`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Утро, кофе и… дешборды?

Статья опубликована в №38 (606) от 9 октября

0 
 

Многие BI-вендоры предлагают дешборды (dashboards) в своих продуктовых линейках. Те, кто не успел это сделать пару лет назад, спешат заявить об их наличии сейчас. Являются ли дешборды чем-то действительно полезным, или это очередные ухищрения маркетологов? На первый взгляд кажется, что это просто новомодная красивая игрушка, в которой нет особой необходимости – ведь информацию из дешборда можно отобразить и в обычном отчете. Так это или не так – попробуем разобраться. Оценим их достоинства и недостатки как средств визуализации информации по сравнению с приложениями для автоматизации отчетности и анализа данных.

Итак, что же из себя представляют дешборды? Они отражают ключевые показатели деятельности организации в некотором наглядном и компактном виде. По сути дела, это аналог приборной панели в автомобиле или кабине самолета, куда выведены индикаторы в виде различных приборов и сигнальных лампочек.

Немного истории

Утро, кофе и… дешборды?
Пример дешборда, отображающего пять ключевых показателей продаж. Сразу видно существенное отставание от плана по продажам в текущем квартале

Идея использования дешбордов в менеджменте не нова. Их прародители существовали еще в 70-е годы в громоздких управленческих информационных системах (Management Information Systems, MIS), сконструированных для нескольких крупных промышленных предприятий и функционировавших на мэйнфреймах, создавались путем непосредственного написания кода на одном из языков программирования и делались «раз и навсегда». Так тогда было принято.

Позже, в середине 90-х, компании, специализирующиеся на разработке ПО для автоматизации отчетности и бизнес-анализа, стали предлагать возможность построения дешбордов из готовых модулей с помощью специальных конструкторов. Такой вариант позволял использовать заранее подготовленную библиотеку «приборов», из которых можно было быстро создать персональный дешборд и при необходимости так же быстро его изменить. Это предложение (очевидно, не случайно) совпало с тенденцией расширения спроса на средства бизнес-анализа, которые стали применять не только финансовые и маркетинговые аналитики (традиционные пользователи BI-систем), но и топ-менеджеры организаций.

В США и Европе популярность дешбордов как инструментов бизнес-анализа для топ-менеджмента набрала обороты в начале этого века. А сейчас, с учетом возрастания интереса к оперативному бизнес-анализу (operational BI), данная технология переживает свое второе рождение, получая все большее распространение на уровне оперативного менеджмента.

Секрет популярности

Утро, кофе и… дешборды?
Утро, кофе и… дешборды?
Примеры дешбордов BusinessObjects Xcelsius. На первом дешборде прогнозные значения отображены на графике оранжевыми маркерами. Двигая голубую кнопку на линейке второго дешборда, можно увидеть изменение прогноза продаж в зависимости от процента их прироста

В чем же секрет популярности дешбордов? Возможно, в том, что они довольно наглядны и презентабельны. Особенно впечатляют разработки последнего поколения типа BusinessObjects Xcelsius, при создании которых явно не обошлось без профессиональных дизайнеров.

Дешборды не являются статичной картинкой, они интерактивны, т. е. позволяют выполнять некоторые действия после нажатия клавиш мыши на разных управляющих элементах. Как правило, в результате дешборды дают возможность увидеть значения ключевых показателей за предыдущие периоды, открыть по ссылке другой дешборд или более детальный отчет и т. д.

Еще одна важная функция дешбордов – контроль (бенч-маркинг) выбранных показателей. Шкалы приборов (обычно стилизованных спидометров, термометров и пр.) размечаются на несколько выделенных цветом зон. Традиционно выделяются красная, желтая и зеленые зоны, хотя при желании можно сделать и все цвета радуги. Попадание показателя, например, в красную зону, наглядно сигнализирует о его тревожном отклонении от нормы или от поставленной цели. И наоборот, присутствие показателя в зеленой зоне вселяет уверенность в завтрашнем дне компании.

Дешборды, как правило, конструируются индивидуально под каждого менеджера верхнего или среднего звена и отображают именно те показатели, за которые они непосредственно отвечают. Кроме того, дешборды настраиваются так, чтобы можно было получить доступ к часто используемым отчетам, папкам и документам за один-два щелчка кнопкой мыши, равно как и к курсам валют и акций, индексам, новостным лентам и т. д. Таким образом, получается персонализированное рабочее место, которое позволяет понять, как обстоят дела в сфере ответственности с одного взгляда. Удобно? Да. Но зачем понадобилось придумывать дешборды? Неужели нельзя добиться того же с помощью традиционных отчетов, созданных посредством специальных генераторов или приложений для анализа данных?

Сравнение с аналитическими отчетами

На сегодняшний день приложения бизнес-анализа предлагают довольно широкие возможности по автоматической генерации отчетов и анализу информации. Данные могут автоматически извлекаться практически из любых реляционных БД (Oracle, Microsoft SQL Server, IBM DB2 и пр.), текстовых и XML-файлов, таблиц Excel и т. д. Рассчитанные показатели могут отображаться в отчетах как в форме таблиц со сложной структурой, так и в графическом виде. Пользователь имеет возможность на лету, методом «drag-n-drop», добавлять или убирать новые данные в отчете, накладывать фильтры, выполнять сортировки, производить дополнительные вычисления, повышать детализацию отчета (функция «drill down») и т. п. Созданные и сохраненные в корпоративном портале отчеты могут автоматически обновляться по расписанию и при повторном открытии отображать самую свежую информацию.

В принципе, по аналогии с дешбордами можно подготовить некоторые индивидуальные персонализированные отчеты, где на одной странице будут собраны необходимые ключевые показатели, а также построены графики и диаграммы. Такой подход и является традиционным сегодня на многих украинских предприятиях – утро топ-менеджеров, как правило, начинается с чашки кофе и увесистой стопки распечатанных отчетов, подготовленных, впрочем, в большинстве случаев с помощью традиционных Word и Excel. Но насколько это удобно? Замечено, что человек способен эффективно контролировать не более 15–20 показателей. Как говорит соавтор методики Balanced Scorecard (система сбалансированных показателей, BSC) Роберт Каплан, «twenty is plenty» (двадцати – достаточно). Возникает логичный вопрос: зачем тогда эта утренняя пачка отчетов, если в ней смотрят только на 15–20 цифр?

В зависимости от характера задач аналитики и руководители по-разному работают с корпоративной информацией. А значит, и инструменты бизнес-анализа им нужны разные. Богу – богово, кесарю – кесарево. Видимо, осознание этого принципа в применении к информационным потребностям сотрудников организаций и заставило вспомнить в 90-х годах прошлого века подзабытые дешборды.

Ведь действительно, руководители разных уровней работают со значительно меньшими массивами данных, чем аналитики, и оперируют не первичными цифрами, а итоговыми и производными значениями. Кроме того, сфокусированность представителей менеджмента компаний на небольшом количестве показателей нередко объясняется вполне прагматичным, личным интересом – именно от них зависят их бонусы и премиальные.

Сравнительный анализ дешбордов и отчетов
Характеристика Аналитические отчеты Дешборды
Возможные источники данных Реляционные БД
Многомерные БД
Текстовые файлы
Слабоструктурированные данные (Exсel, XML и т. д.)
Реляционные БД
Многомерные БД
Текстовые файлы
Слабоструктурированные данные (Exсel, XML и т. д.)
Веб-сервисы
Содержимое Таблицы
Графики и диаграммы
Таблицы
Графики и диаграммы
Деревья показателей
Фрагменты отчетов
Веб-страницы
Содержимое дисковых и сетевых папок
Частота обновления Ежедневно
По расписанию
По запросу
Ежедневно
Ежечасно
Мгновенно (Real-time)
Модификация «на лету» Есть Есть
Интерактивность Определяется приложением для анализа данных в отчете Определяется элементами дешборда
Пригодность для произвольного (ad hoc) анализа данных Высокая Низкая
Фоновый мониторинг показателей Нет Специальная подсистема фонового мониторинга показателей и генерирования предупреждений
Бенчмаркинг Ограниченно возможно с помощью условного форматирования Широкие возможности и простая настройка бенчмаркинга
Пригодность для методологии Balanced Scorecard Ограниченная. Не поддерживаются карты стратегий (strategy maps) Полная, включая поддержку карт стратегий (strategy maps)
Целевое назначение Управленческая и аналитическая отчетность, проверка гипотез (ad hoc запросы) Индивидуальное рабочее место, содержащее первоочередную корпоративную информацию
Основные пользователи Аналитики
Менеджеры среднего и высшего звена
Специалисты
Менеджеры высшего звена
Руководители оперативных и линейных подразделений

Резюме

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и отчеты, и дешборды являются сегодня полноценными инструментами, необходимыми для успешного управления компанией. Несмотря на сходство в целевом предназначении (визуализация корпоративной информации), можно отметить различия в применении этих инструментов. Приложения для создания отчетов и анализа данных – это инструмент, рассчитанный прежде всего на аналитиков и «продвинутых» пользователей, которым нередко требуется глубокий и детальный анализ для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотез. Дешборды лучше подходят для нужд и задач менеджеров: достижения поставленных целей и контроль ключевых показателей. Неудивительно, что они все чаще начинают свое утро с чашки кофе и... дешбордов.

e-mail автора:
d.gudkov@citia.co.uk

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT