`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Слово о рыночном пироге


Никогда не планировал стать штатным колумнистом... но длинные каникулы, и зимние в особенности, располагают к наблюдениям. С позволения редакции попробую время от времени высказываться о рынке в целом. Не о технологической его составляющей, а скорее о внутренних течениях: как на нас влияет индустриальная мода, как мы вписываемся в экономические модели, как выбираем своим компаниям роли, и что движет нашими заблуждениями. Взгляд на рынок изнутри в формате журнальной колонки дает приятную возможность судачить "под настроение".

Поговорим об отношениях. Например, об отношениях конкуренции. Простейший анализ отдельно взятого рынка сводится к графическому представлению долей основных игроков в виде круговой диаграммы. Такую конкуренцию легко представлять себе в виде убогого фуршетного стола с единственным пирогом, вокруг которого барражируют голодные гости со столовыми ножами наперевес. Индустрия при таком анализе видится как сложившаяся (и откуда что взялось?) совокупность ценностей (пирог), перераспределяемых компаниями индустрии (едоками).

Более глубокий подход учитывает расширенные конкурентные отношения внутри и снаружи рынка, когда кроме сравнительной оценки силы или ушлости участников, уделяют внимание поставщикам и покупателям рынка, его потенциальным новичкам, а также смежным рынкам, грозящим упадком анализируемой индустрии. На таком фуршете стол богаче (поставщики постарались), публика живее и разнообразнее (покупатель пошел избирательный), повар готовит сюрпризы (следите за новичками рынка), а барная стойка рискует отвлечь внимание гостей до конца вечера (кто пьет, тому некогда есть).

Описываемая таким способом конкурентная обстановка отражает не только действия компаний на самом рынке, но признает сильное влияние на рынок внешних факторов. Поставщики и покупатели рынка своими действиями способны повлиять на его динамику. Потенциально новые игроки могут отнять долю уже действующих компаний, а товары-заместители, удовлетворяющие сходные потребности покупателей, привести в упадок существующий сбыт.

Конкуренция на технологических рынках много выигрывает, принимая концепцию Value net - сети добавленной стоимости. В традиционном понимании конкурентной среды компании вступают в линейные, однонаправленные отношения - производят товары, используя комплектующие от поставщиков, а затем конкурируют с другими производителями за потребителя. Развернув участников рынка лицом друг к другу, можно добиться синергетического эффекта. Перемена местами поставщика с покупателем или их сотрудничество в создании дополнительных ценностей приводит к "комплементарным", или дополняющим, отношениям. Так, программное обеспечение сопутствует компьютерному оборудованию, не конкурируя с ним. Компании, действующие в рамках модели "конкуренции-кооперации" (Coopetition), поочередно примеряют на себя роли поставщика-покупателя-конкурента-комплементора, вырабатывая эффективную рыночную стратегию. Если товары или услуги твоих поставщиков повышают ценность твоего продукта, они - комплементоры. Если понижают, они - конкуренты. Участники ролевых игр Value net вступают в контакт с рыночным окружением для обоюдовыгодного сотрудничества. Одновременно эти же компании находятся в конкурентной борьбе со своим окружением за свою порцию при распределении ценности. Традиционные модели конкуренции обращали внимание на дележ, тогда как кооперация с окружением доказывает свою продуктивность через создание добавленной ценности.

Есть хороший пример. Многие годы видеопроизводство обходилось без "цифры". Предметом интереса были камеры, свет, звук... что угодно, только не цифровая среда обработки и хранения данных. Потребитель, соблазненный телевидением высокого разрешения, спецэффектами и сериалами быстрого приготовления, подписал приговор аналоговому видео- (а теперь уже и кино-) производству. Сегодня самое интересное происходит на стыке AV- и IT-индустрии, и это еще вопрос, кто тут кому поставщик. Да и какая разница, если совокупными усилиями по-своему компетентных компаний рождается продукт, невозможный при старом укладе. В такой модели конкуренция становится похожей на пикник, участники которого приносят еду, питье и одеяла, вместе готовят пищу и вместе развлекаются. Не думаю, чтобы такое интересовало крупные компании - не царское это дело на природе шашлык вертеть. А небольшие да гибкие - вполне. Творческие альянсы компаний, способных делиться компетенцией, проектами и заказчиками, быстро раздвигают пределы своих и смежных рынков. Пирогов должно хватить всем.

0 
 

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT