`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тренды, бренды, балалайка


Исследователи Gartner много и давно говорят о фундаментальной тенденции – нарастающей консьюмеризации IT. Под этим термином аналитики понимают перетекание технологий и продуктов, ранее свойственных лишь потребительскому сектору, в корпоративный, с усилением их влияния на весь IT-мир, включая разработчиков технологий, поставщиков и представителей бизнеса. В качестве примера обычно приводят широко используемые коммуникационные возможности, которые делают мир глобальным, бизнес – прозрачным, а тяжкий «корпоративный» труд – похожим на увлекательную игру.

Как предмет массового потребления информационные технологии нуждаются в отлаженной бизнес-логике и оптимальных сценариях доставки до клиента продуктов и услуг. Оптимизация ходит парой со специализацией: при выстраивании бизнес-процессов участникам IT-рынка придется определиться со своим местом и ролью в цепочках создания ценностей. Все идет к тому, что потребители будут управлять бизнес-процессами вместо того, чтобы выстраивать под них собственную инфраструктуру. Многие функции корпоративных IT-департаментов в перспективе отойдут к внешним провайдерам услуг. Вендорам придется сосредоточиться на предоставлении сервисов, а не оборудования. Так что Gartner предсказывает, что уже в ближайшие пять лет произойдет естественное разделение IT-компаний: на тех, кто будет поставлять услуги, и тех, кто займется управлением бизнес-процессами.

Этот прогноз вряд ли имеет силу для развивающихся рынков, таких как наш. В универсальной расстановке «продукт глобален, а услуга – локальна» сервис-ориентированным компаниям уделяется важная роль «приземления» продуктов и технологий с учетом уровня развития рынка, силы национального капитала, особенностей местного бизнеса. Никакой А-бренд сам по себе не решает прикладных задач, он в лучшем случае поставляет инструменты для их решения. Но когда продажи техники (и отчасти ПО) превышают 90% объема рынка, начинаешь сомневаться: не означает ли слово «сервис» на местном диалекте, к примеру, «доставку до двери»?

Дело усугубляется тем, что вместе с продуктами и технологиями с потребительского на корпоративный рынок перетекают и другие сопутствующие атрибуты: изменчивая мода, тотальная реклама, «политические» войны – по сути, иррациональные механизмы, блокирующие участие головного мозга в принятии решения.

И в этом кроется опасность для молодых рынков. Они, выросшие на вульгарном материализме, не успели создать культуру отчужденной от объектов деятельности (проектной, предпродажной, послепродажной – какой угодно). Деятельности, имеющей самостоятельную ценность, приемлемой и оплачиваемой потребителями. Теперь, когда материальные объекты приходят на рынок в ореоле брендинга (иными словами, вкупе с глубоким промыванием мозгов), снимаются любые сомнения в их способности самостоятельно решать практические задачи без участия человека. Не беда, что при этом фокус смещается, образно говоря, с рытья канавы на сравнительный анализ лопат. Недостатки брендов и впрямь обсуждать странно. А тогда и спорить не о чем. Как когда-то писал Иосиф Бродский (правда, по другому поводу), «недостаток разговоров об очевидном – в том, что они развращают сознание своей легкостью, своим легко обретаемым ощущением правоты».

Есть еще одно важное обстоятельство. Переход от модели продаж оборудования и программного обеспечения к предоставлению сервисов обещает в краткосрочной перспективе лишь одно – снижение доходов, и лидеры отечественного IT-рынка это хорошо понимают. Они внятно озвучивают свои устремления в направлении интеграции и консалтинга, но продолжают крепко держаться корней: повседневную выручку, как и раньше, генерируют все те же дистрибьюторские подразделения. Страна в целом и IT-сектор в частности испытывают большое воодушевление по поводу бурного роста сбыта ПК.

Тут невольно вспомнилась одна из химер Леся Подеревянского: «В одній руці у ведмедя молоток, а в другій – балалайка. Це символізує працелюбність і незакомплексованість тварюки».

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT