`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

Социальные сети как средство доведения до цугундера

+55
голосов

Циберпат (сyberpath) -- термин для обозначения базирующегося в соцсетях психо-/социопата. Зачастую соцсети сильнейшим образом катализируют разрушительность его душевных аномалий для окружающих.

Популярным это словечко не назовешь: Google находит только одну страницу с его упоминанием (а именно -- эту), что, однако, не следует считать свидетельством неактуальности циберпатических проблем в славянском секторе Сети. Проблемы есть, но славяне относятся к ним апатично. Каждый надеется на авось. Авось они его минуют.

Вот вам в моем вольном переводе циберпатологическая история, активно муссировавшаяся в англоязычных новостных изданиях с год тому (напр., здесь и здесь). Накал страстей в ней поистине шекспировский (живи Шекспир в наши дни, -- наверняка вместо Вероны и Крита местами развертывания самых душераздирающих его драм стали бы FaceBook и Second Life).

Сенсация! Дама, потратившая 10 тыс. долл. на реальные подарки виртуальному любовнику, подает в суд в надежде компенсировать моральный и денежный ущерб (а заодно -- создать полезный своим сестрам по несчастью судебный прецедент).

  Пола Бонхомме считает себя жертвой надругательства над чувствами (не могу подыскать более удачного перевода понятию "emotional rape") со стороны воображаемого пожарника по имени Джесси Джубили Джеймс, который месяцами засыпал ее имейлами и смсками романтического свойства.

  Их виртуальный роман начался в 2005 г. на электронном форуме любителей сериала "Deadwood".

  Взаимный обмен письмами и подарками привел Полу к решению разорвать брак для воссоединения с возлюбленным. Но 2006 год принес трагическое известие о смерти "Джеймса" от скоротечного рака печени.

  Друзьям погрузившейся в пучину депрессии Полы удалось узнать, что под виртуальной личиной "Джеймса" скрывалась Жанна Джеймс, -- преклонных лет и весьма тучного сложения дама из Чикаго.

  Поданный Полой иск многократно пересматривался, переклассифицировался, отклонялся и вновь принимался под давлением истицы, решительно отказывающейся считать себя жертвой более или менее невинного розыгрыша.

  С тех пор, как роман разгорелся, пара созванивалась почти каждый день (Жанна использовала устройство, превращавшее ее голос в мужской).

  Несмотря на отсутствие личных контактов с возлюбленным, Пола разорвала свой брак и приготовилась переехать из Лос-Анджелеса в Колорадо, где, как она считала, тот обитал.

  Жанна, томящаяся скукой в пригородной тиши, создала целую сеть связанных с "Джеймсом" виртуальных персонажей. Среди них -- "Пабло Кентаво" (аргентинский друг "Джеймса"), "Криста" (ревнивая бывшая жена), "Кэки" (приятель-фермер), "Алиса" (сестра) и "Рис" (малолетний сын).

  "Джеймс" отрекомендовался Поле как фермер, занимающийся разведением лам. "Джеймс" обожает литературу и вязание, состоит в пожарной дружине, страдает биполярным аффективным расстройством психики (но хорошо его осознает и потому может контролировать) и воспитывает шестилетнего сына, чей рисунок, изображающий русалку, однажды был послан Поле в подарок.

  Среди других полученных Полой даров достойны упоминания резиновый утенок, некогда будто бы украшавший шляпу бравого пожарника; прядь мужских волос; сплюснутая монета в 25 центов, будто бы подложенная "Джеймсом" под поезд в мальчишеские годы и с тех пор бережно хранимая в память о них; разделочный нож, оплавленный в пламени пожара, который "Джеймсу" будто бы удалось затушить.

  Пола тоже отослала "Джеймсу" (и его семье) множество подарков (iPad, собаку, вино, DVD-диски и т.д., общей стоимостью ~$10k).

  Личную встречу "Джеймс" и Пола планировали неоднократно, и всякий раз их планы срывались из-за различных непредвиденных обстоятельств. Однажды "Джеймс" даже купил авиабилет, который потом пришлось сдавать (из-за сенсационного обнаружения в Пакистане давно пропавшего без вести отца).

  Незадолго до трагической развязки Джеймс сочинил в честь влюбчивой Полы поэму.

  В 2006 году Поле сообщили, что ее обожаемый "Джеймс" скоропостижно скончался, перед смертью попросив избавить близких от зрелища своей агонии. Прощальное письмо, написанное на гостиничном бланке, гласило: "Не выношу кладбищенского духа. Каждый человек -- храм Господень. Да будет он святилищем всякому, кто захочет почтить мою память. Не хочу уходить. Не хочу умирать. Особенно теперь, когда мне выпало счастье обрести свою "половинку" и когда я буквально в одном шаге от воссоединения. Вполне сознавая эгоистичность своего желания (которое одна лишь ты сможешь понять и простить), я хочу умереть один, вдали ото всех".

  Вскоре пришедший имейл от малолетнего Риса: "Мой папочка взаправду умер. Я плачу каждый день, и ты тоже плачь. Одиноко нам без моего папочки и твоей собаки".

  После смерти "пожарника" Жанна продолжила активно общаться с безутешной Полой от имени "общих друзей". Более того, представившись его приятельницей, она однажды встретилась с нею лично (чтобы совершить элегическое путешествие в Нью-Мексико и проведать любимые Джеймсом места).

  Друзьям Полы удалось раскрыть жестокий розыгрыш. Нагрянув к Жанне, они обвинили ее в "пропускании Полы через эмоциональную мясорубку" и предложили ей произнести перед камерой покаянную речь. Сделать это она решительно отказалась, объявив, что ее извинения "были бы неверно поняты".

  В последнем она, судя по всему, просчиталась: снедаемая огнем яростного негодования, Пола объявила Жанне и ее креатурам форменный крестовый поход. Она дала себе труд изучить массу текстов и фотографий, с большей или меньшей вероятностью опубликованных Жанной от имени джеймсоподобных персонажей. Она нашла нескольких товарок по несчастью, чьи виртуальные романы протекали по сходному сценарию. В результате Пола постигла психологию своей мучительницы не хуже, чем та в свое время постигла ее собственную.

  Письмо, отправленное одному из друзей Полы Жанной вскоре после раскрытия ее инкогнито, оканчивается так:
"...мне ведь ничего от нее не нужно было. Я лишь хотела помочь.
Искренне Ваша,
Жанна (пребывающая в мире с тем, кем и чем она является)"
.

  По-видимому, Жанна является любительницей дешевых мыльных опер. Он обожает их до такой степени, что ни просмотром, ни сочинительством удовлетвориться не может. Она желает их переживать, перевоплощаясь в вымышленных героев и действуя от их имени. Впрочем, герои эти перестают быть вполне вымышленными, коль скоро им удается достучаться до сердца своей жертвы и вызвать у нее искренние живые чувства (чувства Полы для душевных фибров "Джеймса" -- что теплая кровь девственницы для вампира).

  Гнусности своего поведения Жанна, скорее всего, не осознает. Скорее наоборот, она мнит себя избавительницей своих партнеров от тягот обывательского прозябания. Ведь в чем они, собственно говоря, могут ее обвинить? В приверженности к трагедиям со смертельным исходом? Но разве трагедия -- не почтеннейший из жанров, и разве причастность к высокой трагедии -- не высокая привилегия? Обвинения же в смертельности исхода можно переложить на мать-природу, всех нас обрекшую на смерть.

  Личная жизнь Жанны (и многих других циберпатов, выведению коих на чистую воду посвящен сайт http://cyberpaths.org) протекает в ритме циклов, каждый из которых увенчивается надругательством над чувствами очередной жертвы. Периодичность циклов оставляет полтора-два года, а общая численность жертв оценивается Полой парой десятков (богатые возможности, предоставляемые соцсетями для эмоционального вампиризма временами провоцировали Жанну измывательство над несколькими жертвами зараз).

  Пола: "Конечно, со стороны я выгляжу в этой истории полной дурой, но попробуйте-ка влезть в мою шкуру, попробуйте-ка представить себя жертвой циничного кукловода, паразитирующего на лучших ваших чувствах, накидывающего на вас петлю за петлей и, в конце концов, совершенно опутывающего вас паутиной лжи".

  Адвокат Жанны: "Судебные представления о ложности и истинности утверждений неприменимы к художественным вымыслам, ибо таковые не призваны отражать реальность".

  В марте прошлого года эта цитата стала, собственно говоря, вердиктом многолетнего разбирательства, в результате которого Жанна была отпущена с миром и в настоящее время, по всей вероятности, продолжает свою людоедскую потеху.

У нас разбирательству "Полина против Яны", скорее всего, не суждено было бы даже и начаться. А например, в Японии, где судебная система производит впечатление повышенной чуткости к униженным и оскорбленным, Жанну бы, того и гляди, упекли бы за решетку.

В Америке же этот случай обозначил границу между подсудными и неподсудными соцсетевыми надругательствами: шаг вперед, и злодей-циберпат попадает на скамью подсудимых (как в этих обсуждавшихся в КО тошнотворных случаях); шаг назад -- и руки его развязаны для черных дел.

С год тому по фейсбуку прокатилась вирусная волна фотографий мертвой индуски (осторожно, труп) со следующим сопроводительным текстом (в моем вольном переводе): "Прекрасная юная Сумшита происходила из благородного браминского семейства. Однажды Ее фб-фоточки, попали в руки злому фб-насмешнику. Заведя фальшивую учетную запись от имени несуществующей проститутки, он организовал фотоальбом и разослал ссылки по всему городу. Не снеся позора, девушка убилась. Люди, будьте бдительны, не дайте фб себя погубить!"

На поверку оказалось, что звали девушку не Сумшита, а Рашми, и что самоубилась она не из-за фейсбука, а от страха перед контрольной по физике (но это, конечно, ни о чем не говорит, потому результаты еще более тщательного расследования могли бы показать, что это была все-таки Сумшита).

Все это приводит нас к следующему вопросу.

Что делать?

Лучше всего, я лично считаю, было бы взять пример с Министерства образования США, организовавшего в 1945-1970-х гг. обязательную демонстрацию школьникам так называемых психогигиенических фильмов (обширный их запас оцифрован и сохранен для истории на archive.org и YouTube). Об этих полезнейших (но, увы, несовместимых с нынешней генеральной идеологической линией) фильмах ныне помнят лишь свихнувшиеся киноманьяки да склонные к пассеизму американцы старшего поколения (в последнем отношении психогигиенические фильмы подобны советскому киножурналу "Хочу все знать!").

Психогигиенические фильмы учили такому знанию, без которого от всех прочих знаний человеку мало пользы, -- а именно, искусству быть счастливыми и избегать превратностей.

Закадровый текст типичного фильма мог быть примерно таким: "Познакомьтесь с 15-летней Энни. Недавно она порвала со своим парнем. Энни тяжело переживает разрыв. Она стала меньше двигаться и больше есть сладкого. В результате она растолстела и покрылась угрями. К счастью, у Энни есть старшая сестра Бетти, которая всегда готова и советом и собственным примером наставить ее на пусть истинный. Бетти всегда хорошо ухожена и никогда не пропускает мероприятий, на которых можно завести новые знакомства. Бетти не пренебрегает косметикой, но и не злоупотребляет ею [... ... ...]".

В наши времена политкорректности и индивидуализма столь наивная пропаганда конформизма выглядит одиозной до смехотворности и безусловно неприемлемой (однако, история развивается по спирали, и, возможно, мы доживем до часа, в который депрессивность, прыщавость, ожирение и прочие особенности, подчеркивающие неповторимую индивидуальность Энни и увеличивающие ее вклад в глобальное социокультурное и личностное разнообразие, снова можно будет открыто объявить нуждающимися в исправлении недостатками).

Полнометражную псевдодокументальную "Жизнь 2.0" (снятую четыре года назад и на днях ставшую доступной в русском переводе) можно считать психогигиеническим фильмом, адаптированным к современным идеологическим требованиям (в угоду которым из него были изъяты позитивные персонажи, -- т.е., при наличии многих Энни в нем нет ни одной Бетти). Фильм посвящен обитателям виртуального мира Second Life и его, пожалуй, можно рекомендовать вступающей в виртуальную жизнь молодежи (разве что небольшую эротическую сцену купировать). Равно как и "Кибертеррор" (вдохновленный самым знаменитым и вопиющим из случаев полного цугундера).

Впрочем, ни в одном из этих фильмов нет и намека на рецепт счастливой и продуктивной виртуальной жизни (что неудивительно ввиду того, что мотивация их создателей сводится к стремлению любой ценой поразить воображение зрителя, и что надежнейшим средством достижения этой цели является живописание всевозможных уродств и несчастий).

Cyberpaths.org тоже не годится. Описываемые там истории годятся разве что для воспитания параноиков.

Не знаю, что делать. Может быть устроить совместными усилиями просветительский сайт на платформе КО? Статус важнейшего ИТ-ресурса страны обязывает!

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

почему cyber перевели как цибер, а не кибер? всем известно слово киборг от cyborg, не надо коверкать язык ИМХО

Говорим же мы "энЦефалопатия", хотя "автоКефальный" - от того же корня? Кто заимствует - тот и транслитерирует, я считаю:)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT