`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Социальные последствия IT‑преобразований

Статья опубликована в №5 (622) от 5 февраля

0 
 

Высказывая какие-либо предположения, очень легко незаметно для себя оказаться в роли пророка. Разговоры об ожидаемых новшествах во многом похожи на маркетинг в виде метеопрогноза: все говорят о погоде, но никто ничего не может с ней сделать. Кроме того, IT-провидцы в последнее время как-то утратили связь с самим предметом своих выступлений: уже неясно, о чем идет речь, когда обсуждаются информационные технологии. Но это не смерть IT, это – их экспансия.

Можно ли отнести к IT-проектам установку систем остронаправленной звуковой информации в пяти тысячах торговых точек Wal-Mart Mexico, предназначенных прежде всего для улучшения условий работы продавцов? Или создание композиций привлекательных ароматов в продуктовых и парфюмерных магазинах Японии?

Появились в относительно заметном количестве диалоговые витрины – чудо техники, в виде огромного динамического экрана, с которыми пользователи могут взаимодействовать, просто касаясь их. Но реальное новшество этой технологии в том, что оно позволяет прохожим делать покупки и после закрытия магазина.

Эти три примера показывают главное: несмотря на некоторые шероховатости, IT практически перестали быть объектом самостоятельного исследования и развития. Каждая из них теперь рассматривается на предмет применимости либо как товар, либо как средство для увеличения сбыта других товаров. Тем не менее требуется время для того, чтобы раскрученный маховик «чистой» IT-индустрии сбавил свои обороты. Подтверждение тому – последний «футурологический конгресс», который прошел по накатанному годами сценарию.

Сделайте умные лица

«У них есть потенциал для разрушения вашего бизнеса или даже определенных IT-сегментов», – таким устрашающим сообщением началось выступление аналитиков «10 Strategic Technologies for 2008» на очередном Gartner Symposium/ITxpo, прошедшим в октябре в Орландо. «Правда, они сначала должны найти приемных родителей с хорошим финансовым положением, чтобы в следующие три года оказать существенное влияние на корпоративный мир».

Речь, как всегда, шла о будущем традиционной топ-десятки многообещающих технологий и инициатив. Но на деле вряд ли хотя бы одну из них можно назвать очередной «большой вещью». По сути, идет доработка до уровня массового применения того, что было придумано три, пять, а то и десять лет назад.

Например, исследования в области Green IT ведутся вообще чуть ли не с первого дня возникновения самих технологий. Воздействие на окружающую среду действительно постепенно сокращается, но для конечного пользователя на его рабочем месте от этого не изменилось почти ничего, разве что, возможно, появится только что анонсированная «большая зеленая кнопка», которая подключается по USB и при нажатии на нее переводит компьютер в режим пониженного энергопотребления. Главный критерий здесь все-таки стоимость вычислений, которая неуклонно снижается во многом за счет меньшей потребляемой мощности компьютеров и периферии.

Unified Communications. Сегодня уже 20% PBX-систем (Private Branch eXchange, ведомственная АТС) окончательно перешли на IP-телефонию, и еще 60% собираются или уже делают это. Ничего особенного, но сегмент рынка достаточно велик и, согласно Gartner Group, в ближайшие три года тот, кто не перейдет на IP, будет выглядеть весьма странно. Это первое изменение такого масштаба в области голосовых коммуникаций после начала применения цифровых мини-АТС в 70-х годах XX столетия и сотовой связи в 80-х.

Донельзя заезженная фраза из выступления касалась моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling, BPM): «высокоуровневые процесс-сервисы должны представлять собой набор должностных ролей». Сегодня некоторые из них все еще локальны, а другие уже реализованы в SOA. Нужно их сгруппировать и BPM станет одним из расширений архитектуры, ориентированной на сервисы.

Старому как компьютерный мир Metadata Management дается еще три года на давно задуманное объединение CDI (Customer Data Integration), PI (Product Integration) и PIM (Product Information Management). Ну и славно – три аббревиатуры, наконец, будут заменены одной: EIM (Enterprise Information Management), который получит статус «стратегии работы с корпоративными данными».

Еще одна вторая версия, которых уже напридумано несметное множество: на этот раз Virtualization 2.0. Требования к виртуализации по-прежнему просты и понятны: улучшение использования IT-ресурсов и повышение гибкости инфраструктуры. Если заглянуть «под обложку», то окажется, что речь идет не более чем об автоматизации виртуальных систем и увеличение надежности их работы. Задача сама по себе сложная и интересная, но революционной идею никак не назовешь.

Mashup and Composite Apps. Удивительно, как люди любят за новыми терминами скрывать давно известные приемы. Идея «использования контента из нескольких источников для создания качественно иного сервиса» лежит на поверхности, и задача заключается только в ее реализации. Согласно Gartner Group, «Web mashups» станет доминирующей моделью (80%) для построения сложных корпоративных приложений. Вместе с тем нетрудно предвидеть, что сначала начнется интеграция всех и вся, и только спустя некоторое время ненужное отомрет само собой, и появятся действительно эффективные решения подобного типа. Нужно ли сегодня компаниям вырабатывать собственную «enterprise mashup strategy»? Пожалуй, все же лучше годик-другой подождать.

Термин SaaS уже не вызывает былого раздражения и даже не всегда расшифровывается. Слишком очевидны успехи (в том числе коммерческие) ПО, предоставляемого как сервис. Здесь цель уже иная – найти, где такая модель может быть использована с наибольшей практической выгодой. И все бы ничего, но на горизонте уже появились WOA (Web-Oriented Architecture) и веб-платформы, обеспечивающие доступ к среде типа «cloud computing», где можно найти услуги, информацию различных типов, приложения и даже бизнес-процессы. И (о, ужас!) пользователям рекомендуется перейти к новому витку технологий SaaS уже через три–пять лет.

«Вычислительная ткань» (Computing Fabric) – очередной этап эволюции серверов. Практическое применение лезвийных решений оказалось существенно скромнее, чем можно было ожидать после шумихи, поднятой вокруг них несколько лет назад. Теперь они позиционируются как переходная стадия к «истинной цели их создания» – технологии, в рамках которой они станут работать как одно целое. FBS (Fabric-Based Server) будет воспринимать свои процессоры, память, устройства ввода-вывода как единый набор ресурсов, автоматически комбинируя их в соответствии с выполняемой задачей.

Неофициальный пока термин Real World Web обозначает прикладное использование Сети – в данном местоположении, определенной области или специфическом контексте. RWW противопоставляется виртуальному миру, в котором сегодня находится веб-путешественник. Естественно, появляется режим реального времени, отсутствует среда, заранее подготовленная к потреблению или усовершенствованная по следам каких-то конкретных событий. Если соотнести это с целями коммерческих компаний, то все воспринимается пока что как фантастика: с появлением запроса, мгновенно происходит реконфигурация систем и процессов в соответствии с его индивидуальными характеристиками.

Наконец, о Social Software сухо говорится только то, что Web 2.0 «испытает значительное расширение с новыми продуктами и участниками, среди которых будут и стартапы, и крупнейшие компании». Предполагается, что технологиям социального ПО отводится все бoóльшая роль в деятельности предприятий.

По этому поводу, а равно и подытоживая перспективы, нарисованные Gartner Group, хочется спокойно заметить: поживем – увидим. Если все это будет выгодно и удобно потребителям, то несомненно найдет свое применение, а нет – просто сойдет со сцены, трансформируется или пополнится очередными новинками, конца которым (это можно предсказать и самим, без Gartner Group) в обозримом будущем не ожидается.

После спектакля

Прежде всего неплохо обратиться к опыту наших предков. Иногда в массмедиа можно прочесть кажущиеся нам забавными сообщения о том, что на такой-то фабрике все еще работает машина, выпущенная в начале XX в. Но более серьезно то, что умелые руководители разумно заменяют используемые технологии и оборудование только спустя некоторое время после их появления, когда они становятся достаточно зрелыми. Конечно, прогресс сейчас движется намного быстрее, чем сотню лет назад, когда, например, водяные колеса, приводящие в движение станки цеха, заменялись на тепловые двигатели очень неохотно и неспешно. Однако изменились и риски: новинки возникают и исчезают раньше, чем становятся ясны их преимущества и недостатки для тех или иных применений.

Люди и машины

Сегодня человечество проходит по пути развития информационных технологий тот участок, когда относительно локальные корпоративные инфраструктуры должны быть заменены на глобальную вычислительную среду с огромными центрами данных и надежными каналами доступа с высокой пропускной способностью.

Сеть победила, и преимущества вычислений по требованию становятся неоспоримы даже для самых крупных коммерческих империй. Корпоративные вычисления все больше «коммодизируются», переходят в разряд бытовых, и в конце концов исчезнут вместе с привычными нам ролевыми обязанностями CIO и подчиненных им департаментов.

Самое большое препятствие к их восприятию, как всегда, находится в умах людей. Последними, кто не принимает вычисления по требованию и ПО как сервис, оказываются наиболее солидные компании, которым нужно понять и принять тезис о том, что не обязательно управлять всем самим. Да, так было в течение чуть ли не полувека, но сейчас это любовно кирпичик к кирпичику построенное здание рушится на глазах. Все же они будут иметь еще в запасе пять, а то и десять лет для гибридных моделей, пока волна консолидации систем сбора данных и серверов не заставит их задуматься об использовании сервисов.

Отдельный и очень непростой вопрос – как теперь должна измениться индустрия ПО и соответствующий бизнес? Все крупнейшие поставщики готовятся к тому, чтобы продавать не инсталляции, а интернет-сервисы. При этом совершенно неясны их будущие доходы – сегодняшние прогнозы различаются в разы, если не на порядок. В результате каждый разработчик сейчас весьма дорожит своей базой и стремится укреплять сотрудничество с клиентами, чтобы медленно и осторожно в конце концов перевести их на сервисную модель использования ПО – но своего.

Поэтому неизбежен некий компромиссный период, когда будут строиться «глобально-локальные» сети сбора данных каждым достаточно крупным для этого поставщиком программного обеспечения. Конкуренция между ними напомнит во многом бизнес авиаперевозок: клиент может выбрать одну из многих авиакомпаний, чтобы попасть в то место, куда ему нужно; авиакомпании конкурируют между собой за пассажиров, предлагая им лучший сервис; рынок постепенно консолидируется, и в мире остается максимум десяток мощных структур, охватывающих наиболее прибыльные регионы мира и сотня-другая малых организаций, обслуживающих «медвежьи углы», малоинтересные для лидеров.

Впрочем, когда говорят о грядущих изменениях и захватывающих перспективах, обычно «забывают» упомянуть факторы, которые играют существенную сдерживающую роль для их реализации. Одним из потенциальных барьеров в данном случае являются сами возможности Интернета. До сих пор это не было проблемой и пройдет еще некоторое время, прежде чем она возникнет, если к тому моменту оптические сети, виртуализация, сетевые вычисления (grid computing), параллельная обработка и т.д. снимут ограничения и обеспечат запас по производительности в глобальном масштабе.

Машины и люди

В набирающей силу сервисной модели ничего не говорит о том, что абсолютно все ПО в мире должно быть переписано для использования сугубо таким образом. Модульность – очень важная его способность и просто отказаться от нее, по меньшей мере, неразумно. Но именно это свойство вызывало необходимость наличия IT-департаментов на предприятиях. В течение второго десятилетия нынешнего века технический аспект этих подразделений станет менее весомым. Образно говоря, они медленно испарятся. Как сказал один из аналитиков: «Я буду очень удивлен, если через 20 лет в корпорациях еще останутся IT-департаменты».

Относительно небольшая часть высвободившихся специалистов переместится в крупные независимые центры данных. Кто-то сможет наняться к разработчикам, хотя это скорее дело для молодых людей. Очень немногие станут бизнес-аналитиками. Остальным придется заняться принципиально другой деятельностью.

Соответственно, нынешним студентам имеет смысл изучать методы ведения бизнеса с помощью IT, но никак не обеспечение работы IT для нужд основного бизнеса. Им необходимо принять новую парадигму (как принцип, подход, модель, систему взглядов) отношения к деловой информации вообще. Для человека таковой более не является, например, абсолютное число продаж, их процентный рост, изменение картины по регионам и другие первичные и элементарно вычисляемые показатели.

Бизнесмен начинает оперировать стратегическими и тактическими понятиями, прекладывая всю черновую работу на IT. Более того, степень вовлечения персонала в решение важнейших вопросов повышается, захватывая уже не только совет директоров и других функционеров С-уровня, но и среднее звено сотрудников. При этом численность наименее квалифицированных работников неуклонно снижается, что приводит к сокращению коллектива компании и увеличению уровня оплаты оставшихся.

Грядущие изменения уже чувствуют IT-специалисты. Соответствующие форумы и блоги полны мрачных предсказаний и чуть ли не жалоб:

«Большие компании скупят стартапы с их технологиями и выбросят на улицу лучших людей. Уходите из тех компаний, которые провели IPO, назад в частный сектор, где вы можете делать все по своему разумению».

«Мы полностью потеряли деловую модель, которая когда-то сделала Америку великой».

«Сияние очень многих людей в IT сегодня почти полностью угасло, потому что они устали и чувствуют себя лишними».

«Желание непрерывно изучать новые технологии заменило стремление просто заработать столько, чтобы обеспечить свою семью. Очень немногие, если таковые вообще имеются, хотели бы вернуть время и опять начать с изобретений в гараже».

«Я был бы счастлив найти и любить единственную компанию, для которой мог бы работать 30 или 40 лет и затем спокойно уйти на пенсию. Но большинству фирм это не нужно. Пять лет – все, что они хотят от сотрудников».

Таким образом, стеная, уходит целое поколение романтиков-«компьютерщиков». Послушать их, так все пропало. А, по сути, все соответствует духу времени – циклы становятся короче и интенсивнее. Это проявляется во всем: сбыте, производстве, обучении, работе. Знания перестают дублироваться в головах людей. Их заменяет один Мозг, который знает все, так мы же этого сами и хотели. А большинство людей теперь востребованы постольку, поскольку их действия для достижения той или иной цели обходятся дешевле других вариантов.

Конец гаражной эпохи

В течение последних сорока лет в хайтек-индустрии, в общем, преобладало романтическое увлечение стартапами (несколько досадных щелчков по носу не в счет). Ну как же, почти все миллиардные компании основаны в гаражах. У «бизнес-зародышей» есть очаровательная аура страсти и новаций – в отличие от скучных и консервативных ветеранов рынка. Причина же кроется в том, что начинающие коллективы и крупные капиталы типично работают с двумя четко различающимися наборами приоритетов и проблем. Понимание этого делает бессмысленным спор о том, кто из них окажет большее влияние на бизнес-технологии.

Дебютанту нужно иметь идею, а затем молниеносно и эффективно «раскрутить» ее. Старожилы должны подтверждать свои успехи, пусть и не такие яркие, снова и снова.

Что смогут стартапы? Стащить у больших компаний своими идеями какой-нибудь целый рынок, первыми придумав, как разделить, например, Web video и online collaboration. Быть более мобильными, гибкими, жизнеспособными, пока корпорации в условиях экономического спада будут поджимать свои щупальца. Пристроиться к финансовым мешкам, чтобы дать шанс выжить и им, и себе. Наконец, упорным трудом и инновациями создавать новые рынки.

Что могут большие компании? Использовать опыт и ресурсы, чтобы терпеливо ждать созревания таких рынков, как WiMAX, UMPC, VoIP, провести собственную реконструкцию и получить свою долю. Согласиться на покупку какого-нибудь стартапа и заняться тяжелой работой для доведения идей до успешной бизнес-реализации. Совершенствовать технологии, делая их коммерчески более привлекательными. Двигаться на массовый потребительский рынок с продуктами и услугами, которые оказывают влияние на культуру и повседневную жизнь, например, с Tablet PC и touch-based interface.

Так кто же в большей степени будет способствовать прогрессу? Сегодня наступает время для коммодизации и консолидации, а значит, маятник качнется в сторону больших компаний. Многие из давно обещанных авансов – в телефонии, видео, совместной работе – нуждающиеся в капитале, организации, и систематизации, будут реализованы именно ими.

Информационные технологии наконец выходят на уровень распространения обычного электричества. В условиях его повсеместного применения мы как-то не думаем о том, что причина этому только одна: мы получаем энергию дешевле, чем если бы она обеспечивалась каким-либо иным путем. IT также позволяют добиваться результата, минуя множество промежуточных операций. Яркий пример тому – безвозвратная трансформация ряда бизнесов, продающих информацию, которая становится настолько дешевой, что вынуждена конкуририровать со свободно доступными продуктами, создаваемыми любителями или добровольцами.

Усилится концентрация капитала. Поговаривают и о возможности Cold War 2.0, когда существенные информационные и производственные ресурсы могут быть внезапно перенаправлены в интересах какой-либо структуры.

И уж точно мы должны пройти еще долгий путь к пониманию того, какие экономические и политические последствия вызовет использование этой новой машинерии – глобальных информационных технологий.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT