`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Телефонная компания

02
голоса

Джон Грубер, автор блога Daring Fireball, на прошлой неделе опубликовал большую статью с анализом результатов деятельности Apple в завершившемся квартале, а также о некоторых прогнозах на будущее. Похоже, что, как я и предположил в своем обзоре iPhone, это устройство понемногу будет становиться главной платформой Apple. Отличия с версией Грубера лишь в том, что он считает, что это уже происходит.
———————-
На протяжении долгого времени — всей декады 90х и первые пару лет этой декады — история Apple была историей компании, в поисках возможности стать чем-то еще кроме «Мак-компании». С финансовой перспективы доходов и прибыли, Мак был Apple, и Apple была Мак. Это было проблематичным по двум фронтам. Во-первых, это был сценарий «все яйца в одной корзине». Если бы с Маком что-то случилось, загнулась бы и сама компания. Во-вторых, потенциальный рост был серьезно ограничен фантастическим успехом Windows.

iPod стал первым успешным прорывом Apple после Macintosh. В некоторых кварталах за последние годы, доходы от iPod равнялись или даже превосходили (в праздничные кварталы) доходы от продаж Маков. iPod решил две проблемы Apple как «Мак-компании»: теперь ее яйца были разделены между двумя корзинами, и они играли на поле, где было достаточно места для серьезного роста.

В прошлом году, сразу после выхода iPhone, Стив Джобс начал говорить об iPhone, как о третьей опоре компании. Цифры, которые Apple опубликовала вчера, о своем четвертом квартале финансового 2008 года (с июля по сентябрь) это только подтверждают.

Главное, о чем вы должны помнить касательно опубликованных цифр Apple об iPhone — это то, что они используют для них бухгалтерский метод учета подписки. Когда вы покупаете Мак или iPod, Apple записывает эту продажу, как доход в этом квартале. Когда вы покупаете iPhone, Apple записывает эту продажу, как цифру, равно разделенную между 8 кварталами.

Интерпретация Apple бухгалтерского законодательства США позволяет компании предоставлять бесплатные функциональные обновления на протяжении двух лет. Вот почему обновление iPhone OS было бесплатным для владельцев iPhone, но платным для владельцев iPod touch.

В долгосрочной перспективе Apple не зарабатывает на этом больше или меньше денег. Это просто метод учета денег, которые они заработали. (Непрямо Apple надеется, что это помогает продавать iPhone, из расчета, что людям нравится получать «бесплатные» обновления операционной системы). Но в краткосрочной перспективе доходы и прибыль от iPhone недостаточно показываются в ежеквартальных результатах компании — только 1/8 доходов от iPhone, проданных в только что закончившемся квартале показывается в результатах. Это также усложняет возможность сравнения цифр о продажах iPhone по сравнению с продажами Маков и iPod.

Поэтому Apple теперь предоставляет два набора ежеквартальных результатов. Первые — GAAP результаты с учетом подписочных доходов от iPhone и Apple TV. (GAAP означает Generally Accepted Accounting Principles, Общепринятые принципы бухучета). Второй набор цифр — не-GAAP результаты — которые, более или менее, показывают, как выглядели бы результаты, если бы для iPhone и AppleTV не использовалась модель учета подписки.

Вот что сказал финансовый директор Apple Питер Оппенхаймер (Peter Oppenheimer) на конференции с аналитиками:

В пресс-релизе, который мы опубликовали вчера, продажи iPhone выросли значительно в последнем квартале, что привело к материальному увеличению доходов от iPhone и расходов на продукт, которые отсрочены для учета в будущих периодах. В частности, отложенные доходы от iPhone и Apple TV выросли до размера 5,8 млрд долл к концу сентябрьского квартала, значительный рост на 3,8 млрд долл по сравнению с июньским кварталом. Если бы доходы от iPhone не переносились на будущие кварталы, они бы составили 39% процентов доходов Apple в сентябрьском квартале.

Это означает, мне кажется, что Apple в последнем квартале получила больше доходов от iPhone, чем от продаж Маков или iPod (по отдельности). iPhone, которому всего 15 месяцев, похоже, уже стал сильнейшей из трех опор компании. И при этом продажи Маков и iPod не снижаются — по сравнению с кварталом год назад, продажи Маков выросли на 21% в количественном измерении, и 17% в доходах, а iPod — на 8% в штуках и 3% в доходах.

В плане момента для iPhone OS в качестве платформы, помните, что iPod touch в учете Apple проходит как iPod, не как iPhone. (И Apple не раскладывает по моделям цифры о продажах iPod; никто, кроме руководства компании не знает точно, сколько было продано iPod touch).

Стив Джобс редко появляется на ежеквартальных конференциях с аналитиками. Я думаю, можно пересчитать по пальцам одной руки те разы, когда Джобс появлялся на этих конференциях за последние 10 лет. Обычно Джобс появлялся, когда Apple надо было объявить плохие новости. (Его появление вчера было связано с его желанием рассказать о планах Apple на время мирового экономического кризиса). Вот что Джобс сказал касательно доходов и прибылей Apple от продаж iPhone:

Как вы видите, не-GAAP финансовые результаты действительно поражают. Если убрать учет с подписками, скорректированные продажи за квартал составили бы 11,68 млрд долл, на 48% больше, чем объявленные доходы в 7,9 млрд долл, а скорректированная прибыль составила бы 2,44 млрд долл, на 115% выше, чем прибыль, которую мы объявили, в размере 1,14 млрд долл. Скорректированная прибыль, которая в два раза выше, чем та, которую мы показали — если это не потрясающе, тогда я не знаю, что может быть потрясающим, и все это — благодаря невероятному успеху iPhone 3G.

Я хотел бы указать на два важных пункта, которые следуют из отличнейших результатов iPhone в прошедшем квартале. Первый заключается в том, что Apple побила RIM. В последнем квартале Research In Motion сообщила о продаже 6,1 млн телефонов BlackBerry. Если сравнить с нашими продажами в последнем квартале, Apple обогнала RIM, и это важное достижение для нас. RIM — хорошая компания, которая делает хорошие продукты, и поэтому удивительно, что всего лишь через 15 месяцев на рынке, мы можем обогнать их по продажам в любом квартале.
Но еще более замечательно вот что — если измерять в доходах, Apple стала третьим по величине производителем мобильных телефонов. Я знаю, что это звучит как безумие, но это правда — если смотреть на доходы, а не на количество трубок, Apple стала третьим по величине производителем мобильных телефонов. Давайте посмотрим на рейтинг — Nokia определенно лидирует с 12,7 млрд; Samsung на втором месте с 5,9 млрд; Apple на третьем месте с 4,6 млрд; Sony Ericsson четвертые с 4,2; LG, пятый номер, с 3,4 млрд; Motorola на шестом месте с 3,2; и RIM седьмые с 2,1 млрд. Довольно здорово.

Так что в последнем квартале 1) iPhone стал самым большим генератором доходов и прибылей для компании, по сравнению с iPod и Mac; 2) Apple продала больше iPhone, чем RIM продала BlackBerry; и 3) Apple отстает только от Nokia и Samsung по продажам мобильных телефонов в мире (и они довольно близко подобрались к Samsung).

Джобс продолжил таким предупрежденим:

Эти два момента, победа на RIM и третье место в рейтинге производителей мобильных телефонов по доходам — отличные штуки, но частично это был результат расширения географии продаж на 50 стран и нет гарантии, что стабильные продажи будут соответствовать первоначальным продажам. И кто знает, какие будут результаты в будущем, учитывая текущую экономическую ситуацию, но мы все же победили RIM и заняли третье место по доходам среди производителей мобильных телефонов. Неплохо для компании, которая на этом рынке всего лишь 15 месяцев.

Он прав в том, что никто не знает, какими будут результаты текущего квартала (который начался три недели назад, и идет до конца декабря) — но мы можем попробовать предсказать. Поскольку этот квартал занимает весь праздничный период, с октября по декабрь, он всегда был самым лучшим для продаж iPod.

Год назад, продажи iPod выросли с 10.2 млн (в 4 квартале, с июля по сентябрь) до 22.1 млн (в 1 квартале, с октября по декабрь). Два года назад, они выросли с 8.7 млн до 21 млн. Три года назад, они выросли с 6.5 млн до 14 млн. Если вывести мультипликатор, то получится соответственно 2,17, 2,41 и 2,15. То есть Apple постоянно продает чуть больше, чем в два раза больше iPod в праздничный квартал, чем в квартал до этого.

По продажам iPhone у нас есть данные всего лишь за 1 год. В прошлом году Apple продала 1.1 млн iPhone в 4 квартале 2007 года (с июня по сентябрь). Но в первом квартале 2008 года они продали 2.3 млн iPhone, с мультипликатором 2,09, примерно на уровне с продажами iPod в эти кварталы.
Так что вполне возможно, что Apple может продать в два раза больше iPhone в текущем квартале, по сравнению с предыдущим кварталом. Если это произойдет, то это получится 13.8 млн iPhone. Даже если они не достигнут этой цифры, они вполне могут продать 20 млн iPhone в календарном 2008 году — более, чем удвоят их изначальную цель в 10 млн. Большинство аналитиков сомневались в цифре в 10 млн iPhones в этом году; может оказаться, что Apple продаст 10 млн iPhone за один квартал.

Даже если продажи останутся на том же уровне в этом квартале, все равно очевидно, что они продадут более 10 млн штук iPhone 3G за первые 6 месяцев его пребывания на рынке.
Что касается того, какое место в индустрии займет iPhone с таким ростом, вспомним прогнозы Microsoft по лицензиям Windows Mobile на этот год:

Предупреждающие знаки были видны. После смелого заявления, что компания продаст «более чем» 20 млн лицензий к своей операционной системе Windows Mobile к концу фискального года 30 июня, Microsoft сначала снизила этот прогноз до «почти» 20 млн копий. На этой неделе, однако, компания призналась, что не достигла поставленной цели: компания продала 18 млн лицензий в этом финансовом году.

Так что не только рост продаж Windows Mobile значительно ниже, чем Microsoft публично предсказывала, но к тому же iPhone может обогнать продажи всех телефонов с Windows Mobile в следующем году. Учитывая информацию от Apple на конференции на прошлой неделе, что, учитывая продажи в октябре, компания уже продала более 10 млн iPhone в 2008 календарном году, продажи iPhone могут уже обгонять продажи всех телефонов с Windows Mobile.

Платформе iPhone всего 15 месяцев. Самая дешевая модель по-прежнему стоит 199 долларов. Пространства для роста на этом рынке больше, чем Apple когда-либо сталкивалась. Так что вопрос вот в чем: несмотря на продолжающиеся сильные продажи iPod и рекордные продажи Маков, сколько еще времени пройдет до того момента, где iPhone станет основным продуктом и платформой Apple?

Мой ответ: Не долго.

И я думаю, что руководство Apple считает точно так же.
Оригинал

Комментарий. От себя хочу добавить, что в принципе я согласен с большинством того, о чем пишет Джон, за исключением момента о пространстве для роста на рынке мобильных телефонов. Это рынок MP3 плееров в 2001 году был убог и жалок, и iPod на фоне всего того, что было на рынке, выглядел «царем горы». Удобная навигация и интеграция, а затем появившийся iTunes Store фактически создали рынок цифровой музыки. С телефонами все немного сложнее — рынок давно существует, устройств на нем много, компаний тоже. Да, iPhone занимает свою нишу на нем — удобного интернет-коммуникатора-iPod, но насчет размеров этой ниши я не уверен, что она такая большая. Но время покажет, конечно.

02
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Открылся форум по BlackBerry в Украине http://bbforum.com.ua

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT