`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Умный сердитый дом

+33
голоса

Когда заходит речь о современном «умном доме», мы обычно представляем себе системы обеспечения микроклимата, безопасности, видеонаблюдения, дистанционного управления и другие, которых становится все больше. Упускается из виду обычно только то, что на все это необходима электроэнергия, − и кто-то за нее должен платить.

«Дома, в которых мы живем − настоящие энергетические свиньи». Так решительно начала свою статью «The Smart, Angry Home», размещенную на ресурсе авторитетного издания NewYorker в начале января Эмили Антес (Emily Anthes).

Ну, в общем, кто спорит… Наши дома требуют и нагревания, и охлаждения одновременно. Они производят в большом количестве горячую воду. Они оборудованы лампочками, микроволновыми печами и холодильниками. Например, в 2013 г. жилые и коммерческие здания потребляли 40% всей энергии, расходуемой в США.

Умный сердитый дом

«Умные счетчики» (Smart Meters) и мониторы предлагают сегодня многообещающую стратегию сокращения потребления электроэнергии

Великобритания планирует ввести соответствующие смарт-средства во всех домохозяйствах и малых предприятиях до 2020 г. Ожидается, что в ближайшие пять лет в Европе годовые темпы прироста перевода домов в разряд «умных» составят 61%, в результате чего к 2019 г. в Европе будет 29,7 млн. умных домов (13% от всех домашних хозяйств). Но в данном случае речь пойдет не об этом.

Замечено, что если ежедневно напоминать людям, сколько потребляет их кондиционер и во сколько им это обходится, то большинство из них согласятся жить при немного более высокой температуре в помещении. Исследования показали, что такой вид обратной связи может уменьшить потребление электроэнергии на целых 20%.

Подобных работ в данной области проводится в последнее время много. Вопросы «зеленых» технологий и возобновляемых источников энергии сегодня обсуждаются в наиболее развитых странах мира как никогда широко. При этом тематика исследований постоянно расширяется. Так, летом 2014 г. была опубликована несколько необычная обстоятельная работа ученых Ноттингемского университета (Великобритания), обзор которой и предлагается читателям.

Основной вывод этой работы − умные счетчики изменяют не только наши привычки. Они могут также влиять на наше эмоциональное состояние.

Изнанка умного дома

Четыре года назад группа специалистов во главе с психологом Алексой Спенс (Alexa Spence) начала проведение научно-исследовательской работы, в которой должно было отслеживаться персональное использование электроэнергии в проживающей совместно группе людей и открыто выводиться информация об этом, − так, чтобы ее могли видеть все соседи.

Основной вопрос был сформулирован следующим образом: «Как проживающие "под одним счетчиком" люди (например, студенты), оплачивающие электроэнергию вскладчину, реагируют на обратную связь о ее персональном использовании», т.е., на точные данные о том, сколько потратил электроэнергии каждый его сосед. Официальный отчет об этой работе можно найти здесь.

Ученые набрали виртуальную группу из примерно 500 взрослых людей, мужчин и женщин, средний возраст которых составлял 33 года, в которой каждый «расположился» на сайте проекта вместе с тремя соседями, совместно «оплачивая» потребленную за месяц по счетчику электроэнергию. Заботой исследователей была поддержка различных сценариев потребления и изучение реакции респондентов на происходящее.

Умный сердитый дом

Виртуальные счетчики эксперимента. Разница показаний − в нижней части каждого дисплея. Верхний ряд − все платят поровну. Нижний ряд, слева направо:
1. Безличный график показывает только, что в июле энергопотребление было выше, чем в июне.
2. Анонимный сосед А использует больше энергии, чем B, C и D.
3. Ясная идентификация Ashley (левый столбик) как лица, виновного в перерасходе. Далее перечислены его виртуальные соседи − «Вы» (тот, кто видит этот дисплей на сайте эксперимента со своего компьютера), «Phil» и «Andy».

Источник: University of Nottingham

Участники подвергались анкетному опросу, который в итоге определял двенадцать возможных эмоциональных реакций на текущую информацию о показаниях данных счетчиков, включая гнев, позор, надежду, счастье и др., и их уровень по шкале от 1 до 7.

Умный сердитый дом

Умные счетчики окончательно ликвидируют принцип «халяву надо лелеять». Люди почти втрое более счастливы, почти не сердятся на окружающих, не боятся и не озабочены чувством вины, если могут сослаться на объективные данные об их потреблении в «общежитии».

Умный сердитый дом

В целом участники эксперимента оказались довольно сердитыми и больше боялись при неконтролируемых проявлениях неравенства потребления. Причем, чем более детализованной была информация, тем более сердитыми они чувствовали себя.

Эшли в итоге соседи обозвали «транжирой». Виртуальные соседи по комнате были довольно сильно рассержены, оценивая свой гнев в среднем как 5,19. Они даже были готовы наказать Эшли, потребовав «оплату» больше, чем от остальных.

Однако исследователи были немало удивлены тем обстоятельством, что вывод только общего потребления по месяцам вызывал у людей некоторый эмоциональный переполох. Наиболее вероятным было признано следующее объяснение − возможно, потому, что нехватка точной спецификации заставила этих участников волноваться о том, что это именно они были виноваты в перерасходе электроэнергии и их будут подозревать соседи. Они в целом меньше сердились на других, но выше оценивали собственную вину и страх.

Умный сердитый дом

Интересно и то, какие выводы «проживающие вместе» люди сделали для себя. В наибольшей степени проявилась тенденция рассматривать проблему сообща (House meeting), принимая затем обязательное для всех правило следить за тем, чтобы неиспользуемые приборы были выключены. Каждый также обязался стараться персонально потреблять как можно меньше.

Так что получается? Поскольку умные счетчики распространяются все шире, мы обречены выбирать между собственным эмоциональным благосостоянием и эффективностью использования энергии?

«Не обязательно», − говорят исследователи. − «Позор и страх могут быть эффективными факторами социального давления, что в конечном счете стимулирует энергосбережение. Однако умные счетчики могли бы также инициировать положительные эмоции, такие, например, как гордость и спокойствие при неукоснительном соблюдении своих личных показателей и обязательств».

Вопросы без ответов

Уровень развития информационных технологий, в том числе аутентификации и беспроводных сетей сегодня таков, что, в принципе, позволяет учитывать большинство расходуемых человеком в быту ресурсов персонально.

Принцип «каждый платит за себя» проверен тысячелетиями и, как видно на диаграммах, отлично работает и в наше время. Человек спокоен и благожелателен, если его не грызут черные подозрения о том, что кто-то поживился за его счет.

Современные информационные технологии дают возможность персонифицировать потребление, в принципе, общих учитываемых платных ресурсов. Например, «умная» розетка может включаться по отпечатку пальца. Или по команде с личного смартфона, который сначала обращается в облако и включает личный счетчик. То же может касаться счетчиков воды и газа. Очевидно, можно придумать и другие варианты.

Но главные вопросы остаются открытыми − насколько людям полезен такой подход в эмоциональном отношении (в том числе, например, в семье) и насколько он эффективен для общего сокращения энергопотребления.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT