`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тайваньская индустрия ноутбуков: тенденции и перспективы

0 
 

То, что практически все ноутбуки с маркой всемирно известных поставщиков производятся на Тайване, сегодня уже не является тайной. Причем тайваньские компании, выполняющие заказы зарубежных фирм, прежде всего американских, никак нельзя назвать "бойцами невидимого фронта". Кто есть кто среди них и кто с кем сотрудничает, уже давно и хорошо известно, равно как и то, насколько сильно зависит от производителей с Тайваня в наше время ситуация на мировом рынке мобильных ПК.
Как известно, спад на глобальном рынке ПК не особо отразился на производителях ноутбуков: спрос на мобильные компьютерные системы продолжает стабильно расти.

Тайваньская индустрия ноутбуков тенденции и перспективы Однако даже на фоне общей относительно благополучной картины показатели ведущих тайваньских фирм, работающих в указанном сегменте, не могут не обращать на себя внимание. Так, в первом квартале поставки ноутбуков местными производителями по отношению к IV кв. 2001 г. снизились, согласно оценкам азиатских рыночных экспертов, всего на 2%, в то время как в целом по индустрии спад (являющийся сезонным, вполне прогнозируемым) составил около 10%. При этом, к примеру, ведущий мировой контрактный изготовитель ноутбуков Quanta добилась увеличения оборота на 20%, а ее ближайший конкурент Compal -- на 50%.

В целом, как предсказывают аналитики, в 2002 г. объем выпуска ноутбуков тайваньскими компаниями возрастет где-то на 40%, а их доля в общемировых поставках достигнет, по разным предположениям, от 60 до 65% (в 2001 г. она составляла 55%).

Основными заказчиками на изготовление мобильных ПК на Тайване пока продолжают оставаться ведущие американские фирмы, а именно Dell, Hewlett-Packard и Apple.

Рыночные показатели ведущих тайваньских производителей ноутбуков
Так, согласно текущим оценкам, потребности Dell на 75% удовлетворяются тремя местными производителями -- Quanta, Compal и Wistron, и именно она предоставила им большие возможности для улучшения своих финансовых показателей.

Если говорить о Hewlett-Packard, то тут ситуация с размещением, а точнее, с получением заказов тайваньскими компаниями после слияния HP и Compaq несколько запутана. В настоящее время изготовлением ноутбуков для обновленной HP занимаются Arima, Compal, Inventec и Quanta. Inventec c 1995 года и до начала нынешнего являлась эксклюзивным производителем ноутбуков Compaq, однако чуть более полугода назад она заключила контракт с Toshiba, пусть и относительно небольшой. Но как бы там ни было, вряд ли столь тесные партнерские связи будут разрушены. Arima, в свою очередь, получила достаточно крупный заказ на изготовление компьютеров семейства Presario, так что, по крайней мере, что касается ближайшей перспективы, она может чувствовать себя спокойно. Напрашивается предположение, что если HP и решит отказаться от сотрудничества с кем-то из своих нынешних партнеров, то это, вероятнее всего, будет кто-то из пары Compal--Quanta, тем более что как раз между ними существует особенно сильная конкуренция. Ну и остается еще отметить, что до объединения HP и Compaq Quanta работала и с той и с другой, а Compal -- лишь с HP.

Наконец, Apple. К настоящему моменту эта компания разместила на Тайване производство всех своих ноутбуков. В частности, контракты на изготовление бизнес-систем семейства Powerbook имеют Quanta и (с нынешнего года) Compal, а мобильные компьютеры для потребительского сегмента серии iBook выпускаются на мощностях Elitegroup Computer Systems (ECS). Интересно упомянуть, что заключение соглашения с Compal совпало с получением Quanta заказа на выпуск новых моделей настольных ПК iMac (оснащенных ЖК-мониторами). Данный факт, по сообщению местных СМИ, был воспринят рядом других фирм, в первую очередь Hon Hai, являющейся крупнейшим в мире контрактным сборщиком настольных систем и производившей "старые" iMac, как признак намерений Quanta вторгнуться в сферу их интересов. Ответный ход последовал незамедлительно: представители Hon Hai заявили о том, что компания планирует приступить к освоению рынка ноутбуков, так что не исключено, что в скором времени здесь появится еще один заметный игрок.

Если говорить о японских поставщиках, то они традиционно сами занимались изготовлением своих ноутбуков, и некоторые сдвиги в сторону контрактного производства произошли лишь в последние год-два. Правда, к размещению заказов на Тайване японские фирмы относятся крайне осторожно, и на данный момент их общий объем (учитывая заказы Toshiba, NEC, Sony и Fujitsu) оценивается в 2,4 млн. штук (причем половина из этого количества приходится на NEC), что гораздо меньше, чем у одной лишь Dell. Тем не менее наблюдатели сходятся во мнении, что эта цифра будет расти, поскольку компании из Страны восходящего солнца просто вынуждены сейчас идти на подобные шаги, чтобы сохранить конкурентоспособность своих ноутбуков на фоне продукции упомянутых выше американских поставщиков.

Однако ряд аналитиков высказывают еще одно, гораздо более интересное, предположение. По их словам, через тайваньских партнеров японские компании "прощупывают" возможность массового переноса в перспективе производства своих ноутбуков сразу в Китай. По сведениям ряда источников, многими даже выдвигается условие, чтобы мобильные ПК для них были изготовлены именно на китайских предприятиях. Ну а насчет того, что некоторые японские фирмы уже имеют в этой стране собственные сборочные мощности, то тут никаких противоречий нет: указанные заводы изначально были ориентированы на удовлетворение потребностей исключительно местного рынка.

И здесь стоит в очередной раз сказать несколько слов о той самой тенденции к переносу производства полупроводников и компьютерного оборудования, в том числе ноутбуков, в Китай. Ранее среди факторов, способствовавших данному процессу, назывались дешевизна квалифицированной рабочей силы, низкая стоимость земли и благоприятные налоговые условия. Сегодня же, по словам экспертов, компании, решившие разместить производство на материке, прежде всего привлекают такие вещи, как хорошо организованная система логистики и особенно -- ставшая гораздо более развитой (и продолжающая стремительно развиваться) местная индустрия по выпуску электронных компонентов. Точнее, правда, здесь было бы сказать несколько иначе: перенос баз по изготовлению таких компонентов подготовил почву для прихода фирм, работающих на рынке ноутбуков.

К слову, аналитики указывают на еще одно немаловажное обстоятельство: по мере перехода бизнеса по выпуску мобильных ПК в категорию "с низкой маржой" все большее влияние на него как раз начинает оказывать ситуация с поставками компонентов. И более или менее предсказуем здесь, пожалуй, лишь процессорный рынок. Цены на память пока тоже относительно стабилизировались, а вот что касается ЖК-панелей -- одного из наиболее весомых с точки зрения стоимости элементов ноутбуков, то тут, как известно, сейчас все не так просто, и как будут развиваться события в данном направлении индустрии, эксперты пока говорить затрудняются.

Следующий вопрос: на какие категории пользователей сегодня в большей мере ориентируются производители ноутбуков. Отмечается, что в настоящее время рост главным образом происходит за счет потребительского сегмента -- одним из косвенных подтверждений подобной точки зрения можно считать очень серьезное увеличение за последние месяцы показателей Compal и Arima, специализирующихся в основном на моделях для массового рынка. При этом часть наблюдателей указывают на тенденцию к смещению предпочтений домашних пользователей в строну портативных ПК, все чаще приобретаемых в качестве альтернативы настольным системам, причем особой популярностью здесь пользуются ноутбуки, в которых применяются не мобильные, а настольные версии центральных процессоров. Большое внимание таким решениям уделяют производители второго уровня.

Что касается корпоративного сектора, то тут, по мнению многих специалистов, толчок к переходу с настольных ПК на ноутбуки должно дать массовое внедрение в них функций Bluetooth и особенно -- средств доступа к беспроводным локальным сетям. Высказываются предположения, что первые сдвиги в данном направлении станут заметны уже в текущем году.

Ну и в завершение -- прогноз на нынешний год для всего мирового рынка. Согласно данным нескольких аналитических фирм, общий объем поставок ноутбуков в 2002 г. составит 29--31 млн. штук, увеличившись в сравнении с 2001 г. на 10--15%.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT