`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Стив Джобс как художник

+35
голосов

На днях в «Нью-Йоркер» была опубликована статья Джошуа Ротмена, дающая несколько нестандартный взгляд на личность Джобса и его роль в IT-индустрии.

В некотором сокращении, но стараясь сохранить авторский стиль, мы предлагаем эту статью нашим читателям.

Что он Гекубе, что она ему

Стив Джобс как художник

Стив Джобс: «Надеюсь, вы не думаете, что все это − просто маркетинг?»

Прекрасная обзорная статья о Джобсе также размещена в англоязычной Википедии. Мы не цитируем и не переводим ее здесь, но настоятельно рекомендуем для прочтения не только фанатам-«яблочникам», но и всем тем, кто так или иначе относит себя к миру информационных технологий.

Стив Джобс, как и целый ряд его сотрудников, был художником. Он безжалостно выплеснул в мир свою индивидуальность − так делают художники, которые не щадят себя. Он заботился о продуктах компании именно так, как художники заботятся о своих картинах.

Можно найти много «аргументов и фактов» по этому поводу в фильме 2015 г. «Стив Джобс» (думается, что многим будет небезынтересно посмотреть его), но один из эпизодов особенно показателен.

Jobs и Woz (Стив Возняк, соучредитель Apple) сидят в гараже и спорят по поводу дизайна Apple II. Джобс считает, что компьютер должен быть «запечатанным и непонятным» (sealed) и должно быть невозможным для пользователя как-то изменить его. Со своей стороны, «Воз» считает, что компьютер должен быть открытым и расширяемым, − так, чтобы люди могли модифицировать его по собственному усмотрению.

Джобс в фильме говорит, что компьютер должен быть прекрасным, как произведение искусства. Воз говорит, что это смешно. Джобс говорит Возу − «Каждый раз, когда мне говорят, что компьютер − это, мол, не живопись, я хочу сказать − да пошли вы! Мы обращаемся к будущему и смотрим больше, чем на десятилетие вперед. Поэтому то, что мы делаем, должно быть прекрасно».

Возможно, этот диалог вымышленный, хотя достоверно известно, что Джобс и Воз действительно долго спорили о слотах расширения в Apple II. Однако, все же один из самых захватывающих вопросов, касающихся личности Джобса − до какой степени в действительности он был художником?

Стив Джобс как художник

Справедливости ради надо сказать, что Apple II в конечном варианте все же расширялся − хотя и не слишком охотно.

Apple разработала и продавала действительно красивые компьютеры и устройства, а рекламу им создавали такие истинные и большие художники, как Пабло Пикассо, Альфред Хичкок, Ансель Адамс и Майлз Дэвис.

Стив Джобс как художник

«Та самая» реклама, которую создал своей кистью Пабло Пикассо для Apple с девизом «Think Different» − явно в пику IBM с ее «Think!»

«Искусство» − довольно неопределенный термин. Мы, как правило, предполагаем, что художники − это замкнутые, погруженные в себя люди, создающие свое собственное искусство вручную и на свой собственный, особый манер. Но многие художники работают и более экспансивными, свободными способами.

Если, например, большая скульптура, которую строит целая команда, может быть произведением искусства, то вполне можно допустить, что и выпускаемые серийно компьютеры могут также быть художественными работами.

Но все же есть глубокие различия между компьютерами и скульптурами. Самое очевидное из них − то, что скульптуры предназначены исключительно для того, чтобы их рассматривали, обсуждали и наслаждались ими, Компьютеры предназначены для того, чтобы ими пользовались.

Компьютеры −  инструменты, и, как таковые, они должны как бы раствориться, исчезнуть в результатах творчества. Как предполагается, вы забываете о них, и концентрируетесь на своей собственной работе. С этой точки зрения компьютеры − продукты конструирования, а не искусства. Хорошо разработанный компьютер должен прежде всего облегчать работу и высвобождать творческий потенциал человека. Это выражено в известной фразе Джобса: «компьютер − это велосипед для ума».

Другими словами, компьютер вроде бы не может и не должен быть сам по себе произведением искусства, − потому что он не несет какого-либо послания миру. В этом смысле компьютер должен больше походить на музыкальный инструмент, чем на музыкальную пьесу.

Безусловно, это − разумный и рациональный способ думать о компьютерах. И все же Джобс никогда не верил в это. С одной стороны, он хотел, чтобы его устройства уступили дорогу творчеству людей, которые используют их. Но он также считал, что существует особый вид технологической красоты, уникально осуществимой в среде компьютеров, которые сами по себе находились на грани (и иногда достигали) статуса искусства.

Конечно, он стремился к артистическому успеху. В 1984 г. он настоял на том, чтобы подписи основных инженеров Mac были выгравированы изнутри корпуса машины. В 1988 г. на премьере NeXT Cube в Сан-Франциско Джобс держал в руках одну из его монтажных плат. Он сказал: «Это − самая красивая печатная плата, которую я когда-либо видел в своей жизни». Аудитория рукоплескала.

Стив Джобс как художник

NEXT Cube UNIX Workstation Presentation1988. По тем временам очень круто − мотороловский процессор 68030 (25 МГц), 16 МВ ОЗУ и магнитооптический SCSI диск на 250 МВ. Правда, за все это нужно было заплатить 6,5 тыс. долл.

Он любил «конструирование», но всегда был предрасположен к чему-то более значительному и эмоциональному. Он хотел создавать продукты, которые воплощали бы своего рода красоту, к которой он был чувствительнее других людей. Через продукты он сообщал миру свое понимание прекрасного. Он восхищался лицевой панелью оригинального Mac и был буквально одержим оптическим совершенством прямых углов NeXT Cube.

Часто художники-интеграторы во многих формах искусства как бы сплавляют вместе различные элементы своего произведения (мелодию и ритм, форму и цвет), чтобы создать нечто большее, чем простую сумму частей. Джобс полагал, что подобный подход применим и к компьютерам.

Когда он начал делать их в 70-х, компьютеры выглядели (и, сути, были) просто кучей невзрачных деталей. Энтузиасты обычно просто покупали комплект и документацию, а затем собирали все сами. Это сводило Джобса с ума. Он считал, что компьютеры могут быть реализованы как новый вид искусства, чтобы сделать прекрасное целое.

Джобс хотел, чтобы каждое его технологическое устройство было «волшебным», как он иногда выражался. Оно должно было воплощать некую артистическую энергию, становясь не только инструментом, но и источником вдохновения для пользователя (или, если хотите, «того, кто на нем играет»).

Для любого художника это − сложная задача. Но проблемы «прекрасной технологической интеграции» еще сложнее. Понятия «аппаратные средства» и «программное обеспечение» не отражают эту концепцию.

В отличие от традиционного художника, «компьютерный художник» должен также смотреть в будущее, предвидя, какая именно из многих различных технологий (созревающих каждая сама по себе), должна появиться в определенное время.

По сути, компьютерный художник работает в обстановке, враждебной к эстетическим проблемам. Кажется сумасшедшим предположение, что результатом этого процесса может стать некий артистический продукт. И все же Джобс часто действовал так, как будто это именно так. Он заботился о своих продуктах точно так же, как большие художники заботятся о своих картинах.

Неужели все это − просто маркетинг? Разве, когда Джобс назвал монтажную плату «красивой», он просто использовал культ красоты, чтобы продать больше компьютеров? Лично я сомневаюсь в этом. Я думаю, что он был искренним. Что касается того, был ли он прав, мы можем решить сами − у многих из нас есть его самое красивое изделие, − iPhone.

Джобс очаровывает не только потому, что он был одновременно и блестящим создателем, и расчетливым продавцом, − но и потому, что он прилагал колоссальные усилия для создания искусства из технологии в массовом масштабе. Это − процесс, который сложен не только эстетически, но и нравственно.

Поэтому его будут долго помнить не только как технологического провидца и одаренного бизнесмена, но и как художника.

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Стив Джобс несомненно был Художником, потому что творил красоту.

Красоту творил Джонни Айв, со своим коллективом, который хомячки не увидят. да и сейчас творит на более высоком посту.

не говоря уже о том, что технологические решения, которые разруливаются в процессе подготовки массового производства.

А потом, через 15 лет, приходит команда из Микрософта и заваливает все плюшки.

Но опять же, отдаем должное "команде" эппла, которая раньше начала и дала остальным данные для анализа... в результате которого и родились недавно анонсированные продукты от МС.

Щито? Совсем уже с этим Джобсом все рехнулись.
Талантливым торгашом, который умел подобрать команду для создания красивых вещей и втюхать эти вещи потребителям.

Какие проблемы то с Джобсом? Это был чувак, который реализовал сам себя. А уж как он это делал, оставим другим исследователям.

Но блин, даже 5 лет спустя у нас тут Джобсиана, серия N+1

Спасибо, дорогой Ридер, за ваш отклик.

Хотел бы только отметить (если Вы не заметили), что, по сути, речь шла не столько о Джобсе, сколько об отношению к ИТ как к искусству.

Примите и прочь. (с)

С уважением

Александр Черников

P.S.

С большим удовлетворением увижу Вас в числе авторов блога, где Вы сможете проявить весь свой талант. И увидеть отклики на Ваше творение.

Спасибо.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT