфальта, мое любопытство полностью удовлетворено (что подтверждает коммерческую провальность планов массовой сегвеизации: сегвей - транспортное средство, которым нет смысла владеть).

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Я катався теж заради цікавості на площі в Лісбоні. Відчуття достатньо приємні. Якби було гарне асфальтове покриття і невеликі відстані, то можна було б і їздити. А так - велосипед цікавіше і корисніше для здоров'я.
Не дуже сподобалося, що на севеях для загального катання обмежена швидкість, тобто ручка після певного переміщення вперед починає сама задиратися назад так, що сильно не розженешся.

Доречі поліція Лісбона патрулює центральну частину міста саме на сегвеях, тільки вони якійсь більш високі, мабуть для більшої можливості спостереження зверху. Але все нове це забуте старе. Пам'ятаю, як ще за СРСР з батьком ходив на хокей в Москві, входи на стадіон теж патрулювалися міліцією тільки кінною.

Естественно, с высокого сегвея и видно дальше, и шашкой махать сподручнее:)

Кстати, об одноосных транспортных средствах: в парке около дома я иногда наблюдаю велосипедиста на уницикле («цирковом» одноколёсном велосипеде). Может быть, такая конструкция, будучи «сегвеизи­ро­ван­ной», оказалась бы более предпочти­тель­ной? Ведь с уницикла можно соскочить вперёд, да и просто упредить падение ногой, которую ничто не мешает выставить в сторону.

Единственно, остаётся вопрос об эргономич­нос­ти седла, но это проблема всех велосипедных сёдел.

Насколько можно заключить из википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/Robotic_unicycle) наука до одноколесного сегвея еще не дошла. Т.е. похоже на то, что в шахматы человек играет уже хуже компьютеров, а унициклом управляет пока еще лучше.

Есть еще японский робот "Murata Girl" (http://www.youtube.com/watch?v=iYzkeSky37k) и нереализованный проект "EMBRIO" (Bombardier Design Group, http://www.idsa.org/idea/idea2003/G102.htm) но они балансируют с помощью массивных маховиков, делающих конструкцию бесперспективной с точки зрения использования в изящном транспортном средстве типа сегвея.

Еще есть проект "Uno" какого-то самодельщика (http://www.techeblog.com/index.php/tech-gadget/uno-the-electric-unicycle...), который выглядит очень интригующе. Но в нем речь идет не о бескомпромиссном уницикле, а о сегвее с узкой колеей.

Ну и полюбуйтесь на ролики о моторизированных самобалансирующихся в продольном направлении унициклах, практичность которых сомнительна ввиду того, что они слишком уж заставляют пользователей упражняться в эквилибристике. Даже разработчики, по определению предвзято относящиеся к своим детищам, стесняются позиционировать их в качестве транспортных средств, ибо слишком ясно: пока на таком доедешь до работы, будет уже не до работы:)

http://www.youtube.com/watch?v=cC9cdIUiOqU
http://www.youtube.com/watch?v=3-9mYCXNshQ
http://www.youtube.com/watch?v=KclM9TviGoI

Последний ("eUnicycle"), насколько я понял - самый шумный и тяжелый в управлении, зато самый доступный. Ссылка в пункте info ведет на сайт с инструкциями по сборке (общая стоимость деталей - будто бы около $1500) и бесплатным ПО.

UPD: а вот компания, обещающая организовать массовое производство "энициклов" летом 2009 г. (т.е. осталось ждать меньше 3 недель). От последних трех показанных на ютюбе конструкций отличается оригинальными педалями, будто бы существенно облегчающими управляемость (судя по имеющемуся на сайте видео, это может оказаться правдой) и ускоряющими обучение, которое будто бы занимает ок. 30 мин. (ср. десятки часов, нужные для обучения езде на традиционном одноколесном велосипеде). Кроме того, разработчик глубоко меня поразил заботой об экономичности:_спускаясь под гору эницикл заряжает аккумуляторы!_
http://enicycle.com

Сильно заинтригован.

Хм, не знаю вот только, достоинством или недостатком считать незанятость унициклистских рук: она ведь вводит в соблазн чреватого аварийными ситуациями пользования мобилками для sms-переписки:)

Мысли очень схожие возникают, когда заново учишься ходить. Приходится "договариваться" со своими ногами и учиться правильно интерпретировать сигналы от них.

Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--

Да и когда в первый раз учишься ходить, наверное, мысли схожие, только не помним мы их...
Можно развить психологическую теорию, объясняющую привлекательность экстремальных видов спорта инфантильным стремлением вернуться в утраченный рай младенчества:)

Мои впечатления от изучения ходьбы во вполне сознательном возрасте, приблизительно полгода назад.
Довелось.
Впечатления еще вполне свежи.

Wladimir Marchuk
Warbirds -tyt--

Павел -- думаю, теперь вам нужно попробовать акваскиппер! :)
http://www.youtube.com/watch?v=g9bmLv6iUj4

Класс!
Гибрид водного велосипеда с вантузом:)

Когда-то видел ролик с падением Буша. Насколько помню, он просто отпустил руль. Т.е. машина с ее алгоритмами ни в чём не виновата, это уже потом раздули в сенсацию.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT