`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Субсидированные телефоны. Акт II. Те же и кризис

+55
голосов

Не так давно, рассуждая о мобильном рынке, я затрагивал вопрос субсидирования покупки телефонов (да, именно того, вследствие которого появляются терминалы за 1 евро или 1 грн с контрактом). Но время идет, обстоятельства меняются...

Краткое содержание первого акта трагедии. Для европейского (и многих других) рынка мобильной связи характерна операторская модель продажи терминалов - подавляющее их большинство продается в салонах операторов, обычно с подключением (или продлением действующего контракта). Цена с учетом субсидии может быть очень низкой (50-100-200 евро, при том, что аппараты высокого класса), а для не очень дорогих и потенциально ходовых терминалов - и вовсе символической, 1 евро. Основанием для такой практики является высокий средний месячный счет абонента, который обслуживается по такому контракту, это 30-40-50 евро в месяц, что позволяет "отбить" терминал примерно за полгода. Также в большинстве случаев выдерживаются условия контрактов по срокам, т.е., запланированный доход, включающий цену терминала и прибыль, оператор практически гарантировано получает.

В наших же пенатах прижилась "свободная" модель рынка мобильных терминалов, при которой аппараты продаются отдельно от подключений. Стоимость их при этом полная, компенсации при контрактных подключениях если есть, то символические, максимум $50, исключая случаи, когда продвигается конкретная модель аппарата с задействованием маркетинговых фондов оператора или производителя; задача возврата средств, потраченных на субсидию, обычно считается необязательной. Причина тому в гораздо более низких доходах с абонента - $7-8 в среднем по Украине, что четко выводит нас на ту же цифру ~$50 при расчете возврата средств за полгода. Также массово используется практика "кидания" оператора абонентами по части соблюдения сроков контракта/допсоглашения - через некоторое время абонент "спрыгивает" на припейд, перестает платить по контракту, последствиями его напугать можно, но реально взыскать неустойку - практически нельзя. Таким образом, о субсидиях проще забыть, а без них оператору нечего делать на рынке телефонной розницы. Здесь бал правят специализированные компании, а основным способом покупки аппаратов среднего и высокого ценового диапазонов, помимо расчета "на месте" (времена сытые, денег много), становится Его Величество Кредит.

И тут приходит кризис.

Потребительское кредитование, движущее покупку новых дорогих телефонов, сворачивается на первых порах полностью. В скором будущем оно развернется обратно, но уже на гораздо более жестких условиях, с одной стороны. С другой - потребители, "обжегшиеся" на кредитах в первый период кризиса, или не желающие "обжечься" в будущем (никто теперь не знает, когда его уволят) сами будут их избегать. Рынок таким образом "съежится" многократно, в ходу будут только дешевые модели, за которые нетрудно рассчитаться сразу (сейчас это диапазон начиная от $120-150, и до $200), единичные бестселлеры по цене $200-450, "знаковые" в технологическом плане и потому востребованные сообществом техноманов, а также 200-300-долларовые аппараты, постепенно покупаемые средним классом на замену физически выходящим из строя старым. В сегментах свыше $200 рынка, в его нынешних объемах, просто не будет.

В такой ситуации возрастает роль финансовых инструментов, альтернативных банковскому кредиту, а также востребованность безвозвратных схем финансирования покупки. На автомобильном рынке ожидается, что место банков "общего профиля" займут автобанки и лизинговые структуры, на мобильном же место потребительского кредита могли бы занять именно операторские субсидии.

За чем же заминка? На первый взгляд - за ARPU. Расчеты, по сравнению с докризисным состоянием, не меняются, за исключением того, что "средняя температура по больнице" получает тенденцию к снижению за счет отсеивания беднейших абонентов и оптимизации расходов "тяжелых" (я уже писал о том, какие ужасы можно увидеть в давно не пересматриваемых корпоративных тарифах, и сколько можно сэкономить, если просто туда заглянуть). Но никто не говорит, что ARPU - это средний месячный счет любого абонента. Наоборот, есть пользователи, которые тратят "европейские" 30-40-50 евро в месяц, а иные даже больше. И таких достаточно много. Вот им как раз и можно было бы предложить субсидированные телефоны.

Что происходит сейчас в корпоративной среде? Многие пересматривают расходы, и на этой почве очень сильна тенденция к смене оператора. Субсидированные аппараты, будь то Nokia 6300 для рядового "номера" или Vertu для менеджера корпорации могли бы стать неплохим аргументом в пользу того, чтобы остаться. Ну или, наоборот, чтобы сделать правильный выбор в пользу другого оператора. Многоговорящие индивидуальные абоненты тоже склонны либо пересмотреть свои расходы, либо пожелать дополнительных бонусов при условии их сохранения. Примечательно, что субсидия на телефон служит с одной стороны бонусом для таких абонентов, с другой - является возвращаемой инвестицией для оператора, с третьей - стимулирует дальнейшее функционирование рынка терминалов. Возможно, и часть средне- и малоговорящих абонентов, та, которая в финансовом плане чувствует себя нормально, рассмотрели бы вопрос подключения к более дорогому тарифу, если бы получили на хороших условиях новый телефон. В особенности, если модель реализует некие специальные преимущества тарифного плана или технологии связи.

Хватит ли у операторов денег, чтобы произвести первичную инвестицию в субсидируемые терминалы? Думается, что да. Объем оборота у компаний очень большой, приток денег постоянный и практически бесперебойный. Оптимизация маркетинговых, пиарных и всяких прочих фондов может сейчас высвободить очень большие средства, которые вполне можно запустить в проект субсидирования. Да, речь идет о замораживании некоей суммы, но учитывая, что платежи по контрактам с субсидией будут поступать ежемесячно, фактически она замораживается не полностью, и сравнительно ненадолго. Для сравнения, бюджеты на социальную ответственность и ряд других акций тратятся безвозвратно, и экономического эффекта не приносят. А они у операторов очень немаленькие. С другой стороны, субсидирование поначалу может охватить небольшой процент подключений (только "тяжелых" абонентов), так что телефонов нужно закупать не так уж и много.

Основная проблема до сих пор была в "принуждении к исполнению" абонентами своих контрактных обязательств по части сроков использования выбранного оператора и тарифного плана. Тех, кто "спрыгнул", перестал оплачивать месячные счета, до сих пор было практически нечем заставить исполнять эти обязательства. Что мог реально сделать оператор? Занести абонента в черный список? Так тот переходил к конкуренту, отсиживался на припейде, да и в эпоху набора новых абонентов любой ценой на такую "историю" при новом подключении могли закрыть глаза. Проблема была (да и сейчас есть) в другом. Предположим, человек перестал платить по контракту. Оператор подает в суд. Суд принимает решение взыскать с человека эту сумму. Как именно? Вот здесь и загвоздка. По закону, с него может удерживаться не более 20% ОФИЦИАЛЬНОЙ заработной платы (во времена, когда создавались прецеденты по этому вопросу понятия "большой белой зарплаты" не существовало в принципе и речь шла о десятках, максимум - сотнях гривен), от которой еще минусовались суммы в зависимости от ряда обстоятельств: наличия несовершеннолетних детей, прочих иждивенцев, тяжелого материального положения (что, опять-таки, формально было применимо почти ко всем), в итоге месячные удержания по иску могли быть в пределах 5-10-20 грн. Обратить иск на имущество ответчика тоже было практически нереально.

Что же произойдет сейчас? На проблему взыскания долгов с частных лиц наверняка будет обращено серьезное внимание государства. Ожидается вал невозвратов кредитов, в Украину строем шагают международные коллекторские компании, наверняка их будут поджидать здесь доморощенные конкуренты. По всей видимости, они создадут сильное лобби, которое достаточно оперативно "продавит" законы, позволяющие быстро и эффективно "выбивать" долги за счет реальных доходов и имущества "клиента". Разумеется, в первую очередь эти "достижения" коллекторов будут направлены на возврат банковских кредитов. Но как знать, не смогут ли и прочие финансово пострадавшие стороны договорных отношений воспользоваться результатами коллекторского лобби. Или же услугами самих этих компаний.

Честно говоря, "неприкосновенность" индивидуального украинского должника давно уже стала источником массы проблем в экономике, начиная от коммунальных платежей и заканчивая развитием целых высокотехнологичных рынков. Я надеюсь, что кризис, кроме всего прочего, научит сограждан и финансовой дисциплине, и это пойдет всем на пользу. Сами же себя лишаем многих достижений цивилизации. В частности, операторских субсидий на телефоны.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Я не совсем уверен, но моему статья пустышка. Уже давно у подключенных корпоративщиков накапливаются бонусы (% от суммы, потраченной на разговоры). Этот бонус в конце года менеджер корпорации должен решить куда запихнуть - в удешевление звонков за следующий год или на покупку новых аппаратов, где бонус превращается в громадную скидку на стоимость железки. Или за последние полгода Киевстар убрал это?

со Sikorskiy не вполне согласен - как по-мне неплохие рассуждения на тему кредитования, и то, с чем столкнулся весь мир (рекомендую всем зайти на Коммерсантъ-Украина, там ссылочка на российские "Деньги", и почитать интервью с Андреем Мовчан, полезно - так как проблема кридитования не только у нас)

безусловно, потребительское кредитования важно для продаж продуктов, и для каждой категории (авто, дом, мебель, телефон) необходимо разрабатывать собственный механизм по кредитованию (лизинг, банк_при_автосалоне, и пр.) и операторское дотирование - тоже один из путей.

а так, как наш человек ничего не привык платить, да и государство со своими соц.программами (дабы задобрить выборца к очередным выборам) сами стимулировать жить не по карману. впервуюб очередь необходимо менять подход гос.аппарата, сделать его впервую очередь економически-ориентированым - на развитие страны вообщем, а потом помогать малоимущим, студентам, пенсионерам, гос.служащим и прочее-прочее (нужное подчеркнуть или вписать свое - список просто до ужоса костей пугающий)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT