`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

The Next Big Thing?

+1012
голосов

В видимом мне и понимаемом мною мире ситуация примерно следующая. Настольные компьютеры медленно и уверенно уходят в класс «рабочих станций». Иными словами – становятся довеском к профессиональным пакетам программ. Лаптопы превращаются в рабочую лошадку для той массы приложений, которым требуется в каждый исторический период «средняя производительность». Но и это далеко не самый массовый сегмент. Основной же сектор – медиатерминалы (нетбуки, таблеты, etc), главным отличием которых является де-факто пассивность пользователя, если под активностью понимать, например, количество информации, созданной пользователем с помощью аппаратно-программных средств.

Ну и где же будет та самая следующая большая вещь? Или, если проще, - где будет по-настоящему интересно?

В сегменте рабочих станций? Не уверен. Он непрерывно сужается, при этом в нём уже есть заслуженные лидеры и сформировалось такое количество поставщиков сверхвысокоуровневых приложений, которое достаточно для того, чтобы отправить на стационарное лечение любого «рреволюционера». В таких условиях битв ждать не приходится. Инновации здесь, естественно, будут. Но на тех уровнях, которые потребителю прикладных программ не видны и не интересны. Приводом инновационных процессов, как ни странно, станет именно сужение сектора – поставщики ОС вынуждены будут обеспечивать одновременно и обратную совместимость (потому что это очень дерзко – заставлять целую индустрию профессионального ПО переписывать всё, такого не прощают), и снижение накладных расходов на сопровождение своей продукции. Это очень сильные и совершенно очевидные стимулы. И из-за них не менее очевидно, что, например, смена той же Windows 7 будет существенно отличаться от предшественницы. Если не вообще радикально. Но. Это область интересов системных программистов. Не думаю, что уже близких к ним по профессионализму разработчиков прикладных программ ждёт взрывной отказ от удачной и удивляющей темпами развития .NET.

В сегменте «рабочих лошадок»? Они будут эволюционно развиваться – точно так же, как развивались настольные PC. Здесь взрывов и новых больших вещей не жди. Это область обыденного.

Медиатерминалы? Это, пожалуй, самая скучная область. Тоньше, дольше, тактильнее, дешевле, бесполезнее и статуснее. Точка. Здесь особые инновации просто не нужны – технологии доросли до возможности реализации этих устройств, ими будет насыщаться рынок.

Вне этой классификации осталось немногое. Она охватывает клиентскую часть. Соответственно, за её пределами – серверы, фермы, кластеры, датацентры и прочая. Если судить по самому яркому среди наблюдаемого (тотальное вытеснение Linux коммерческих ОС семейства Unix, тотальный отказ от уникальных архитектур вычислителей в пользу commodity hardware и систем на их основе, тотальная утрата интереса к разработкам новых ОС), здесь будет скучно. До тех пор, пока имеющимися средствами, приёмами и архитектурами можно решать не такой уж и обширный перечень весьма специфических задач. В конце концов – во время войны во Вьетнаме армия США решала задачи логистики громадной сложности, причём с удивительными результатами и на централизованных аппаратно-программных средствах, о которых сегодня можно говорить разве что с грустной улыбкой. Не думаю, что суть задач логистики или их масштабы с тех времён сильно изменились, посему современные серверы и вычислительные фермы мне кажутся даже несколько избыточными.

Ну и? Где же the Next Big Thing?
Мне кажется, что в области взаимодействия виртуального и реального. Это очень затратная область, да. Потому что здесь требуется пусть не прецизионная, но весьма точная механика, её нужно очень много, очень надёжной и доступной. Ведь без датчиков и исполнительных устройств (актуаторов) её просто не может быть. А в этом деле пока ещё голое поле. Нет, актуаторы существуют, разные и прекрасные. Но они в основном дико дорогие, потому что или исследовательского, или производственного, или военного назначения с вытекающими особенностями исполнения. А, например, малая, претендующая на «бытовой» характер, робототехника сегодня – это на уровне актуаторов фактически те же радиоуправляемые модели (кто в теме – Futaba etc). Да, уже есть цифровые рулевые машинки (преобразователи некоторым образом закодированной команды в, например, угол поворота рычага), и их цена уже не заоблачная (на уровне сотни-двух долларов). Но в их цепях обратной связи часто до сих пор используются потенциометры с изнашивающимися в ходе эксплуатации контактами. Для модели, время непрерывной эксплуатации которой – максимум десятки минут, - это допустимо. Для невидимого устройства, работающего годами (а именно такие устройства и интересны, если мы говорим о взаимодействии виртуального и реального), - так нельзя. Сюда же можно отнести и системы машинного зрения, не факт, что они должны быть какими-то особенно уж зоркими, вполне возможно, что для некоторых приложений и вовсе наоборот – например, для динамической мебели, которая адаптируется ко времени суток и положению «хозяина» в квартире. Такие разработки уже есть, пока этим занимаются почему-то больше дизайнеры и прочие творческие личности, так что оно зреет. На самом деле в этой области труднее всего выдумывать реально полезные приложения,  находить способы механизации и превращать в динамические привычно статические предметы.

К сожалению, такая междисциплинарная область, как взаимодействие виртуального и реального настолько затратна на этапе проектирования и требовательна к уровню квалификации специалистов, что нашей действительности она если и коснётся, то только уже тогда, когда превратится в mature технологию, когда все реально большие рынки будут ею насыщены, в том самом пресловутом «длинном хвосте». Согласитесь – интеграция систем технического зрения, беспроводных защищённых каналов управления, датчиков и актуаторов, систем безопасности etc, - всё это несколько сложнее планшета с кишками из печатной платки 3x5 см с двумя десятками деталек. А ведь даже и в этой откровенной технологической чепухе мы все ждём «длинного хвоста».

Из полезного.

Обновился (в основном багфиксы) мой любимый менеджер виртуальных десктопов Dexpot, и на подходе версия 1.6, проекту требуются тестеры, так что подключайтесь – это отличная утилита, просто отличная. К слову, после выхода Windows 7 альтернативные менеджеры десктопов для ОС Windows окончательно стали какими-то совсем неживыми. Я для себя лучше комбинации explorer Windows 7 + Dexpot не вижу.

25 лучших разработок на базе Eclipse. Вообще их тьма (и разработок, и подобных списков), но этот перечень мне понравился.

12 лучших open source UML-моделлеров. С UML всё как-то не совсем просто, но культурный человек от сохи компьютера должен о UML иметь хотя бы представление, я так считаю.

Из забавного.

Вот и начинают "выползать" на белый свет старые и, по большому счёту, хорошо известные проблемы казавшихся каноническими стандартов. Потому что принципы использования машин и ПО изменяются, и то, что было несущественным, внезапно превращается в источник разнообразных проблем. Две толковых заметки о фундаментальной кривизне механизма блокировки файлов в Unix-подобных ОС - часть первая и часть вторая.

+1012
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

А может всё-таки хайтек перейдёт в медицину? Научатся хотя бы простейшие органы печатать - вот вам и The Next Big Thing.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

это другая область. и самое интересно, конечно же, в ней - в генной инженерии, в стволовых клетках, в клонировании, во всех биотехнологиях.

но я от этого далёк и ничегошеньки в этом не понимаю.

Вообщем глядя на сегодняшний рынок, становится просто грустно.
Либо впаривают айФоны, которым цена в 3 раза меньше, либо всякий ужос, но тоже по 1000баксов.

Даже уже не интересно.

спокойствие, только спокойствие.
что-нибудь интересное непременно случится.
бывает неинтересно некоторое время, всё время неинтересно не бывает )

Годная статья)
Предсказывать - дело неблагодарное, но в общем все примерно так и выглядит.
А интересное, мне кажется, будет в области миниатюрных персональных информационных устройств. Сейчас я здесь вижу некоторый застой в плане идей. По сути нечто вроде айфона с ХД видеокамерой и социальными сетями является вершиной сегодняшнего представления о таких устройствах. Не хватает разве что недельной автономности, а вычислительной мощности уже вполне достаточно. (и цена, разумеется, совершенно ненормальная)
Куда вывезет концепция дальнейшего развития - посмотрим. Будем надеяться, что здесь нас ждут приятные неожиданности.

А 3D? А какжеш 3D? Мы еще не научились нормально взаимодействовать с виртуальной реальностью, а Вы уже задумываетесь об наоборот.

А тут нам у пригоді стає наша славна авіація. (с)

виртуальную реальность оставим для кина.
VRML мёртв.
все попытки сделать 3D-миры, пригодные для хоть чуть большего, чем управлять стрелками на клавиатуре камерой (ну какой в стрелялках персонаж, ну я вас умоляю), окончились ничем.
точнее, провалом.
миграция стратегических игр в 3D окончилась провалом.
и это всё очень честно.

мы получаем по визуальному каналу основное количество информации.
соотвественно, это самая развитая подсистема мозга.
и потому подсовывать ей липу лучше даже не пытаться.

в играх-стрелялках от липы ещё спасает динамика и наличие главного объекта - противника (-ков), превращающее всё остальное в незначимый фон, который никто кроме психов не разглядывает.

все попытки сделать трёхмерный десктоп тоже окончились пшиком.

так что 3D - штука хорошая, но там, где оно действительно нужно. в системах проектирования. системах управления. а в остальном - слишком быстро задолбываются пользователи созерцать однообразие, и слишком быстро задалбываются программисты и дизайнеры в попытках это однообразие немножко разнообразить.

вот когда сделают машины и алгоритмы, способные хотя бы в миллисекунды "прокручивать" миллионы лет эволюции, и устройства отображения, способные показывать результат этих расчётов в естественном пространственном виде, тогда другое дело. тогда и уйдём в 3D, ггг.

Я думаю, вместо 3D сразу перейдем к Augmented Reality.
Более перспективно и полезно.

Тут я совершенно согласен. Ещё портативные проекторы подтянутся и можно будет хитро отображать на объекте дополнительную информацию.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT