`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Вот, кстати, оно и назрело

+1420
голосов

В отношении любой компании я человек совершенно нейтральный. Был бы акционером - было бы иначе (в смысле - был бы ещё скептичнее и критичнее). А так я стараюсь просто быть скептично и критично настроенным. Мне можно. И даже нужно. Некоторые, конечно, путают скептис и критику с "негативом" (терпеть не могу этого слова). Но это такое... от должностного рвения чаще.

Так вот. Чтобы не было недоумений, объясню свой скепсис и критичную настроенность к Apple. А то всё нежности кругом, да сюсюканья, надо же кому-то быть очень злым и очень плохим.

Начнём с того, что есть две Apple. Та, которая была. И та, которая есть сейчас. О той, которая была, я как раз сейчас читаю грустную книгу Стивена Возняка с по-цветаевски грустным названием "iWos" (очень похоже на "я был", как у Цветаевой - идёшь, на меня похожий, глаза опуская вниз, я тоже была, прохожий, прохожий, остановись...).

Та Apple, которая была, - культовая для меня компания. Потому что в ней сделали две прекрасные вещи - Macintosh и NeXT (ну не совсем в Apple, но фактически...). Этого достаточно, чтобы войти в историю артефактов. Как вошли в неё Бог весть когда созданные пирамиды, зиккураты и рапануйские носатые истуканы.

Я хорошо помню своё первое впечатление от занесённой дикими ветрами в нашу тьмутаракань NeXTStation Turbo. Это было как слетать в космос и даже больше (кстати, кто имел дело с этой машиной, на 33-мегагерцевом процессоре Motorola 68040, с фактически монохромным экраном, никогда не будет иначе как скептически относиться к дистрибутивам Linux типа Ubuntu, кривая улыбка - максимум на что будет способен ушибленный NeXT, поверьте, а можете и проверить, эти машинки где-то ещё есть и работают даже, если кто-то хочет от такой избавиться - я куплю для коллекции).

Но компании - они сами артефакты. И как любые артефакты - изнашиваются, стареют, выходят из моды, наконец. И та Apple, которая была, по многим причинам стала бывшей.

А та Apple, которая есть сейчас, началась с немыслимого и удивительного - с Джона Скалли. Который, вообще-то, был президентом Pepsi и каким-то совершенно невнятным для меня образом образом стал CEO Apple. 10 лет управления хайтек-компанией человеком, ни малейшего отношения к хайтеку не имеющим, оставили в истории, по моему мнению, отвратительнейший след. В этом не виноват сам Скалли, в этом виноваты подобострастные и слепые в своём подобострастии недоумки, заполнившие страницы прессы муторной и постыдной писаниной, смысл которой сводился к тому, что отозвалось одной из причин недавних кризисов.

Что, никто не читал этой пурги - "хороший менеджер может управлять чем угодно, не важно, что он понятия не имеет о том, чем управляет"? И никто не видел в этом контексте постоянные явные ссылки на яркий пример Apple и Скалли? Что, эта идея не была жупелом? И что, не эти же бесконечно талантливые, позитивные, способные "менеджерить что угодно" менеджеры стали одними из непосредственных участников и организаторов сначала мыльного пузыря интернет-бизнесов, потом - мыльного пузыря "покупайте то, что вам реально не нужно, за деньги, которых у вас реально нет"?

Это, пожалуй, одна из самых неприятных историй в ИТ, вышедшая далеко за пределы индустрии и старательно не вспоминаемая. Потому что те, кто должен её вспоминать - это те же, кто её создавал и "раскручивал".

Для меня лично история истерии вокруг Скалли - нечто из ненаписанного Салтыковым-Щедриным (жаль, старик не дожил, он бы дал ммм прочихаться).

Единственное, что у любого нормального человека должно вызвать какие-то эмоции, закончилось. Остальное - чистый скепсис.

После Скалли (который сам по себе стал инновацией в ИТ), увы, Apple не сделала ничего нового. Она стала подлинной "инновационной компанией".  Инновации - это не совсем то, что новое. И вовсе не новые рынки. Инновации - это новый способ извлечения денег из старого рынка. Достраиваем на рынке "Юность" два ларька, делаем им "дизайн" - вот и инновация получилась. Инновационные компании не делают "завтра". И даже не делают "сегодня" - мы же не дети, и прекрасно должны понимать - всё, что только что вынесено нами из магазина, уже обесценено на 20% и устарело.

Вот скажите сами себе - вы слышали о работе R&D Apple? Я лично - не слышал. Говорят, что таковое имеется, но я не слышал и результатов не видел. Тем, что делается в R&D Microsoft, IBM и у прочих я даже пользуюсь (именно нетоварным, а исследовательским, потому что мне интересно, а за IBM DataExplorer готов расцеловать IBMовских программистов, такая это прекрасная штука, вот).

Да, наследие той Apple - безукоризненно гениально. Потому что за 21 год (да, MacOS X - это система 21-летней давности!) всё, что понадобилось с ним сделать, - заменить в ОС NeXTSTEP одну подсистему. Которая отвечает за рисование видимых пользователю "морд". Это всё. Точка. Жирная точка. Если знаете ещё что-то - ткните меня пальцем в. Буду признателен.

Мне совершенно безразличны всякие спорные (а, может, и в какой-то мере бесспорные) вопросы.

Мне важнее другое - быть с теми, кто хоть на пол шага впереди, пусть они рискуют, пусть не нравятся кому-то или даже очень многим. Это моя работа, в том числе. Инноваторы же, увы, зарабатывают, находясь на пол шага сзади (это беспроигрышная на некотором временном участке стратегия). Да, зарабатывают на удобствах, на милых интерфейсах и прочем симпотичном (это не очепятка!). Что, к слову, ужасно сказывается на технической журналистике.

Надо пояснять?

Поясню:

Когда реально не о чем писать, технические журналисты (это ужасно, что на клавиатуре буквы "д" и "ж" рядом, потому что всё время промахиваюсь и получается "дурналисты") начинают скатываться в "субъективизм". Вы его знаете. Это когда журналистом вынужденно используется примерно такая лексика -  "нежные обводы сладко укладываются в руку", - а читателем вынужденно же (потому что другого читать нечего) не используется самый заурядный очевидный вопрос - "а мне какое дело, как тебе в руку что укладывается?".

В условиях засилья потребительских цацек, свистулек и прочего упоительно дорогого барахла с рюшечками, субъективная псевдотехническая журналистика превращается в обезумевшее стадо, готовое за гроши выесть всю самую невкусную траву до горизонта. И за горизонтом. Вы, надеюсь, понимаете, о чём я. А ведь ещё появляются рирайтеры, и имя им - Легион...

Короче, я крайне скептически отношусь к нынешней Apple, и с огромным уважением - к той Apple, которой мы лишились. Надеюсь, получилось объяснить - почему.

За сим откланиваюсь, всем хороших выходных. У кого они есть, конечно :)

+1420
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

А вы все не спите Андрей, все о читателях думаете, не жалеете вы себя :)

я страдаю очень тяжёлой затяжной бессонницей, а любой врач вам скажет - нет лучшей терапии, чем писанина.

вот и...

Статью добавил в избранное. Спасибо. От души.

Я не журналист, так изложить врядли смогу. Разве только добавить от себя, что последним гвоздем в гроб ТОЙ АППЛ, был отказ от PowerPC и переход на Intel. Подоплека, конечно, понятна, просто противно. Маркетологи задавили душу бренда.

PS А голубенький Некст я, кажеться, знаю где купить... ;)

и вам спасибо.

если не собираетесь купить себе - дайте мне знать, я с удовольствием, andrew@itc.ua

Здесь интервью с Джоном Скалли (вдруг Вы его не видели): http://www.cultofmac.com/john-sculley-on-steve-jobs-the-full-interview-t...

очень плохо переношу видео.
так что 100% не просто не видел, а даже и не мог увидеть :(

но.
дело не в Скалли.
дело в тех, кто делал из Скалли паттерн и жупел (забавно, что эти чудовищно далёкие слова так созвучны, ага?).
их, по-хорошему, надо выявить и казнить.
причём не как-нибудь казнить, а сурово.
я так считаю.

Андрей, концентрируясь на технических деталях реализации, Вы недооцениваете важность работы по доставке достижений R&D конечным пользователям. Apple занимается именно этим, и у нее это получается лучше всех.

это в рекламные буклеты надо писать.
а я не пишу рекламных буклетов.

Это ответ не по сути. Какая разница где писать? Ни для кого не секрет, сколько полезных технологий остаются пылиться на полках. Почему Вы не оставляете «идеальном мире» места тем, кто профессионально работает над широким внедрением этих изобретений?

Я еще раз повторяю, что маркетологов надо забивать насмерть на глазах у их матерей.

Как упоительно попирать стопами гребень технического прогресса, заполнять себя его ветром, несущим обещание грядущих перемен к всеобщему благу и вместе с ними волну и все что на ее гребне там находится. И чувствовать себя его форейтором [Лит.газета], стимулирующим массы к финансовой поддержке. Подставим широкие рабочие плечи под мерную поступь... ну и так далее. Не лукавьте. Вы такой же маркетолог, как и те кто пишет рекламные буклеты. Просто они рекламируют все подряд, а Вы - то что лично Вам кажется прогрессом. Селективный подход. Не вижу ничего постыдного. Зачем отрицать со стороны очевидное. Разве что бы брезгливо пнуть менее разборчивых собратьев по профессии? а стоит ли оно того. Паровозы Лебединского были красивы и рациональны - многие ли сейчас понимают, о чем идет речь? Оказались не нужны. Многие красивые вещи оказались не нужны - а остались более практичные и серые. Стоит ли винить тех кто их продает? или разрабатывает? Кстати, интересный вопрос - меня вполне устроила бы реализация NEXT'а на современной базе. Удобно, практично, рационально и эстетично. И цвет не нужен [ЛОР]. Если еще и весом граммов 800 (меньше-лучше) - идеальный инструмент странствующего инженера. Может попытаетесь талантливо простимулировать обратную сторону основы прогресса? а то при всей его поступи роль украинской составляющей традиционно сводится к повтору слоганов и экономии на всем, кроме логистики и продажи.

я ничего никому не продаю.
и не определяют стратегии сбыта.
не навязываю ничего никому.
просто пользуюсь своим правом на своё мнение.

стимулировать не могу.
не вправе, не располагаю ресурсами и даже желанием.
это ведь не случка очень породистых собак, где кобеля надо стимулировать.
ну а NeXT - это прошлое. жаль, конечно.

кстати, Apple могла бы сделать красивый ход - выпустить юбилейную партию NeXT Station. мне так кажется, что за ними очередь стояла бы.

В условиях засилья потребительских цацек, свистулек и прочего упоительно дорогого барахла с рюшечками, субъективная псевдотехническая журналистика превращается в обезумевшее стадо, готовое за гроши выесть всю самую невкусную траву до горизонта. И за горизонтом. Вы, надеюсь, понимаете, о чём я. А ведь ещё появляются рирайтеры, и имя им - Легион...

Андрей, это я себе в цитатник, есл позволите. Ну очень сочно и правдиво. Спасибо!!

Насчет паттернов и жупелов. Большинство усилий, прилагаемых на поприще создания всеуправляющих и всеучитывающих бизнес систем, на мой взгляд, ведут к одному - свести бизнес-процесс к нескольким показателям, понятным даже невежде. Чтобы те самые невежды могли "управлять бизнесом", не понимая его сути в принципе. Говоря прямее - чтобы можно было на любой бизнес расставлять своих людей, не утруждая их вниканием в суть.

У Войновяча на эту тему ой как хорошо написано(передаю не дословно) - "...как только председатель колхоза проявлял хоть какие-то признаки понимания сути задачи, на которую был поставлен, руководство перебрасывало его в новую, незнакомую область, и продолжало это делать до тех пор, пока он не терял ориентацию, и начинал плыть в направлении невнятной путеводной звезды, именуемой линией партии...".

Всеучитывающая бизнес система при сборке "Боинга" - святая необходимость. Но прямое портирование "цеховых решений" на бизнес-процессы, где задействован человеческий фактор чревато. Пример со Д.Скалли в этом плане показателен.

p.s. Провиль на К.О. очередной раз сгенерировал подпись, которую обычно удаляю. В этот раз она, похоже, в тему (абзац ниже)

По-настоящему хорошие вещи навряд ли будут созданы там, где целью являются только лишь деньги.

Жопс никогда не ставил себе цель делать из Apple колыбель для компьюетрных архитекторов и гиков. Его цель не компьютеры, а изменение быта с помощью вычислителей. В 80-х он предлагал Маки школам, потому что тогда персональный компьютер был вершиной бытовых вычислителей. Он всегда стремился сделать Маки миниатюрнее. Сегодня, вершиной бытовых вычислителей Apple считает iPad, так как этим устройством могут пользоваться даже бабушки. Сегодняшняя Apple, это та компания, которую Жопс хотел иметь 30 лет назад.

А ще кажуть "Создайте систему, которой сможет воспользоваться даже дурак, и только дурак захочет ею пользоваться."©.

Тут вот еще одна любопытная новость муссируется: Аппл собирается делать "встраиваемую" SIM и, даже уже договорилась с Gemalto. Продолжение - все в непонятках, а Аппле, как всегда молчит.
Любопытно, это как-то связано с Dynamic SIM allocation?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT