`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В шкуре Тянитолкая


Если кто помнит, кроме канонического «Айболита» в стихах («Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.»), у Корнея Ивановича Чуковского была в чем-то схожая сказка, но в прозе – вольное переложение историй английского писателя Хью Лофтинга про Доктора Дулитла, лечившего зверей. Самый диковинный из персонажей там – конечно же, Тянитолкай (в оригинале Pushme-Pullyu). У Тянитолкая две головы: одна – спереди, другая – сзади. Его невозможно застать врасплох, подкрасться сзади – потому что у него нет зада. А когда Тянитолкаю хочется спать, то сначала спит одна голова, потом другая. Сразу весь он не спит никогда.

К чему тут тянитолкаи? Да просто образ хороший. Общеиз­вест­ны маркетинговые термины «push-технологии» и «pull-технологии». Что бы они не описывали, имеются в виду определенные поведенческие модели. «Толкачи» (от push) – те, чья работа состоит в продвижении товаров, идей, информации. «Тягачи» (от pull) – те, кто отбирает из доступного предложения все перечисленное. Но ведь все мы попеременно занимаемся и тем и другим! Получается, что в любом активном субъекте любой публичной деятельности, коммерческая она или нет, можно признать тянитолкая. В зависимости от положения на рынке или в обществе, от текущей ситуации, от расклада сил каждый из нас представляется окружению то «тягачом», то «толкачом», и не найти таких, которые являют остальному миру только одно из этих качеств. Получается почти по Маяковскому: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

Двуединая суть тянитолкаев оказывается универсальным принципом самоорганизации живых систем. Она же является залогом выживания: каждая из голов может иметь различные виды и перспективы, но ведь в одном теле реализуемо только поведение «и/и», и никогда – «или/или». Выжи­вание зависит от умения осмысленно совмещать стратегии голов, а способность к развитию становится функцией внутренних взаимосвязанных процессов, управляемых обеими головами одновременно. Да, головы тянитолкаев неравнозначны. Инициативы «толкача» движимы знанием, они рациональны и опираются на объективные аргументы. Поведение «тягача» глубоко субъективно, определяется ситуацией и доступными ресурсами. Но когда представляешь цепочки ценности специфических рынков в образе каравана сплошных тянитолкаев, понимаешь, что они обречены рыночной конкуренцией на согласованные действия («договоренности»). Что проку оперировать гигагерцами и мегабайтами, когда стоит задача сокращения издержек предприятия? Способны ли повторяемые как мантры имена вендоров сами собой усовершенствовать бизнес-логику организаций? Обязан ли потребитель проникаться таинством технологий производителя? Правильно, не обязан. От способности смежных звеньев цепочки понимать ценности друг друга и говорить на одном языке теперь зависит живучесть целого каравана.

Информационные рынки в значительной степени дискретны. В создание продуктов вовлечено большое количество участников, а сопоставимые результаты, в принципе, достижимы множеством способов. Чем более рыночными (и менее администрируемыми) становятся условия, тем слабее звенья, единственной функцией которых является добросовестная ретрансляция чужих продуктов и идей. Ничего не добавляя и не преобразуя, они выпадают, безболезненно для дела. Напротив, интерпретаторы постоянно доказывают свою нужность, фильтруя знание под формат соседа-потребителя. Любимая мною радиостанция так и подает себя как «естественный фильтр для ваших ушей». Не то чтобы я в восторге от всей передаваемой музыки, но гарантии от «неформата» есть. Читаемые мною журналы не сами выдумывают информационные поводы, но если там регулярно попадаются приемлемые тексты, контексты и подтексты, их субъективная ценность растет. Для гармонии тянитолкаев с окружающим миром нужны простые вещи: осмысление своего места, особенной роли и настройка внутренних фильтров.

Что ни пиши, а опять получается о позиционировании.

0 
 

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT