`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Субъективное атакует

+1820
голосов

Это даже не "пятиминутка ненависти" будет, потому что тема настолько обширная и выходит так далеко за пределы IT, что распылять драгоценные граммы сильного чувства по таким бескрайним площадям смысла нет. Поэтому поговорим только об IT и совершенно спокойно.

Субъективное атакует

Одним из индикаторов кризиса в любой области человеческой деятельности с материальными результатами является доминирование субъективного над объективным. Утверждение сильное и небесспорное, само собой. Но всё же. Есть простая логика рассуждений (которая, несмотря на простоту, может быть и неверной) - субъективное очень неплохо отвлекает от в первую очередь рассудительности. А там где не до рассудка - там селится известно что, с рожками, хвостиками, копытами и (говорят) с коленками, вывернутыми назад.

То, что внимательный наблюдатель замечает сейчас в мире, например, медиатерминалов (ну таблетов, если вам так больше нравится), ничем иным как "атакой субъективного" назвать трудно. Какие-то километровые простыни вебдванольного трёпа посвящаются, например, спорам о smooth ли интерфейс изделия А, и smoother ли он по сравнению с изделием Б. Истерично-чувствительные личности звучно, на весь интернет, плюются от обнаруженых ими lags то при пролистывании виртуальных экранов, то при скроллинге, то при просмотре картинок. Бессмысленность, измеряемая в миллисекундных нарушениях несуществующего выдуманного уюта, превращается в маркетинговое химическое оружие. Отравленные им выискивают в своих устройствах lags и дефекты smoothness, ведут битвы за разгон процессоров смартфонов (о, это вообще эпическая история, ждущая еще своего Салтыкова-Щедрина или Олдоса Хаксли), с достойной куда лучших применений скрупулёзностью провизоров подбирают программы, - и всё равно что-то не то, нет той smoothness, которая есть у кого-то и о которой можно прочитать в любом форуме, или в пресс-релизе, или в новости, или вообще везде в этих ваших интернетах.

Но это только первая волна субъективной атаки. На очереди - вторая. Я её назвал для себя жёстко - кретинадисплей. Посмотрите на анонсы ожидаемых в 2012-м году медиатерминалов. На разрешение экранов. Чуть ли не 2500+ x 1500+. На экранчике с диагональю 10-11 дюймов.

Я всё понимаю, конечно, и особенно хорошо понимаю, что высокое разрешение экрана - это "крысиво". Но. Есть ведь ещё и системность, и сугубо инженерные критерии, и, наконец, здравый смысл.

Системность. Вот скажите сами себе - какие вы знаете реально полезные приложения для мобильных цацек, которые бы требовали сверхвысокого экранного разрешения? Я вот затрудняюсь ответить на этот вопрос.

Игры? Хм. А зачем? Не наблюдал я в требованиях игр сверхвысокого экранного разрешения. Да и хоть далёк от специфики игрового программирования, понимаю, что экранное разрешение связано с размерами текстур, например, а они уже определяют размер дистрибутива игры, а медиатерминал - устройство далеко с не гигантскими объёмами встроенной памяти и с лимитированной пропускной способностью каналов связи, в том числе даже и проводных (всё-таки USB хоть 3.0 - это не сверхширокополосный канал). Упс. Где же логика? Раздуваем разрешение экрана - увеличиваем размеры дистрибутива, увеличиваем требования к полосе пропускания каналов связи, к накопителю, да ко всему. Слышал я, что уже есть рекордная игрушка для Android-смартфонов и таблетов, 18 гигабайтов дистрибутив, но вот почему-то сомневаюсь в её дикой популярности (больше того, думаю, что если бы не курьёзный размер дистрибутива, я бы об этой игрушке вообще никогда не узнал).

Программы-читалки? Да, здесь, как говорится, много экранного разрешения не бывает. Но. Но есть одно такое нехорошее "но". Беллетристика (основное что читается с планшетов и всяких прочих ибуков) - для неё куда важнее качественная реализация сглаживания шрифтов, хороший алгоритм выравнивания слов в предложениях, не режущий глаз алгоритм переносов и прочие сугубо "электронно-книжные" нюансы, чем экранное разрешение. Это я как очень опытный читатель электронных книг говорю. Потому что чтение беллетристики - процесс больше эмоциональный, и никто в здравом уме не наслаждается при нём разрешением экрана. Достаточно оно для пристойного чтения - и достаточно.

Чтение технической литературы и документации? О, да. Здесь много пикселей не бывает точно. Но. Опять же важное "но". Это специфический процесс чтения. Обычно сопутствующий прочим видам активности. И обычно имеющий учебный характер. Учит человек что-то - будь то Matlab, C#, Java, аэродинамику, физику etc, - и, естественно, пользуется параллельно с чтением специфическими программными инструментами. Иначе это получится изучение езды на велосипеде по книге "для чайников". А вот медиатерминал как раз удобной возможности доступа к таким инструментам не даёт. И не даст (позже скажу почему так думаю). Разве что полноценная рабочая станция в планшетном исполнении даст (но тут уже другой вопрос напрашивается - а зачем она такая полноценная вообще в неспециализированных областях?). Совершенно специфическую область применения - работу с сопутствующей документацией больших материальных систем (атомных электростанций, самолётов etc), - можно не принимать во внимание вообще. Да, здесь как раз достоинства сверхразрешения неоспоримы, но это очень маленький и очень специфический рынок, где задачи настолько сложны, что разрешение экрана терминала вообще дело даже не десятое. Ну и не забываем, что отображение pdf-файлов (главного формата представления технической информации) - это, по сути, интерактивный процесс растеризации. А вот у него чем выше экранное разрешение - тем бесспорно выше вычислительные затраты, и, стало быть, энергопотребление.

Традиционные виды активности с применением медиатерминалов вовсе не хочу рассматривать. Что чтение электронной почты, что брожение по интернетику, что вообще любой вид потребления контента - это всё стратегическая игра с очень противоречивыми участниками. Потребитель хочет долго и красиво :) , и желательно при разумном бюджете, производитель хочет быстро и дёшево проектировать, много производить и сытно зарабатывать на реализации, создатели этого самого контента хотят привлечь как можно больше потребителей при реальном уровне своих затрат etc. И сверхразрешение экрана - далеко не лучший фактор для всех игроков. Потому что чем оно выше - тем больше энергетические затраты на регенерацию экрана, тем выше требования к вычислительной мощности медиатерминала и к полосе пропускания каналов связи (красивый контент, особенно растровые изображения, их же надо как-то в медиатерминал закачать). В сумме это означает - снижение времени автономной работы, увеличение стоимости, снижение качества работы при неустойчивых или небыстрых каналах связи.

И при всём этом очевидном совершенно очевиден "тренд" 2012-го года - даже китайские производители, никогда не пытавшиеся покормиться в верхнем ценовом сегменте медиатерминалов (где царят Большие Зубастые Акулы, хехе), уже заявили о подготовке новых моделей с Retina дисплеями.

Я ничего другого не вижу в этой странной гонке роста по сути невостребованных технических показателей, кроме битвы на субъективном поле. За содержимое карманов потребителя. Новые устройства вызовут новый шквал сетевых откровений о smoothness и lags. Оспорить эти откровения и умерить пыл адептов будет  принципиально невозможно, как это невозможно и сейчас, как это невозможно было всегда, когда речь идёт о субъективном. И на фоне всего этого ещё унылее будет звучать проза о применении всех этих хайтековых свистулек - читаю почту и новости, иногда чатюсь, слушаю mp3 128 K :)

Вот если бы (да кабы, да) системное ПО медиатерминалов развивалось с опережением развития их аппаратных средств - был бы другой разговор. Давайте вспомним - неудачей знаменитой ОС NeXT Step было что? Существенное опережение возможностей "железа". Потому железо приходилось брать самое-самое по тем временам, что сильно завышало стоимость машин NeXT. Но это на кратковременном участке. А в итоге? NeXT Step оказалась очень хорошей системой, и продолжает весьма бодро жить под названием MacOS X. С тем же языком общесистемного программирования, совершенно не прижившимся за пределами платформы (ну кому из не-Apple мира может прийти в голову программировать на Objective C?).

К сожалению, с медиатерминалами картина немного другая.

Android - хорошая система с хорошей идеей. Тут сомнения могут быть только у всяких экзальтированных личностей. И Android эволюционирует, причём быстро. К сожалению, при хорошем потенциале архитектуры системы, направление эволюции Android пока что ведет систему больше в сторону от несовершенства, заложенного начальными ошибками проектирования, чем в сторону совершенства, особенно с учётом динамики развития аппаратных средств.

По моему скромному мнению сверхвысокое разрешение медиатерминалов требует как минимум совершенно нового уровня поддержки мультизадачности и совершенно нового подхода к формированию пользовательского интерфейса. В противном случае шикарный экран превратится просто в средство увеличения стоимости изделия и wow-фактор для более эффективного сбыта этого самого изделия с помощью неоспоримых восторженных субъективных оценок. Без малейшей реальной пользы для потребителя.

Зато, если бы (да кабы) виртуальный десктоп медиатерминалов был бы ближе к виртуальному десктопу рабочих станций, и позволял располагать на нём не только виджеты и тайлы (tiles, ну какие иконки при таких экранных разрешениях, ну я вас умоляю, закончилось время иконок на тактильных экранах), а и окна приложений, причём неперекрывающиеся (а зачем перекрывающиеся?), но с очень быстрым переходом к режиму "одно приложение на весь экран" и таким же мгновенным возвратом к исходной композиции окон, был бы совсем другой разговор. Совсем. Потому что в таком случае таблет стал бы чем-то совсем новым. Особенно при таких разрешениях экрана. И браузер для такого таблета нужен немного другой - без всяких табов (а зачем?), и каждый виртуальный экран превратился бы в страницу совсем новой как бы электронной книги, содержание которой пользователь определяет сам. И тут уже прекрасно вписываются удалённые клиенты для приложений с разных платформ, и что угодно вообще, и все потенциально довольны - и те, кому достаточно просто потреблять контент, и те, кто предпочитает активную работу. И экранное разрешение было бы использовано по уму. И вот в таком случае на виртуальном экране располагайте окна pdf-ридера и RDP-клиента, подключенного к рабочей станции с Visual Studio, а также виджет поиска и чата, и вот вам одна страница вашей персональной учебной книги, где можно учить C#, например. Эх, если бы, да кабы...

Увы. В двух основных системах для медиатерминалов такого добиться непросто. Потому что нужны совершенно иные системные механизмы - от менеджеров окон до совершенно специфических контроллеров энергопотребления. Ведь изначально что iOS, что Android, задумывались как системы "один экран - одно приложение - одно окно".

Иными словами - я всё время говорю о весьма специфической портативной рабочей станции-терминале (а чем таблет 2012-го года с четырехядерным ARM и разрешением экрана 2500 x 1500 не рабочая станция?), которая может играть роль медиатерминала. При нежелании пользователя работать с ней как с рабочей станцией.

Мне же индустрия предлагает медиатерминал с ценой рабочей станции (посчитайте какую машину сегодня можно получить за цену "модного" таблета), который ни под каким соусом не может быть рабочей станцией только потому, что на уровне системного ПО ею не задумывался. Так мало что предлагает, а ещё и нагружает мозги вопросами smoothness и lags интерфейсика. Как будто от этой гладкости и отсутствия рывков я должен стать счастлив, читая электронную почту устройством, стоимость которого выше, чем у четырёхядерного монстра с 16 GB ОЗУ.

И этот когнитивный диссонанс :) не добавляет мне оптимизма. И раз он не добавляет оптимизма мне, то и ещё кому-то. И со временем скепсис будет расползаться и расползаться. И как бы не вышла, как говорят в этих ваших интернетах, пичалька. Как бы не повторили медиатерминалы судьбу карманных ПК. Тем более, что враг у них всё тот же прежний - "лапти"-смартфоны, диагональ экрана у которых уже подбирается к пяти дюймам. И уж что-что, а традиционные для потребителей контента задачи с помощью этих "лаптей" можно решать весьма просто и эффективно. К тому же они хоть и "лапти", но всё ещё помещаются в большой карман. И с их помощью можно звонить.

Короче говоря, если уж глумиться, то таблет с суперэкраном со  сверхразрешением мне напоминает комнату Эллочки Людоедки (которая была обставлена существом с воображением дятла) с одной полностью стеклянной стеной. И убого, и холодно, зато - дорого, потому что похоже на пентхаус :)

Ну а теперь о вещах более приземлённых. Или о пользе, как обычно.

Продолжая тему мгновенно понравившегося мне сервиса cctome.com. Буквально два слова об использовании его в сочетании с Gmail. Если в Gmail зайти в меню Labs (шестерёнка в правом верхнем углу окна сервиса, даже не знаю как оно называется по-русски, потому что не пользуюсь локализованными интерфейсами программ) и там включить "Create a Document", то можно сохранённые отобранные "кусочки интернета" сохранять в сервисе документов Google. А оттуда уже их можно экспортировать в pdf, если нужно. Можно там делать тематические компиляции разных фрагментов. И т.д.

Ну и, конечно, можно синхронизировать документы Google с локальными файлами форматов Office. Причём делать это кросс-платформенной чудесной утилитой "кибер-утей" (Cyberduck).

Вот ещё полезное - человек проделал титанический труд и собрал чуть ли не все моноширинные шрифты со сравнением их для нужд кодировщиков. Прекрасный ресурс, выбирайте что вам больше нравится.

Ну и напоследок немного забавного.

Во-первых, совершенно замечательная и поучительная история получения прав суперпользователя в Kindle Touch пятой модели. В качестве "троянского коня" в этом реверс-инжиниринговом фокусе используется... mp3-файл с тэгом, содержащим код команды, которая мало что будет выполнена, так ещё и с правами суперпользователя. Здравствуй, новый прекрасный мир слепленных на коленках agile-цацек с JavaScript с правами суперпользователя и всяческими прочими безобразиями.

Ну и, во-вторых, чудесный источник "жизненной математики", откуда я утянул использованный в начале этой записи транспарантик. Очень милый сайт, с очень хорошим юмором.

Откланиваюсь.

 

+1820
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Во многом вы правы, но все же оправдания "это красиво" вполне достаточно для использования ретина дисплеев. Конечно игрушки с такими разрешениями поставят на колени любой графический чип, но их вполне можно запускать в меньшем разрешении и просто растягивать на весь экран, это будет практически незаметно.
Не все что происходит вокруг планшетов плохо. Зачем там 4 ядра наверное еще долго никто внятно ответить не сможет, но вот от результат увеличения разрешения как говорится на лицо (ну кто захочет поменять 4й айфон на третий?). И после знакомста с ретина дисплеями я пожалел только о том что такой скачек разрешения невозможен в мире десктопов.

ну, растягивать картинку - это уже за пределами не инженерии, а вообще добра и зла, я считаю.

а десктопы обижены, но тут как раз всё просто - чем больше площадь матрицы, тем выше стоимость её производства. а в условиях кризиса производить 20+ дюймов мониторы с астрономической ценой никто не будет.
потому что не совсем ясно кто их будет покупать.
если IPS-матричные уже как бы верхний уровень, далёкий от массовой востребованности.

Ну причины ситуации с десктопами мне понятны.
А интерполяция картинки не такое уж и зло, этим и так занимается весь мир запуская консольные 720р игры на Full HD панелях. Понятно что каких нибудь птичек можно и так запустить, но запускать тяжелые игры в разрешении вроде 2048х1536 будет проблематично.


"Тру" маркетинг - кормилец, моде он
Одобрение релиза без очередной центровой вау-фичи плохо как для "реального"* бизнеса, так и психодинамики команды дизайнеров. *) реальный бизнес - тот, в котором понимают преимущества заработать ард в этом квартале, а не через пять лет.

Потому то, что мы наблюдаем в протребизме (и что описано в блоге) как цепь вау-багов, является вполне жизненной реализацией стабильной эволюционной стратегии фичеризации достаточно продвинутой общественной формации, резвящейся на хорошем материальном базисе. Кг, большевики не только недооценивали роль личности в разработке материального базиса, но и роль надстройки, которая только и доставляет бытие, данное нам в ощущениях. И вот она если есть что поесть, по плохой аналогии, суть наше следующее в пирамидальном сознании все (контекст): окружение того самого ПО, как раз и определяющее свойства жизни выше гигиенического минимума. И именно в этих стратах сознания находится высунувшийся из дупла на 3/4 покупатель железячки форм-фактора 9.50"x7.31"x0.34".
Влияние этого самого ПО - "субъективизма", и суперметода его ПРа (в плохом смысле), для локальной максимизации прибыли хорошо осмыслено в блоге выше. Казалось бы: свойства бытия должны определять, никаких эмоций. Но вот выводы об общих путях развития для дальнейшего столбового зачина сделаны неверные.
Маркетинг моде офф

Итого:
Крысы, в натуре == Хомячки - PR; // да. Хочешь продавать железным крысам - оцени емкость сегмента. Шо, отож?

замечание Хомского:
Хомяк !== Крыса + PR (1)

следствие: экзистенциальная, блин, матмодель. Легко заметить, что при взятии внутренности множества, получаем разом:
Меритократия = (Знания/Все остальное) + Утопические идеи)) (6)

Любая технологичная компания а за ней и отрасль, становится заложником роста. Спекулянты акциями требуют роста котировок, значит, должны расти продажи, значит, должен расти уровень устройств, значит.... разрешение экрана.

А маркетингу приходится выдумывать потребности, под которые якобы нужен этот мегаэкран с мегапикселями. И эти потребности навязывать неокрепшим умам.

Замкнутый круг. 80% присущих "цацкам" фишек не просто не нужны, о них массовый потребитель и знает-то не всегда.

http://twitter.com/IMykhalitsyn

Насчет разрешения есть проц. средний в линейке этого года от интела, 8гб озу, видюха бывший топ 3-х летней давности.
И в соременных играх типа Скайрим в разрешении 1650х1080 можно играть на средних настройких. Так разрешение 2500+ x 1500+ - такое разрешение 4 ядра ублюдочного арма и такого же видео акселератора при сапоставимом с десктопом качестве картинки явно не хватит. Так что автор заметки прав совершенно - автономности не будет никакой, стоимость опять огромная, да еще и ублюдочное управление. Вообщем не понимаю я их.

>> Мне же индустрия предлагает медиатерминал с ценой рабочей станции

да вроде нет — http://www.focalprice.com/tablet-pc/ca-005009002.html

> Учит человек что-то - будь то Matlab, C#, Java, аэродинамику, физику etc, - и, естественно, пользуется параллельно с чтением специфическими программными инструментами.

Совершенно необязательно. То есть я охотно верю, что таковы привычки автора, но не обязательно так у всех. Лично я учил ЯП совершенно иначе – сначала долго читаем, потом ещё дольше думаем, и только потом идём писать код. А не строчим быстренько говнокод по мотивам свежепрочитанной главы.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT