`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Smart Home – область, где происходит что-то непонятное

+66
голосов

Можно было бы название завершить фривольным смайликом, настолько всё в действительности непонятно. С одной стороны, оценки дальних прогнозов одновременно «отдаляются и увеличиваются» (и результирующая цифра будущей ёмкости рынка «умных домов» как будто ни от чего не зависит – ни от масштабов компании-прогнозиста, ни даже от специфики локальных рынков), с другой стороны – поставщики ключевых компонентов рапортуют об отгрузке 100-миллионой микросхемы контроллера ZigBee (одного из основных беспроводных стандартов в мире smart home в его текущем состоянии), с третьей стороны какие-то подававшие надежды компании разоряются и объявляют о банкротстве, с четвёртой стороны есть оценки текущего состояния рынка, и они выглядят подозрительно, и, наконец, с пятой стороны пока ничего «взрывного» и достойных масштабов не получается и у грандов индустрии.

Давайте посмотрим на факты, избегая прогнозов. Мониторингом рынка IoT и сегмента Smart Home занимается, например, компания Argus Insights (не вижу каких-то поводов, почему её результаты не заслуживают доверия). В июне этого года Argus Insights опубликовала отчёт о динамике спроса на рынке Smart Home США за период с мая 2014 года по май 2015 года. Картина получилась весьма интересная, с характерным «подскоком» до пика в августе 2014, и последующим фактически постоянным спадом скорости роста, что в итоге привело к 15% сокращению спроса:

Smart Home – область, где происходит что-то непонятное

Сентябрьская аналитика от Argus Insights бодрости картине не добавила, хотя она уже отражает изменение не чисто рыночного показателя. Графики показывают, как изменялась «удовлетворённость» пользователей систем Smart Home, причём иллюстрируют это для разных подсистем (мониторов потребления энергии, грубо говоря охранных сигнализаций, камер наблюдения, сенсоров-дверных звонков и замков, «умных» ламп, термостатов). Предельное значение по оси ординат, «1», означает «полное удовлетворение».

К сожалению, картина показывает не только, что и «половинного удовлетворения» многие подсистемы пользователям не доставляют, но и характерное «успокоение» - роста удовлетворённости не наблюдается, и начинавшиеся подъёмом кривые буквально за три месяца эксплуатации реальных систем превращаются в прямые:

Smart Home – область, где происходит что-то непонятное

Что произошло с разработчиком интеграционной платформы для Smart Home, за шесть лет сформировавшим полуторамиллионное сообщество, Quirky, понятно по первой странице сайта. Quirky – банкрот, Smart Home бизнес компании, подразделение Wink, продаётся за $15 млн. (суммарные объёмы инвестиций оцениваются на порядок больше, около $185 млн).

Идея Quirky была смелой и на первый взгляд разумной – привлечь сообщество потенциальных и реальных пользователей Smart Home для генерации идей, и овеществлять эти идеи уже силами своих разработчиков. При этом максимально использовать готовые решения разных поставщиков, концентрируясь на реализации интеграционной составляющей.

Правда, в самой основе всего этого было нечто потешное, «всего лишь» чехлы для iPod (настолько потешное, что злые инвесторы Кремниевой Долины назвали это «IPod condoms»), но они позволили совсем юному основателю Quirky заработать более чем приличные деньги для дальнейшего роста начинания.

Как бы там ни было, начавшаяся со $185 тысяч Quirky доросла до $185 миллионов, затем «сдулась» до банкротства, несмотря на оригинальность идеи, популярность (полуторамиллионное сообщество – это в любом случае для инвесторов цифра, пусть даже в реальности она почти ничего не значит), работу в «hype-нише», неоднократные оптимизации бизнеса и изменения бизнес-модели.

У Quirky были симпатичные разработки «для людей», основанные на идеях сообщества и доведенные до продуктового уровня (например, «гибкий» блок розеток Pivot Power), серьёзные люди в управлении компанией, и всё равно «не сложилось». Не буду гадать о причинах, но перегретый hype сектор специализации Quirky безусловно сыграл свою роль.

Сугубо для контрастного душа – компания GreenPeak, очень хороший fabless-производитель компонентов, на всём этом фоне отмечает «отгрузку» 100-миллионого ZigBee-контроллера. Микросхемы этого назначения де-факто используются почти только в том, что называется Smart Home (есть незначительный процент, отнимаемый всякими системами «недомашней» автоматизации, но им можно пренебречь). К сожалению, GreenPeak не сообщают тонкой картины распределения их микросхем в готовых продуктах хотя бы по их назначению, но есть обоснованное подозрение, что львиную долю этой немаленькой цифры занимают всевозможные пульты дистанционного управления крупносерийной бытовой техники (то есть, не совсем, или даже совсем не то, что принято подразумевается под Smart Home).

Ну и, наконец, затянувшаяся история штурма Smart Home рынка Google начала обретать какие-то очертания. По крайней мере, купленная за $3,2 млрд ещё в феврале прошлого года Nest наконец объявила о будущей доступности своего протокола для соединения в целое разных устройств Smart Home.

Правда, пока что о протоколе известно название (назовём его с уточняющей частью, Nest Weave, потому что это не совсем то, чем должен быть другой протокол, тоже Weave, но уже с уточнение Brillo, именно его Google обещала на конференции I/O), примерное время его появления (2016 год), а также его основанность на Wi-Fi и принципиальная «локальность», это не сквозной протокол «от конечного устройства до клауд-сервиса». Такая принципиальная «неторопливость» в таком, казалось бы, «горячем» сегменте рынка, тоже о чём-то говорит.

Итак, что же происходит? Рыночные аналитики не утверждают, что потребители утратили интерес к Smart Home, но спрос всё-таки упал на 15% по сравнению с прошлым годом. Быстрый вход в «насыщение» показателей удовлетворённости пользователей и сравнительно невысокие для лояльной аудитории оценки оптимизма не добавляют. При этом доступность Smart Home систем и компонентов для них растёт с реактивной скоростью, и то, что ещё два года назад обходилось потребителю за трёхзначные суммы, теперь укладывается в скромные двузначные.

Я постарался посмотреть массу отзывов пользователей реальных систем, и отбросить «шелуху», связанную со всякими мелкими и не очень (в том числе и совершенно смешными) сугубо техническими проблемами. Это болезни «роста», они преодолеваются, например, выполнением инсталляционных работ квалифицированным и опытным персоналом. Меня интересовали более фундаментальные причины. Их отыскать сравнительно несложно. Подозрительно многие пользователи после многословного описания своих страданий и злоключений буквально одной-двумя фразами обрисовывают то, что принято называть «value of product» (ценность продукта, отражающая желание владельца приобрести или сохранить продукт). Например, «управлять яркостью света с помощью планшета было забавно первую неделю, теперь мы этим вообще не пользуемся». Таких «спокойных откровений» в достатке в тематических обсуждениях. Они доведены уже до специфической в аудитории фанатичных «бытовых технократов» шутки – «развернул умный дом, но оставил всё традиционное, чтобы если со мной что-то случится, жена смогла хотя бы включить свет».

Похоже, проблемы Smart Home начинаются с… самого термина. Дом – это не абстракция, и не набор предметов. Это место обитания пусть маленького, но социума. Home, sweet home, дом, родной дом. А в социуме «умность» имеет общепризнанный смысл, о котором лучше всего сказал знаменитый психолог Эдвард Ли Торндайк «способность понимать мужчину и женщину, мальчиков и девочек, и поступать мудро в человеческих отношениях».

В социальной среде эта самая умность, social intelligence, не имеет никакого отношения ни к бытовому удобству, ни, тем более, к технократическим неочевидным приёмам, основанным на принципе «потому что мы теперь так можем».

Так что в самом названии Smart Home скрыто обещает то, чего принципиально дать не может (или сможет когда-нибудь, после создания по-человечески мудрого искусственного интеллекта). Нет в этой, чаще всего примитивной, неочевидно необходимой и даже часто сомнительно удобной, бытовой автоматике, ничего «умного». Вообще ничего.

И умнее будет говорить не о Smart Home, а об Automated Home и о Connected Home.

К сожалению, в части Automated Home современная ситуация тоже далека от совершенства. Действительно хорошая бытовая автоматика должна работать на основе всей информации о её пользователях – кто конкретно сейчас где, как и когда перемещается, что делает с потенциально управляемыми автоматикой устройствами. Учиться навыкам конкретных пользователей. И на основании обучения помогать им. По-моему, это совершенно очевидное соображение. Требующее в том числе точной идентификации всех обитателей дома и точной системы indoor-позиционирования.

Ребёнок, подросток, зрелый и пожилой человек отличаются радикально в своих потребностях, навыках и привычках, и кто сказал, что все они не могут жить в одном доме? Дом ведь не обязательно лофт, в котором обитает одинокий техноманьяк-хипстер.

Очень часто то, от чего надо автоматически оберегать ребёнка, должно быть автоматически облегчено пожилому человеку (например, эту задачу частично решают производители лекарств хитрыми крышками с фиксаторами, но для людей, страдающих болезнью Паркинсона эти же крышки могут стать дьявольским наказанием).

Ничего этого, в первую очередь, механизмов позиционирования и обучения на основе собранной информации о действиях обитателей дома, в сегодняшней Home Automation нет.

Обучение системы как бы есть, это всякие «сценарии», задаваемые, или, ещё хуже, программируемые, пользователем или инсталлятором системы (то есть, вообще сторонним по отношению именно к этому дому человеком или людьми).

Это очень далеко от реального удобства именно «невидимой домашней автоматики».

Connected Home – совсем другая история. Раз Automated Home является частью интимного пространства людей, необходимо самое тщательное и строгое отношение к их приватности. Слишком малы «сладости» автоматизации того, что отточено веками, чтобы платить за них деинтимизацией (хоть бы и потенциальной) своего пространства. Найдутся желающие и на такое, но их будет мало, а по мере развития технологий – ещё меньше.

А вот Connected Home есть что предложить обитателям в обмен на какую-то долю приватности. Причём не столько конкретным обитателям, сколько их сообществам. Добровольное участие в программе оптимизации энергопотребления, например, с вытекающими специальными тарифами. Коммерческое участие в smart grid. И т.д.

В общем, если картина со Smart Home не изменится, то, скорее всего, высказанные соображения более чем имеют право на жизнь. Пока же они мне кажутся более разумными, чем просто маркетинговое и неопределённое Smart Home, в котором ничего «умного» нет и быть не может.

Откланиваюсь.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Вот это сюрприз, решения для несуществующих проблем вдруг оказываются никому не нужны.

Отдельно стоит упомянуть ZigBee, с какого такого бодуна модули ZigBee стоят в розницу почти в 10 раз дороже аналогичных по функциональности WiFi.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT