`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Успех Apple — это удача или умение?

+26
голосов

Вопрос, вынесенный в название темы, я себе задавал не раз. В самом деле, может Apple просто оказалась в нужное время в нужном месте, и так сошлись звезды, что им повезло? Хотя в бизнесе так, конечно, не бывает. Так что, это результат гения Стива Джобса? Однако, если он такой гений, то почему NeXT, которую он основал после того, как его выперли из Apple, так и не “взлетела”? (Покупку NeXT компанией Apple нельзя считать полноценным “взлетом”, скорее речь идет об успешном впаривании в тот момент, когда Apple находилась на грани отчаяния).

Да и Pixar тоже выросла скорее вопреки Джобсу, в основном благодаря стараниям главного аниматора и директора студии Джона Ласеттера, который всячески оберегал студию от влияния Джобса. “Вы, главное, деньги присылайте” — такой был основной мотив общения Ласеттера с Джобсом в период начала работы студии. Хотя Джобсу надо отдать должное, он их таки исправно присылал, потратив на Pixar десятки миллионов долларов до выхода первого мультфильма “Игрушечная история”. В общем, удача или умение, вот в чем вопрос? На этот вопрос пытаются дать ответ журналисты Cnet, а вы как думаете?

————————
Согласно данным Forrester, Apple наконец-то достигла определенного уровня, который может изменить в лучшую сторону динамику компьютерного бизнеса: во втором квартале 2008 года ее доля рынка среди ноутбуков в США достигла 10.6%. Всего лишь год назад у компании было только 6,6% того же рынка.

По всему миру, доля рынка Apple колеблется на уровне всего лишь 3,3% — сильное отставание от успеха компании в США, хотя NetApplications говорит, что доля ближе к 5.5%. Чья оценка точнее? Решайте сами.

В любом случае, это иллюстрирует важный момент: Apple успешна, и ее популярность растет с каждым днем. Несколько лет назад никто не думал, что Apple протянет еще один год, и уж тем более, что она сможет захватить 10% какого-нибудь рынка. Но сегодня она находится на вершине технологической индустрии, и компании на всех основных рынках поглядывают на нее снизу.

Как такое произошло? Является ли успех Apple видением Стива Джобса и его необъяснимым знанием того, чего хотят люди? Или же это чистая удача, благодаря сомнительным шагам конкурентов, и благодаря тому, что компания очутилась в нужном месте в нужное время? Фанаты Apple, конечно же, без сомнений заявят, что успех Apple не имеет ничего общего с удачей, а фанаты Microsoft обязательно оспорят это утверждение. На самом деле успех Apple на компьютерном рынке является результатом как умелого позиционирования, так и здоровой доли удачи.

И вот почему:
Умение
Сложно спорить с утверждением, что Стив Джобс знает, что он делает. С каждым его выступлением, я все больше осознаю, насколько крепко его бизнес-чувство. Я также понимаю его сверхъестественные возможности дать покупателям то, что они хотят, раньше, чем это сделает любая другая компания.

Когда Джобс вернулся в Apple во второй половине 90х, он изменил фокус компании на устройства, и использовал программное обеспечение как главный фактор, двигающий продажи этих устройств. Он убедился, что Apple не лицензирует свою операционную систему и отбросил ее планы по копированию конкурентов. Он осознал, что индустрия была заполнена вторичными продуктами, которые не могли обеспечить реализацию желаний пользователей. Вооруженный этим знанием, Джобс решил улучшать операционную систему Apple и создать совсем другие впечатления от работы, которые заставили бы людей это заметить. И поскольку компания была очень непоследовательной в то время, Джобс знал, что мало кто из конкурентов будет обращать внимание — неожиданный результат провалов.

С этого момента Стив Джобс вывел свою компанию из застоя к тому положению, где компания находится на данный момент. Он понял и использовал шумиху, как инструмент рекламы продуктов и вернул пелену скрытности, которая заставляет прессу облизывать свои куски мяса.

Другими словами, Стив Джобс нажал все правильные кнопки и сделал всех счастливыми: акционеров, клиентов, прессу и своих сотрудников.

Он также понимает силу слияний и выдвинулся в других направлениях, чтобы сделать Apple больше, чем компьютерной компаний, при этом сохраняя ее драйв для продажи компьютеров. В конце концов, если людям нравятся другие продукты Apple вроде iPod, почему бы им не захотеть владеть Маком? Это был хорошо просчитанный риск, который оказался оправданным.

Удача
Но далеко не все зависит от Стива Джобса. Нужно также отдать должное провалам руководства Microsoft, Dell, Hewlett-Packard и других. Эти компании были самодовольными, сфокусированным на неправильных рынках, и в целом не смогли понять, что Apple начала движение и не собирается ждать, пока они их догонят.

Самый крупный провал Microsoft со времени возвращения Apple — это Windows и готовность компании позволить задвинуть ее на задворки. Конечно, у нее были проблемы и с XP, и люди в итоге привыкли, но вы на самом деле думаете, что Vista была бы таким провалом лет десять назад? Я так не думаю. Билл Гейтс никогда бы не позволил такому случиться в то время.

В Microsoft я вижу компанию, которая смертельно боится Google и еще больше боится быть загнанной в угол в онлайн-бизнесе. И так, в своем желании захватить побольше доли рынка поиска и укрепиться в рекламном рынке, компания забыла про Windows. Она также забыла про Apple.

А тем временем Apple продолжала улучшать впечатления пользователей и захватила значительную долю рынка под самым носом у Microsoft. Да, я знаю, 3 и 5 процентов — это немного, но ведь правда: учитывая общее количество компьютеров, и учитывая доминирование Microsoft над поставщиками и продавцами, набрать даже такую долю рынка — это уже достижение.

А Hewlett-Packard и Dell виновны не меньше. Обе компании были уверены в том, что Windows станет спасением, невзирая ни на что, и что дизайн компьютеров не имеет значения. Конечно, это могло быть правдой несколько лет назад, когда ноутбуки были призрачной идеей, но сегодня ноутбуки становятся главным игроком, и люди смотрят на устройства, которые скажут что-то о них. И уже какое-то время эти потребители искали красоту.

Apple всегда понимала это, и старалась сделать свои компьютеры более элегантными, чем у ее конкурентов. HP и Dell только сейчас это осознают.

И еще хуже, HP только сейчас осознает еще один факт: привязывать свою бизнес-модель к Windows — не всегда лучший выбор. Вот почему сейчас появились слухи о том, что компания пытается войти в бизнес операционных систем, разрабатывая Linux-базированную систему, чтобы предложить своим клиентам альтернативу Windows. (прим. пер. — не знаю, откуда эта информация у автора, там, где я читал про разработку операционной системы в HP, речь шла о разработке надстройки над Windows).

Молодцы, что проснулись, HP. А где вы были последние 5 лет?

Но обсуждение про удачу было бы неполным без упоминания СМИ. Пойдите на любую конференцию — крупную или не очень — и посчитайте количество Маков, которое используют журналисты, по сравнению с Windows-компьютерами. Я готов поспорить, что 90% журналистов используют Маки.

Конечно, выбор компьютера не должен влиять на работу журналистов, но если большинство сотрудников в прессе используют Маки, разве это не работает в пользу Apple? Конечно, кто-то обязательно скажет, что единственная причина, почему они используют Маки — это потому, что “компьютеры Apple больше подходят для того, чем они занимаются”, но я предпочту не согласиться. Я могу делать это на моем Asus Eee PC 1000H без проблем.

Но потому, что пресса влюбилась в Маки, все проще для Apple. Это странный феномен, но люди, которые начинают использовать продукты Apple, обретают ощущение лояльности к ним, как ни к одному другому бренду. И это тот феномен, который Apple использует в свою пользу, и это то, что заставляет прессу приходить еще. И в свою очередь, покупатели Apple тоже продолжают приходить, чтобы купить еще.

Легко сказать, что Стив Джобс знает это все, если вы фанат Apple, и еще легче сказать, что он ничего не знает, если вы ненавидите Apple. Но в реальности, успех Apple зависит от значительного количества навыков и здровой порции хорошей удачи.

Говорить иначе — очень необдуманно.

Оригинал

+26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

  • сверхъестественные
  • Он понял и использовал шумиху, как инструмент рекламы продукты
    инструмент рекламы продуктов
  • поисква

Plus уважному :)
Читаючи по діагоналі і не помітив.
На таку кількість літер прийнятне число помилок :)
Виправить.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT