`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Вопросы есть?

+711
голосов

Практически всю эту неделю я провел на конференциях, которые сопутствовали EnterEX/expoTEL 2008. Общие впечатления – в №8 от 26 февраля. А здесь я хотел бы поделиться некоторыми, так сказать, «заметками по поводу», которые делал прямо по ходу презентаций.

Сразу хочу сказать: я всегда благожелательно отношусь к кому бы то ни было. Но давайте честно называть белое – белым, а черное – черным. Если кому-то покажется, что «что-то нехорошее» из написанного ниже относится именно к нему (поскольку нет более дорогой всем нам вещи, чем собственные тараканы), поверьте, что здесь нет, как говорят злобные наемные убийцы в американских экшнах, «ничего личного».

Однако выступающий от имени коммерческой компании имхо должен помнить о том, что главное на любом мероприятии – это не покрасоваться самому на трибуне, а, выражаясь экономическим языком, перевести бюджетные затраты в инвестиции. И не просто отработать номер, но добиться конкретного результата: привести хотя бы одного покупателя, увеличить число потенциальных клиентов, в конце концов, повысить то, что нынче модно называть mindshare, и т.д. А слушающий (и также по большей части присутствующий в зале от имени коммерческой компании) не должен пыжиться, выдавливая из себя бестолковые вопросы, чтобы «типа показать на людях», что и он не лыком шит. ОК? Итак…

Презентации

Приведу лишь пару хорошо узнаваемых и наиболее одиозных примеров, которые характерны почти для всех проводимых нынче этих визуально-вербальных мероприятий.

1. Вряд ли падают прямо в сердца слушателей заявления о том, что даже ЦРУ, NASA и ФБР являются клиентами такой-то фирмы и используют ее продукты. Ну так и что? Так и нам теперь это надо? А среди клиентов в Украине тут же называется ряд крупных предприятий, для которых, действительно, расходы на покупку таких средств вполне терпимы (но не для клиентов, представленных в зале).

2. Скажите, ради Бога, зачем докладчик с явным удовольствием показывает аудитории слайды с велосипедами – от сбитого из корявых досок до современного гоночного (что, видимо, и должно было убедить присутствующих идиотов в том, что компания предлагает действительно классные решения)? Разумеется, из зала, вежливо немного потерпев это лирическое отступление, все же заметили, что они пришли, в общем-то, слушать не о велосипедах, а о предмете презентации.

3. Думается, что будет тем лучше, чем меньше презентующие будут употреблять выражения «работает практически само собой», «высокая эффективность», «нужно просто подключить», «у нас есть инструментарий», «наша поддержка самая оперативная из всех, с которыми мне приходилось работать», «мы можем вас научить, а эти слайды я быстро пролистаю» и т.д. Те, кто хоть однажды видел типичные продуктовые буклеты, без труда узнал бы их в таких презентациях. И, поверьте, никого уже не впечатляет традиционный заключительный слайд, увешанный логотипами клиентов, как сайт MillionDollarHomepage.com. А пределом дурного вкуса, пожалуй, является убежденно произносимое «это очень классный продукт»…  Да, и еще – очень стильное показывание пальцами рук, что произносимое находится как бы в кавычках.

А вот скажите…

С другой стороны, лучшим, и, на мой взгляд, универсальным и дипломатичным ответом выступающих на вопросы слушателей, был бы следующий: «то, о чем вы спрашиваете, это уже нюансы конкретного внедрения». Желательно при этом сохранять невозмутимое выражение лица, хотя порой это и непросто.

Например, вопросы о том, есть ли предлагаемые компанией решения не только под Windows, но и под Unix, Linux и MacOS, согласитесь, носят чисто познавательный характер.

И беспроигрышный супервопрос: какова ресурсоемкость вашего решения, т.е., на сколько конкретно в процентах увеличивается загрузка процессора. Здесь исчерпывающим предполагается, наверное, такой ответ: на машине такой-то, являющейся сервером такой-то корпоративной системы, работающей под такой-то ОС, можно ожидать увеличения загрузки процессоров на столько-то процентов. Присутствующие «знатоки» услышав это, видимо, должны удовлетворенно и солидно покивать головами, хотя, если исходить из здравого смысла, для их конкретного решения (если оно вообще существует или хотя бы предполагается), это совершенно бесполезно. Т.е., удовлетворение интересующегося в данном случае достигается самим фактом признания того, что производительность, таки да, снижается, то есть своеобразного «уличения» компании и принародного макания ее мордой в лужу – «я же говорил!». Остается при этом только победно оглядеть аудиторию. Согласитесь, это очень похоже на анекдот о том, как врач спрашивает – потел ли больной перед смертью. И узнав, что потел, удовлетворенно кивает.

О традиционных вопросах в никуда про стоимость и наличие фришных триалов я уж и не говорю, – ой, можно подумать, что кто-то из присутствующих таки собирается это покупать или серьезно обкатывать для реального применения.

Думаю, у каждого, кто хоть однажды выступал с IT-презентацией, найдется, чем продолжить этот список.

Есть идеи?

Когда-то, давным-давно, в «Искателе» был небольшой фантастический рассказ, который назывался «Контролекс». Этот прибор, контролер лексикона, носили специальные инспекторы и выписывали штрафы тем, кто говорил всякие банальности.

По аналогии я подумал о том, что неплохо бы составить список вполне благообразных и при этом совершенно бесполезных вопросов, которые можно задавать любому докладчику независимо от темы его презентации, и вывешивать его перед аудиторией на последнем слайде. По крайней мере, легкий шок и мертвая тишина на несколько минут были бы гарантированы. (Правда, если из зала перед началом выступления показывать лекторам аналогичный плакат, составленный для них, то кое-кому из этой когорты тоже осталось бы только развести руками).

А если серьезно, то в данном случае на конференции собрались в основном студенты и специалисты-практики «земного» уровня, для которых EnterEX является, если хотите, ежегодным профессиональным праздником. Отсюда вывод напрашивается сам собой: фирма, пытающаяся продвигать таким образом те или иные продукты и решения, должна понимать, что ее усилия продать что-то в такой аудитории скорее всего пропадут даром.

Видимо, в отличие от продуктовых презентаций для потенциальных клиентов, выступления на крупных универсальных мероприятиях следует готовить исключительно в познавательном и научно-популярном виде. Да я и сам бы с удовольствием послушал такую лекцию – в порядке повышения образованности, как говаривал почтальон Печкин.

 

+711
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Александр - все верно подметили. Но тут важен еще и другой фактор - убогость и безликость презентаций - выступлений. Ну сколько же раз нужно наступить на грабли, чтобы понять что читать со слайдов - скучно, что люди засыпают под скучные монотонные "бу бу бу бу" и вопросы зачастую это просто как приправа, призванная спасти безнадежно пресное блюдо. Для людей, желающих научиться делать выступления хорошо рекомендую пересмотреть Keynotes Стива Джобса.

Вот кстати по этому поводу http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/145/
Там же и ответ, на поднятый Вами вопрос - почему бесполезные вопросы?
"Презентации всегда готовятся исходя из следующей картины мира: представитель племени А должен встретиться в лесу с представителями племени Б (от которых ему что-то нужно) и показать им связку зубов. Результат практически всегда известен: если в комнате одни презентацию показывали, а другие — смотрели, то все эти люди не принимают решений. Решение будет принято позже на встрече старейшин племен А и Б"

COOL!!
обома руками ЗА думку автора :-)
ще трапляються випадки (є реальні приклади)
--- представник племені "синіх" впродовж років, тряс в'язкою зубів, і поливав брудом товар "зелених"
-- тепер робить те саме, але після перебігу в табір "зелених". (Його презенстації , після таких перемін, залишають якесь дивне відчуття великого обману .....)
--набір слайдів залишився практично незмінним.
"Вопросы есть? Вопросов нет! Спасибо за внимание. Я до конца вечера доступен в кулуарах за столом."

Ви знаєте те про що ви розповідаєте як на мене найбільш характерно для презентацій від Майкрософт. Кожних пів року відвідувач захлинається під лавиною нових технологій, використавши які у вас буде все "супер" або робота "виконуватиметься автоматично". Неадекватність задач з якими стикається цільова аудиторія з демонстрованими рішеннями постійна. Рік тому був на презентації R2 для Windows Server 2003 , ті частини що в більшості своїй орієнтовані на великі рішення демонструвалися аудиторії на 90% представриків малого і 10% середнього бізнесу (хоча з них в 99% мережі не переросли 100-200 машин і домен не у всіх стоїть).

Беда презентаций стара как мир.
Это достаточно редкое сочетание - толковость спеца, способность толково рассказать, перед этим разобравшись в предмете. Какой-то из пунктов обязательно выпадает, хотя бы потому, что читать презентации редко отправляют действительно разбирающегося человека. Чаще это "вчера" заступивший "на вахту" менеджер младшего звена, которому в визитку прописали пафосно гордое "руководитель проекта" или что-то в этом роде.

Грустно.

А чтобы всем стало веселей, приведу одну смешную цитату, по теме корня проблемы.

--------------
...вопросы: "А зачем? А почему? А какая цель? А смысл?". Люди не любят такие вопросы. Прежде всего, потому что они требуют глубокого мыслительного процесса. А это требует остановки. А это требует выпадения из ритма успеть-сегодня-сделать-все-что-накопилось. Попробуйте отвлечься на минуту от статьи и подумать об ответе на вопрос: "Какая самая важная цель сегодняшнего рабочего дня?". Если вы в офисном кресле, то уже через минуту ваши мысли запрыгают как обкуренные тушканчики (предполагаю, они очень шустры в такие моменты).

Ну вот, чего же тогда требовать от других менеджеров, не таких усидчивых и сфокусированных, как Вы? Они просто перебирают лапками так быстро как могут и надеются, что их боссы, бегущие по соседней дорожке, не обратят внимания на результат, а оценят истерическое рвение.

Так вот страх фундаментальных вопросов вызывает дискомфорт, который только усиливается от непривычки думать о целях. А ведь как учит Вождь Детских Умов Товарищ Керрол: "Если нету цели, то нету и результата". Точнее любой результат будет замечательным. Ну, это теория.

На практике шустрые менеджеры быстро смекнули, что при отсутствии целей результатом может стать, например аккуратность подготовки презентации, правильное размещение логотипа в соответствии с корпоративными талмудами и готовность команды к героическому прорыву в искусственно созданной кризисной ситуации.

Вот Вы много филосовничаете тут, о том как надо и не надо делать презентации, Джобса в пример ставите. Оцените себя в первую очередь, посмотрите на то какие вы "Джобсы" и как много интересных презентаций вы подготовили.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT