`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Штрихи к портрету украинского рынка мобильных телефонов

+1012
голосов

Имею возможность время от времени поглядывать в отчеты одной уважаемой аналитической компании, содержащие данные о продаже в Украине мобильных телефонов, причем это sell-out, то есть, это продажи в рознице реальным людям, конечным потребителям, а не количества, "вбитые" дистрибьюторами в канал. Картина вообще вырисовывается весьма любопытная, некоторые ее важные детали расскажу и вам.

Что касается долей рынка Украины у разных производителей, картина с начала года в динамике выглядит так:

 - Nokia - старт с ~52%, затем волнообразное движение, рост до 58% и к концу периода спад до 53-55%, с дальнейшей тенденцией вниз;
 - Samsung - старт с неплохого показателя порядка 22-23% и затем планомерное снижение до ~15%;
 - Sony Ericsson - старт с достигнутых с большой помпой 16-17% и опять-таки, динамичный спад до 7-8%;
 - LG - старт с ~8% и на протяжении всего периода устойчивый рост до почти 16%;
 - Motorola - быстрый спад с 5-7% до 2-3%, дальше стагнация на этом уровне.

Цифры местами запомнены приблизительно, а местами специально округлены в соблюдение интересов авторов исследования и моего источника. К тому же, это не сегодняшняя неделя, а скажем, N недель тому назад. Но картина, в общих чертах, такова.

Итак, на первом месте у нас Nokia, с подтверждением постулата "в кризис сильные становятся сильнее", на второе место неожиданно вырывается LG, на третье скатился Samsung, на 4-м, как в старые добрые времена, SE, завершает Топ 5 Motorola. Следующие позиции запомнил приблизительно, кажется это Fly, HTC и Apple.

Причины подобных изменений можно искать в целом комплексе факторов, в числе которых экономический кризис, логистика, маркетинговая активность, но важнейший фактор, разумеется, - продуктовая политика, так как "product is the king". Большинство изменений можно объяснить наличием/отсутствием продуктов. Тем более, что Топ 20 самых продаваемых моделей мобильных телефонов я тоже видел.

В Топ 20 входят, в основном, телефоны с розничной стоимостью до 2000 грн, исключения буквально единичные. Начинается топ (и на хороший процент состоит из) моделей Nokia семейств 11хх и 12хх, примечательно, что в числе 20 наиболее популярных моделей - в полном составе триумвират из 6300, 6500 classic и 6500 slide, обеспечивающий компании солидную долю доходов. 5800 в топе нет. Из недорогих музыкалок что-то присутствует, кажется, старая добрая 5310. В общем, популярных моделей много, на них держится доля рынка. Хотя в скором будущем эта картина начнет меняться.

Samsung вошла в 2009 год с довольно посредственным модельным рядом - много крепких середняков, но акцент на верхне-средний сегмент, никаких заметных хитов и бестселлеров (хотя по сравнению с 2007 г прогресс был налицо). С Нового года началась вообще беда, новые модели были анонсированы, и местами весьма интересные, но возникли огромные вопросы, что из них возить в Украину, возить ли вообще. Плюс это все было опять-таки в топовом сегменте. В середине и бюджете - почти ничего интересного. Вернее, модели были и есть, они вполне добротные, но хитов уровня E200 среди них не было и нет, с начала года бюджетная витрина Samsung представляла собой ряд из 25 бледненьких моноблоков и слайдеров, непонятно чем отличающихся друг от друга, которые непонятно зачем стоит покупать. По итогам 1го квартала эта тенденция продолжалась, заметных продуктов, видения выхода не было. К этому добавились судорожные сокращения и прочие телодвижения в представительстве, канал поставок, система работы с дистрибьюторами сильно пострадали. В результате, компании с огромным модельным рядом, сильными позициями в мире (в той же Росии Samsung на равных сражается с Nokia) оказалось банально нечем заинтересовать украинского потребителя. Продажи поехали вниз.

Sony Ericsson вошла в кризис с модельным рядом, сконцентрированным в 250-350-долларовом диапазоне и диагнозом "оверпрайс" для большинства моделей. За такие деньги это были телефоны на закрытой ОС, с характеристиками, не выделяющимися среди конкурентов. Бюджетный, ниже $200, сегмент - голый, в нем единичные модели, не представляющие особого интереса. Топ - практически отсутствующий, в нем единичные модели на закрытых ОС, назначенные производителем на роль "топовых", XPERIA заехала в количестве до 100 штук, и по невменяемой цене. Кризис ударил в первую очередь по сегменту, в котором окопался SE (почему - см. ниже), и продажи покатились вниз, разрозненная и судорожная маркетинговая активность не помогла. За первое полугодие ко мне обращались несколько знакомых и коллег, старых владельцев телефонов SE, очень довольных ими, с просьбой подобрать замену, но только той же марки. С трудом нашелся, что им посоветовать.

Motorola за последние полгода не ввезла в Украину ни одного нового продукта, да и вообще почти ничего не ввезла, поэтому постепенно распродает то, что лежит на складах. Динамика рыночной доли в такой ситуации особых вопросов не вызывает.

В условиях падения доли нескольких игроков возникает возможность для наращивания продаж другими. Но, вопреки самому очевидному соображению, потерянная доля отходит не только и даже не столько лидеру. В такой ситуации ему начинает оказывать сопротивление сам рынок, среда. Основа этого эффекта в том, что люди ищут альтернативу, они не хотят покупать одно и то же, то же, что у соседей, ищут альтернативу. Поэтому Nokia выросла, но очень скромно, и неизвестно, насколько стабильно (там тоже есть вопросы и с модельным рядом, и с ценами, и с продвижением). В возникший вакуум буквально "всосало" LG, она получила шанс сравнительно легко нарастить долю. В мирное время за такой результат - 16% и второе (!!!) место на рынке - ей бы пришлось пролить океаны крови, сейчас же было достаточно не напортачить, и LG это удалось. Линейка сверхбюджетных моделей, по очень низким ценам, и
 не самых плохих, сделала объем. Отдельно стоит упомянуть о LG KP500. Единственным способом удержать продажи в умирающем среднем сегменте могло быть только представление принципиально другой, предлагающей новый пользовательский опыт, относящийся к намного более дорогому сегменту.

Это может стать стимулом для потребителя, чтобы подкопить/поискать деньги, потратить больше. LG KP500 стал первым и долгое время - единственным сенсорным телефоном в массовом сегменте. Продавался он очень хорошо, в Топ 20 самых продаваемых моделей это единственный аппарат дороже $200, не считая Nokia 6500 classic/slide. На момент последнего просмотра мною рейтинга Samsung Star не получил еще широкого распространения, так что о соотношении продаж этих моделей я пока сказать ничего не могу. Наконец, грамотный sell-in, работа с каналом, поддержка продаж - очень важны.

Теперь о рынке вообще и его тенденциях.

Спад на украинском рынке мобильных телефонов Y2Y по итогам первого квартала 2009 г составлял примерно 50%, в апреле-мае продажи дальше сползали вниз, но уже небольшими темпами, дальше начинали потихоньку подниматься. Это наибольший показатель среди потребительского хай-тека, бытовая техника, ПК (не считая десктопов), и даже белая техника упали не так сильно. Откуда такие страшные цифры? Позволю себе изложить свою версию.

Примерно с 2005 г рынок мобильных терминалов в крупных городах вошел в режим замещения, т.е. люди покупали уже не первые свои телефоны, а на замену старым. К 2006 году этот процесс пошел уже почти по всему городскому населению. Замещение при этом происходило не по причине физического износа, а из-за устаревания, плюс повышение благосостояния - люди меняли не сломавшиеся телефоны, а вполне работающие. Бюджетные телефоны менялись на мейнстрим, аппараты с монохромным экраном - на цветные, бэушные - на новые, аппараты без камеры - на камерафоны, массовые модели - на плеерофоны (Walkman), бизнес-имидж, смартфоны/коммуникаторы. Разумеется, при замещении
покупатели стремились к достаточно дорогим моделям, к 2006 г впервые после времен "новых украинцев" средняя цена проданного в Украине телефона превысила $100, затем прошла отметки $120, $150, устремилась к $180 (1000 грн). В 2007-м стартовали массово доступные кредиты, за которые люди стали активно покупать уже топовые модели, продукты за $250-300 прочно прописались в списках бестселлеров.

На октябрь 2008, когда одновременно "упали" кредиты, зарплаты и занятость, украинцы оказались с парком весьма современной мобильной техники, возможности которой как минимум соответствовали средним запросам, обычно же превышали их с запасом.

Поэтому, ответ на вопрос, на чем экономить, был предельно простым - на новом телефоне, вернее, очередной его замене. Старый телефон недешевый, отлично работает, нормально выглядит, по функциям еще устраивает - так пусть еще послужит.

В этом кардинальное отличие рынка телефонов от рынка ноутбуков, который при значительно более высокой ASP продукта сел всего на 30%. На компьютерном рынке идет активная замена десктопов на ноутбуки, фактически значительная часть ноутов - это первые покупки. Они дают новые возможности, новый пользовательский опыт, поэтому от их покупки отказываться тяжелее, люди все же покупают.

Исходя из этого, попробуем сообразить, какие перспективы ждут украинский рынок телефонов.

"Живая вода" для мирового рынка телефонов - это операторское субсидирование, с ним очередной реплейсмент может быть очень дешевым для абонента. Поэтому его соблазнить довольно легко. В Украине люди платят только полную стоимость, поэтому цена вопроса замены - это 200-300 долл, учитывая средние характеристики имеющегося на руках парка моделей. Так как трата необязательная, от нее обычно отказываются, это и дает падение рынка.

Что еще покупают в Украине из телефонов? Идут немногочисленные первые покупки для тех, кто телефоном еще не обзавелся - обычно это самые дешевые модели. Идут замены вышедших из строя или потерянных/украденных аппаратов - здесь тоже во многих случаях покупают самое дешевое, до лучших времен и такое сойдет; в остальных же берут аппараты, сопоставимые по возможностям с 1-2-летними предыдущими, а это ценовой диапазон порядка $200. Рынок обычной замены, обновления, сжался в разы, и он уже намного более разнообразен по моделям, запросам. Значительная часть реплейсмента сейчас приходится на замену традиционных телефонов моделями LG KP500 и Samsung Star, или смартфонами.

Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, как будет развиваться рынок услуг мобильной связи. Сейчас он уверенно "расползается" на две части, рынок голосовой связи и рынок мобильного доступа в Интернет.

Если эта тенденция сохранится, раздвоится и рынок терминалов, базовый телефонный рынок "холодильнизируется", там останутся продукты, которые будут выбираться так же, как бытовая техника - по внешности, цене, бренду и наличию 2-3 ключевых функций. В дополнение к нему родится рынок интернет-устройств, коммуникаторов-планшетов-смартбуков, туда переместится "информационный центр", фокус внимания комьюнити, прессы и производителей.

Если в результате развития UMTS-связи эти рынки услуг снова сойдутся в один, к базовым массовым моделям, практически не вызывающим какого-то специального интереса, снова добавятся, восстановятся средний и топовый сегменты, состоящие из универсальных конвергентов для работы и с голосом, и с данными - мощных смартфонов, коммуникаторов, топовых тачфонов, мультимедийных телефонов нового поколения, и тех же планшетов-смартбуков.

При этом, пожалуй, самой пострадавшей в Украине от кризиса компанией стоит назвать HTC. Перспективные продукты, отличный имидж марки, поклонники... Но - ориентация на топовый сегмент, очень высокие цены, не очень удачно выстроенные каналы поставок - все это сильнейшим образом ударило по продажам в первом полугодии, за это время оказалось, что компании практически нечего массово завозить в страну. Официальные поставки остановились. Touch HD очень долго не сертифицировали, сделали это буквально только сейчас. То же самое с Touch Diamond 2. Это к тому, что отсутствие сильного бюджетного сегмента сейчас почти автоматически выбрасывает вендора с массового рынка. Даже если есть ниши, в которых его обожают.

Вот такая вырисовывается картина. Если есть желание дополнить, поправить - с удовольствием подискутирую.

+1012
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Интересная аналитика. Хотелось услышать пару фраз про китайские "супер"-телефоны и sell-out серой техники. Думается, это может дополнить картину...

А сложно сказать. Доля этой техники в продажах очень невелика. Эти продукты продаются в ограниченном количестве точек, не рекламируются, не продвигаются (о них мало кто знает), и находят спрос только среди одновременно а) знающих и б) рисковых людей. Так что вряд ли они очень сильно влияют на картину.

Apple iPhone уже сертифицирован, если вы к этому.

Наскільки я знаю, то сертифікована лише модель iPhone 3G, "попереднє" покоління, які 3Gs - ні

на украинском рынке мобильных телефонов Y2Y

Что такое Y2Y?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT