`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

+22
голоса

Под таким названием, в рамках Terrasoft Global Tour, в Киеве 22 июня прошел форум, ориентированный на руководителей бизнеса и IT. Кроме традиционных ключевых выступлений, он содержал два тематических потока по CRM и BPM, которые дополнили презентации «Академии CRM&BPM».

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Форум открыл специальный гость мероприятия - Павло Шеремета, основатель «Мастерской стратегий PRORYV», экс-министр экономического развития и торговли Украины. Основной фабулой его выступления был тезис о том, что сегодня для компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции, критически важна скорость реализации стратегии. И для достижения прорыва, начать необходимо с детализации стратегических целей на краткосрочные проекты и формирования проектных команд, обладающих достаточным уровнем полномочий, влияния и внутренней энергии.

Заданный ритм и направление подхватила Катерина Костерева. Главный исполнительный директор bpm’online и Terrasoft говорила об искусстве управления бизнесом в эпоху изменений. В частности она отметила, что сегодня компании достигают успеха благодаря способности быстро реализовывать свою стратегию и воплощать в жизнь новые идеи. Среди слагающих успеха - готовность сотрудников к изменениям и колоссальная роль лидерства в продвижении к цели. И особое внимание необходимо уделять этапу внедрения изменений, чтобы новые идеи прижились в компании, стали ее новым ДНК.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

В продолжение ключевой темы форума своими наблюдениями поделился Владислав Чечёткин, основатель интернет-магазина Rozetka. В формате интервью он ответил на многие вопросы и рассказал о том, что для достижения целей его компания постоянно меняется, перестраивает процессы и внедряет инновации. При этом залогом успеха являются люди, поскольку множество инициатив рождаются и внедряются снизу, и каждой команде обеспечивается максимальная поддержка и свобода действий. Кроме того, по мнению Владислава, компания смогла быстро масштабироваться благодаря использованию технологий — сегодня все процессы, включая продажи, доставку, склад, HR, управляются с помощью современных IT-систем.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Далее детальнее остановимся на обзоре некоторых презентаций, которые нам показались наиболее интересными. Со своей стороны, добавим краткие пояснения к используемым терминам и понятиям. Если для профессионалов они являются частью привычного рабочего языка, то у потенциальных клиентов (на которых и был ориентирован прошедший форум), на первых порах они могут вызвать затруднения.

Трек CRM

Digital-стратегия, или как CRM меняет компанию

Главный тезис этой презентации Артема Ткаченко, члена наблюдательного совета «Види Груп» ─ «Эффективный рост требует новых подходов». Прежде всего он отметил проблемы, с которыми столкнулась компания в области маркетинга и CRM, и которые следовало устранить:

Не все лиды* фиксируются (звонки, заявки с сайта) и также существуют недостоверные каналы лидов. Нет достаточно хорошо проработанной стратегии цифрового маркетинга, кросс-продажи слабые. В результате замедляется темп роста продаж.

* Лид (lead, целевой лид) — потенциальный клиент, тем или иным образом отреагировавший на маркетинговую коммуникацию. Термином «лид» принято обозначать потенциального покупателя, контакт с ним, полученный для последующей менеджерской работы с клиентом.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Как клиенты обращаются в компанию

Исследование показало, что используемые в компании процессы достаточно эффективны, но не интегрированы. Более того, функция «хозяин процесса»* приобрела негативный оттенок.

* Хозяин (владелец) процесса ─ должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.

На стыке процессов происходило много потерь:

  • NPS* — 90%;
  • конверсия лидов в потенциальные продажи — 70%;
  • конверсия воронки продаж — 15%;
  • конверсия трафика в лиды — 1,1%.

* Net Promoter Score (NPS) ─ метрика, характеризующая лояльность клиентов к бренду, продукту или сервису компании.

Для изменения такого положения было принято решение взаимодействовать с клиентом в режиме реального времени, на основе достоверных данных и на каждом этапе его пути к покупке. Иными словами ─ обеспечить сквозной бесшовный процесс. Для решения этой задачи и был выбран продукт Terrasoft BPM CRM (Business Process Management CRM).

В данной разновидности дистрибуции путь клиента к покупке достаточно долгий и нелинейный. По данным компании, на поиск автомобиля у клиента в среднем уходит 103 дня. Он рассматривает семь оффлайн- и онлайн-источников и 4,3 бренда, прежде, чем примет решение. Для того, чтобы «быть всегда рядом», использовали бесшовное взаимодействие по принципу «точно вовремя».

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Схема управления поведением клиента

В первую очередь были приняты меры для более эффективного использования маркетинговых каналов и корректная фиксация источников лида. В результате поток лидов по достоверным каналам вырос в 3-5 раз (звонки, заявки с сайта). Однако продажи выросли несимметрично. Это означало, что проблемы существуют не только в маркетинге.

Затем был проведен анализ процесса продаж. Он включал анализ записей камер видеонаблюдения (трафик, реакция, анализ поведения клиентов). Использовались также IP-телефония и коннектор CRM. Результаты причин проигранных продаж фиксировались в CRM-системе.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Причины проигранных продаж

После этих этапов были связаны воедино ключевые показатели эффективности (Key Performance Index, KPI) всех процессов в СRМ. Сюда вошли анализ похожих лидов, анализ альтернативных интересов, продажи без движения и стадии зависания, эффективность продавцов по продуктам и стадиям продаж, а также CSI*, NPS, уровень мнимых покупателей (Mystery Shoppers).

* Расчет индекса удовлетворенности (Customer Satisfaction Index, CSI) позволяет выявить значение и соотношение цены, качества, доступности и других факторов, влияющих на лояльность потребителя.

В результате удалось увидеть всю картину в целом. Если ранее 70% времени тратилось на непродуктивные издержки, то теперь эти же 70% уходят на тонкую настройку для получения наиболее полезных и достоверных результатов.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Новая стратегия лид-менеджмента

Таким образом, фокус сделан на деталях. Используются новые инструменты лидогенерации. Проводится реактивация зависших продаж маркетинговыми кампаниями. Любая проигранная продажа ─ это повод вернуть лид на взращивание.

По итогам анализа была выполнена трансформация структуры ─ создан единый центр компетенций, разработок и внедрения, а также консолидированы функции маркетинга. Сегодня в компании действует система мотивации за привлечение лидов, перевод лидов в продажу, эффективность конверсионных воронок, кросс-продажи и др. ─ по приоритетным для компании процессам.

Трек BPM

Трансформация управления IT

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Андрей Погорелый, визионер проекта CIOneer

Управление IT на предприятии можно условно разделить на две большие составляющие. Коллегиальный орган (IT-комитет) осуществляет действия, предусмотренные процессами IT Governance*.

* IT governance (ITG), согласно Gartner, определяется как «процессы, которые гарантируют эффективное и целесообразное использование IT для достижения основных целей организации». При этом governance имеет несколько значений, которые применительно к данному случаю понимаются как «руководить», «определять» и даже «ограничивать».

Конкретно governance подразумевает совокупность процессов, которыми организации гарантируют эффективную оценку потребностей и условий, выбор и установку приоритетов направлений деятельности, мониторинг соответствия целям предприятия, а также финансирование IT.

Более узкая область «IT supply-side governance» касается обеспечения того, чтобы IT департамент организации работал эффективно и в соответствии с действующим регулятивным законодательством. Это уже находится в области ответственности CIO. В направление «IT Management», которым руководит CIO, входят планирование, выполнение и контроль задач, разрешение проблем и отчетность.

В последние годы IT бюджет все чаще перемещается в проекты. Основные причины для этого ─ более высокая отдача от инвестиций (поскольку определен их приоритет), а также лучшие оценка инвестиций в IT и контроль за их использованием.

Изменилась и структура корпоративного трафика. Ранее необходимая почта составляла 10-20%. Примерно такие же цифры были характерны для подписок и уведомлений. Остальное (до 70%) составлял корпоративный спам. Теперь в лучших проектах используются электронный документооборот с электронной цифровой подписью (ЭЦП) и социальные сети.

Происходит также виртуализация ролей, т.е., переход к структурам типа «-as-a-Service». Это касается по меньшей мере трех областей ─ HRD-as-a-Service*, CIO-as-a-Service и Information Security-as-a-Service.

* Human Resource Development (HRD) ─ корпоративная структура, предназначенная для того, чтобы помочь сотрудникам развить свои личные и организационные навыки, знания и способности. Подробнее см. здесь.

У руководства компаний всегда возникает вопрос ─ как определить вовлеченность IT в бизнес? Традиционно для этого предлагалась схема оценки на основе следующих трех параметров:

  • Совокупная стоимость владения IT (Total Cost of Ownership, TCO) в динамике последних 2-3 лет;
  • Экономический эффект трех крупнейших корпоративных проектов года в области IT;
  • IT-бюджет в процентах от годового оборота компании.

Сегодня этого уже недостаточно, поскольку развитие связано с инновациями, ─ и часто с сопутствующими проблемами. Если компания (вне зависимости от отрасли) не изменяет свои процессы, то она теряет возможности инноваций, а, значит, и конкурентное преимущество, и долю рынка.

Если некоторая функция внутри компании не изменяет свои процессы, то она приносит меньшую ценность для бизнеса, так как используемые процессы с течением времени становятся все дороже для бизнеса.

Не последним по значимости является также изменение профиля клиента ─ со статичного на динамичный. Очевидно, здесь можно насчитать достаточно много параметров, которые поддаются такому изменению. Приведем лишь некоторые из них, чтобы проиллюстрировать сам принцип замены. При этом настоятельно рекомендуется использовать в процессах доступные частные данные.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Замена параметров профиля клиента

Как сделать IT драйвером бизнеса: люди, процессы, технологии

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Анатолий Вовнюк, начальник департамента информационных технологий «Нафтогаз Украины»

Как и было указано в названии презентации, ─ основными слагаемыми успеха являются соответствующие люди, технологии и процессы. Как выглядит портрет современного СIO, который двигает бизнес своего предприятия как полноценный партнер? Он управляет IT как собственным бизнесом. Он ценит и заботится о своих клиентах и сотрудниках. Он разбирается в основном бизнесе компании и умеет находить общий язык с представителями других функций.

Можно выделить четыре признака успешной команды. К ним относятся ориентация на результат (SLA, KPI), профессионализм, мотивация и сплоченность. Миссия, видение и цели компании подразумевают использование соответствующих стандартов, положений и политик. Стратегия компании определяет производственную базу и инструменты, т.е., ресурсы ─ люди, материалы и финансы.

Какую роль при этом играют процессы? В IT они обеспечивают прозрачность работы, возможность предоставления понятных и исчисляемых результатов своего труда менеджменту. В бизнесе они способствуют прогнозируемому достижению целей, раннему выявлению узких мест, повышению производительности труда.

Что дает автоматизация процессов? В IT она облегчает обслуживание пользователей, управление изменениями, определение оценки удовлетворенности. Бизнесу упрощает управление продажами, закупками и документооборот.

Какие технологии при этом используются? Для решения IT-задач ─ Service Desk (IM, CM, RM), управление активами (CMDB), управление проектами. Для решение бизнес-задач ─ аналитика, гибкость компании = BPM + Case Management. Однако здесь универсального рецепта не существует.

Процессы совершенствования никогда не останавливаются. Что будет завтра? В первом приближении предприятиям предстоит освоить следующие технологии и выполнить следующие действия:

  • Облачные вычисления;
  • Переход от классических учетных систем к BPM & Case Management;
  • Internet-of-Things;
  • Blockchain;
  • Управление корпоративными данными и аналитика;
  • В коммуникациях ─ переход от email к видео и корпоративным социальным сетям.

С чего начать? Прежде всего следует навести порядок в «классическом» IT. Начать работать согласно ITIL, внедрить Service Desk, перейти на принцип «On Time», а не ASAP. Общая рекомендация ─ управлять IT-активами так, как будто они ваши собственные. И в заключение ─ несколько общих рекомендаций:

  • Разберитесь в сути бизнеса вашей компании, поймите основные болевые точки и тенденции роста;
  • Научитесь разговаривать на языке бизнеса — такие понятия, как «EBITDA», «CashFlow», «NPV» должны звучать для вас также привычно, как и «Сеть», «IP», «Unix», «Windows»;
  • Найдите то, что может быть полезно для вашей компании, и продавайте это!

Как на практике выглядит реализация стратегии омниканальности

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Тарас Гошовский, IТ-директор, ELDORADO

«Эльдорадо Украина» представляет собой национальную сеть, включающую более 130 магазинов по всей стране, интернет-магазин и собственную сервисную сеть. Структура находится в тройке крупнейших розничных сетей электроники и бытовой техники Украины.

Исторически в работе сети сложились процессы, которые должны были подвергнуться оптимизации. К ним относились изначально «розничный» процесс оформления заказа, большие временные лаги в обновлении данных, разные пути клиента к покупке в рознице и онлайне, различная стратегия развития онлайн / оффлайн каналов и конкуренция каналов. 2011-12 гг. стали началом курса на омниканальность

Определенное понимание клиента было в компании всегда, однако и здесь требовались улучшения, которые касались карт лояльности, совокупности данных о клиентах, понимания различий между online и offline клиентами, а также сервиса и доставки.

Требовалось понимание, что омниканальность ─ это не цель, а средство. Целью является знание и удовлетворение потребностей клиента, в нужном месте в нужное время. Тогда возникает вопрос ─ что мы хотим знать о клиенте в первую очередь (помимо базиса)? Что такое CRM, который не «лояльность»?

Здесь можно говорить о трекинге розничного и онлайн-клиента, создании единого портрета клиента, полной истории взаимодействий с клиентом. И, как результат ─ сегментация и таргетинг клиентов, что ведет к увеличению промо-активностей.

Как сегодня выглядит достаточно крупная платформа, которая используется ELDORADO? Она обеспечивает ведение более 5 тыс. клиентов одновременно, имеет широкие возможности по части промо-механик. Она производит сбор данных и работает с собственными и внешними аналитиками в области показа товаров их поиска и т.д. Платформа предлагает расширенные варианты презентации товара, возможности для экспериментирования и является полноценной частью корпоративной IT-инфраструктуры.

Вместе с тем, всегда можно формулировать определенные требования к платформе «на вырост». Сегодня к ним относятся:

  • кроссплатформенность;
  • тесная интеграция с любой ERP, в обе стороны;
  • отображение ключевых механик;
  • отображение информации для пользователя;
  • адаптивность под пользователя (речь идет не о дизайне);
  • мультиязычность;
  • продвинутый поиск;
  • скорость работы и настройки (управления);
  • гибкость и масштабируемость;
  • возможность экспериментирования с пользовательской частью и прочие «хитрости».

Можно сформулировать три главные заповеди, три «НЕ» ─ не падать и не тормозить, не забывать о людях и не обманывать ожидания.

В целом можно говорить о новом понимании функций IT в торговой сети. К ним относятся центр генерации инициатив и формирование стратегии на уровне распределения ресурсов и ролей. С точки зрения построения системы ─ архитектурный контроль (управление изменениями) и рефакторинг бизнес-процессов не только бэк-функций, но и фронта. Единая трактовка аналитических данных. Повышение технической грамотности не-IT сотрудников и, конечно, сокращение затрат на поддержку бизнеса.

Какие выводы можно сделать из проведенной работы? Нужно знать своего клиента и думать о нем. Соизмерять свои желания и возможности. Быть технологичными там, где это нужно и возможно. Не превращать стратегию в цель. Учиться однозначно трактовать цифры и делать выводы на их основании. Смотреть на задачи шире.

В целом компания ELDORADO меняется к лучшему. Оценку этим усилиям поставят время и покупатель.

Скорость и гибкость изменений благодаря тесному партнерству бизнеса и ИТ

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Александр Попов, CTO и управляющий партнер Terrasoft

Александр Попов обратился к анализу бизнес-процессов, которые выполняют компании в ходе своей деятельности. По данным американского центра производительности и качества APQC (American Productivity and Quality Center), можно насчитать более 1500 так или иначе связанных с CRM процессов. Они могут быть сгруппированы следующим образом:

  • Исследование рынка;
  • Анализ и оценка конкурентов;
  • Анализ финансового положения компании;
  • Создание организационной структуры;
  • Постановка организационных целей;
  • Разработка стратегических инициатив;
  • Определение стратегии ценообразования;
  • Управление программой лояльности клиентов;
  • Разработка стратегии маркетинговой коммуникации;
  • Разработка и управление промо-мероприятиями;
  • Прогнозирование продаж.

Небольшая торговая компания укладывается примерно в 100, а региональный банк ─ в 500 процессов. Глобальное производственное предприятие часто оперирует более чем 1000 процессами.

Выделяют вертикальные, горизонтальные и секторальные процессы. Все они реализуются на основе BPM-платформы. Основные характеристики такой платформы в соответствии с сегодняшними представлениями следующие.

Intelligence. Примерами могут служить выдача кредита по отпечатку пальца, автоматическая идентификация посетителей и формирование предложений в режиме реального времени, и др.

Low-Code. Платформы разработки Low-Code позволяют создавать приложения с помощью конфигурации функций, а не их кодирования. Это ускоряет поставку бизнес-приложений за счет уменьшения объемов ручного кодирования, а также меньших первоначальных инвестиций в настройку, развертывание и обучение.

Out-of-the-Box. Здесь речь идет о преднастроенных ITIL-процессах для управления инцидентами, проблемами, изменениями, релизами, уровнем сервиса, конфигурациями, знаниями и доступностью. Согласно Gartner, около 80% бизнес-процессов на предприятиях в настоящее время не структурированы и не автоматизированы.

Типичными примерами структурированных бизнес-процессов являются консультирование в контакт-центре, оформление заявок на банковские услуги, обработка интернет-заказов, доставка, прием на работу и увольнение, регистрация и визирование документов и др.

Примеры неструктурированных процессов ─ управление закупочной деятельностью, прохождение сертификации, организация мероприятий, обучение и развитие сотрудников, разработка продуктов и др.

Интеллектуальные инструменты для управления бизнес-процессами

Виталий Гдуля, директор по платформе в компании Terrasoft рассказал детально о bpmonline studio. Управление бизнес-процессами в системе реализуется на основе следующих компонентов ─ дизайнер процессов, библиотека, ядро, журнал, средства аналитики.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Дизайнер процессов позволяет создавать структурированные бизнес-процессы любой сложности и разветвленности благодаря поддержке нотации BPMN

Дизайнер кейсов ─ визуальный редактор для быстрой настройки неструктурированных процессов. Он содержит простые в использовании инструменты для управления стадиями и шагами кейса. Имеется также возможность использовать BPM-процессы в качестве шагов кейса. Работа в системе ─ это работа по процессу. Аналитика по кейсам ─ получение сводной аналитики по выполнению кейсов в режиме реального времени.

Дизайнер системы содержит мастер разделов, средства управления пользователями и администрирования, бизнес-правила, средства импорта и синхронизации данных, средства настройки внешнего вида системы и итогов, мастер мобильного приложения и др.

Базовая конфигурация содержит следующие средства:

  • Управление организационной структурой предприятия и данными по сотрудникам;
  • Управление задачами в ходе выполнения процесса, служба напоминаний и системных уведомлений;
  • Управление внешними и внутренними коммуникациями. Поддержка омниканальности: почта, телефония, мессенджеры, корпоративная социальная сеть;
  • Управление данными по контактам, контрагентам. Единая база контактов и контрагентов, полный набор инструментов для структурирования и анализа данных;
  • Мобильное приложение. Доступ к необходимым данным и функциям системы в любое время и в любом месте.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

Пользователям доступна работа на мобильных устройствах любого типа

Академия CRM&BPM

Введение в BPMN (Business Process Modeling Notation)

BPMN — это нотация моделирования бизнес-процессов, описывающая в графическом виде шаги в бизнес-процессе. BPMN отображает бизнес-процесс в виде потока. Нотация предназначена для координации последовательности действий в процессах и сообщений, которые проходят между различными участниками процесса, в единое целое.

Нотация BPMN была разработана организацией Business Process Management Initiative (BPMI) и, после слияния в 2005 г., поддерживается группой Object Management Group (OMG). BPMN развивается в результате обработки предложений участников OMG, которая насчитывает около 70 компаний.

BPMN можно рассматривать как связующее звено между дизайном бизнес-процесса и его реализацией.

Аналитик создает и улучшает процессы. Бизнес-процессы оперируют понятиями предметной области клиента («покупатель», «заказ», «оплата» и т.п.). Они легко читаемы неподготовленными пользователями.

Разработчик автоматизирует процессы. Он создает специализированные диаграммы (например, UML и пр.). Такие диаграммы очень точно описывают алгоритм процесса, легко поддаются автоматизации, но требуют соответствующих знаний и навыков.

Выделяют три уровня моделирования процессов.

Уровень 1 ─ Описательное моделирование (descriptive modeling) ─ простое моделирование, описывающее процесс на бизнес-уровне, абсолютно понятное всем бизнес-пользователям. Используются базовые элементы.

Уровень 2 ─ Аналитическое моделирование (analytical modeling) ─ более полное описание, включающее альтернативные пути и исключения, связанные с KPI. Требует более глубокого знания BPMN, но описывает процесс с максимально необходимой детализацией. Используется в двух случаях ─ описание моделей As Is и To Be для дальнейшего анализа, не требующее исполнения в BPMS, и создание бизнес-представления исполняемого процесса в BPMS.

Уровень 3 ─ Исполняемое моделирование (executable modeling) ─ моделирование процесса, пригодного для исполнения в BPMS. Добавляются специфические атрибуты, параметры и т. п. Ориентировано на разработчиков.

Case management

Кейс определяется как работа, которая несет бизнес-ценность, ─ т.е., осмысленную пользу клиенту, партнеру или внутреннему стейкхолдеру. Примерами могут служить заявка на возмещение ущерба в страховую компанию, открытие счета в банке или выпуск нового продукта.

Важно понимать, что кейс ─ это не задача. Задача ─ это точечное по времени задание, которое надо выполнить. Кейс ─ набор задач, который в итоге ведет к конкретному бизнес-результату.

Кейс ─ это также и не процесс. Процесс ─ это один из способов выполнения кейса. Большинство кейсов представляют собой целый набор процессов.

Case Management (СМ) ─ это программный подход к управлению, улучшению и автоматизации работы. СМ не регламентирует подробно, как эта работа должна быть выполнена, но предоставляет инструменты для исполнителей, помогающие быстро принимать решения и действия, необходимые для решения кейса. Фактически, СМ ─ это способ достижения цели и углубление в детали. СМ также касается клиентского опыта.

В ходе презентации также были приведены практические рекомендации и типичные ошибки при использовании BPMN.

Заключение

В этом репортаже мы хотели показать реалии современных CRM и BPM на основе рассмотрения наиболее актуальных вопросов их практического использования.

В треке «CRM» мы выбрали историю перехода к новому видению компании Vidi Group. Трек «BPM» можно разделить на две части. В одной из них были рассмотрены управленческие вопросы трансформации управления IT. В другой ─ практические вопросы реализации стратегии BPM в продуктах Terrasoft. Наконец, в треке «Академия CRM&BPM» показан пример курса «Введение в BPMN».

Как видно, не так уж много во всем этом «чистых» IT. И это правильно, ─ поскольку для бизнеса IT являются не более чем инструментом для осуществления его основной задачи ─ получения прибыли.

Terrasoft: «От стратегии к результату на гиперскорости»

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT