`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Секрет успеха BI: меньше − это больше?

+33
голоса

Согласно старой пословице, «запас карман не тянет». Однако другая пословица, которая в отечественной интерпретации звучит как «лучше меньше, да лучше», говорит о том, что мы часто откусываем больше, чем можем прожевать − в самых разных ситуациях нашей жизни.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
А.И.Крылов, «Квартет» (1811)

Попробуем рассмотреть эти два диаметрально противоположных подхода применительно к инструментарию бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Т.е., как число различных BI-приложений в организации влияет на реализацию самих методов анализа данных и практическую пользу, получаемую от них?

Таким вопросом задаются не слишком часто. В какой-то степени на него (в том числе) пытается ответить исследование «Dresner Advisory Services’ (DAS) 2013 Wisdom of Crowds Business Intelligence Market Study», полный отчет о котором можно найти здесь (PDF).

Мы же обратимся только к той его части, где определяется корреляция пользы, получаемой от использования бизнес-аналитики и среднего количества различных BI-инструментов в организации.

Количество используемых BI-приложений

Секрет успеха BI меньше − это больше?

Прежде всего, выяснилось, что около 70% компаний используют всего лишь от одного до трех BI-инструментов, а их общее количество имеет тенденцию увеличиваться в прямой пропорции относительно масштаба организации

Очевидно, что эта корреляция − отражение способности более крупных организаций (с точки зрения выделения IT-бюджета и наличия штата квалифицированных аналитиков) приобретать и пытаться использовать в своих целях большее количество разнообразных программных пакетов.

С другой стороны это также хорошая почва для того, чтобы BI-программы стали разрозненными и нескоординированными в крупных организацией со сложной структурой, которые представляют конгломерат многих отдельных подразделений и функций.

Динамика изменений используемых BI-приложений (2012-2014)

Секрет успеха BI меньше − это больше?

Среднее число инструментов в организации за это время продолжало увеличиваться. На 3,3% больше респондентов сообщили, что их организация использует два BI-инструмента, а на 2,4% − четыре

Соответственно, на 5,2% меньше стало компаний, которые до сих пор довольствуются только одним BI-инструментом. Далее картина осталась стабильной, а некоторое уменьшение числа компаний, которые использовали десять и более различных BI-приложений можно объяснить простым устранением надоевшего беспорядка, вызванного таким «зоопарком».

Эта тенденция, согласно исследованию, вероятно, ускорится в ближайшем будущем, благодаря тому, что ассортимент BI-решений, специфицированных под определенный размер предприятия и вид бизнеса, постоянно увеличивается.

Это несколько парадоксально, поскольку предприятие должно стремиться к использованию одного, но максимально удобного для него инструмента. Но его пробная эксплуатация может продолжаться месяцы и годы, а текущие инструменты тем временем не выводятся из обращения. Тем более это касается BI-инструментов, продаваемых для нетехнических бизнес-пользователей.

Многие организации также дополнительно покупают BI-продукты, не требующие настройки и обслуживания специалистами (класса self-service) и средства наглядного представления результатов анализа (visual data discovery) для помощи принятия обоснованных решений бизнес-пользователями. Однако при этом в большинстве случаев также остаются профессиональные аналитики, традиционно использующие мощные и сложные продукты.

Эта возрастающая неразбериха подтверждается и тем, что 3,6% респондентов не могли точно сказать, сколько BI-решений развернуто в их организации. Это также свидетельствует о том, что бизнес-пользователи до сих пор не слишком активно и массово непосредственно вовлекаются в техническое внедрение BI-технологий.

Оптимальное число BI-инструментов BI

Основной вопрос описываемой части исследования можно сформулировать следующим образом: соответствует ли увеличение среднего числа BI-инструментов в организации увеличению степени успешности BI-программ для бизнеса? Это кажется сомнительным.

Секрет успеха BI меньше − это больше?

Отчет этого года показывает, что организации, которые развернули меньше BI-инструментов, с большей степенью вероятности сообщали об успешном применении ими бизнес-аналитики как метода. Почти 60% респондентов, которые оценили свои внедрения как «полезные для ведения их бизнеса», использовали всего один или два инструмента

С точки зрения абсолютных чисел, исследование также ясно определило, что «те, кто использовал меньшее количество инструментов, чаще сообщали о положительных результатах использования бизнес-аналитики».

Таким образом, организации с более унифицированной BI-стратегией (включая BI-инструменты, типы пользователей и описание аналитических бизнес-функций) в целом были более успешны и удовлетворены.

Интересно, что организации, которые сообщили о неуспешности их BI-инициатив в среднем также меньше знали, сколько инструментов имеется в их организациях. Это также является следствием слабой координации их BI-инициатив.

А воз? И ныне там?

Любопытно, что в каждом новом исследовании в области корпоративной бизнес-аналитики выводы с небольшими вариациями остаются практически одними и теми же уже много лет.

Прежде всего − без ясного формулирования целей проект в области BI не может быть успешным. Традиционный принцип «чем больше, тем веселее» не работает для BI.

Далее – решения должны осуществляться прежде всего на основе бизнес-потребностей компании. Предлагая внедрения бизнес-аналитики, необходимо также знать однозначные ответы на следующие вопросы.

  • Какую дополнительную ценность получит компания от введения инструмента бизнес-аналитики?
  • Какова основная бизнес-цель использования BI?
  • Как и насколько бизнес-аналитика сможет удовлетворять потребности определенных групп пользователей и поможет им достигать желаемых бизнес-целей?

Ничего нового в этих выводах нет. Ну не будут BI-инструменты, какими бы совершенными они не были, работать сами по себе, без понимания использующих их людей. И их количество на предприятии само по себе никак не отразится на прибыльности. Единственная относительно новая и ясно прозвучавшая рекомендация исследования − по крайней мере, старайтесь не тратить деньги на покупку BI «впрок» и «чтобы были».

Так что общий смысл исследования вполне можно выразить старинными строками дедушки Крылова. А то и еще похлеще…

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

В Украине около 40 банков имеет BI, остальная сотня - вообще не имеет.
Вы пишете про 2+ различных BI-систем, а у нас в Украине - для 90% компаний это темный лес :)

Хотя среди тех, кто использует хотя бы один BI довольно часты случаи, когда их пользователи хотят большего и внедряют второй-третий и т.п. продукты. Но это только там, где есть люди, желающие что-то делать/думать.
"BI - это мозги компании."

Добрый день, Александр
Рад, что поднятая тема не оставила равнодушными наших читателей.
Как постоянный читатель КО, Вы могли видеть, что BI - тема, к которой я неоднократно обращался в течение доброго десятка лет. Полностью согласен с Вами в том, что "темный лес". Многие украинские компании, попробовав в свое время освоить специализированные (и дорогие) BI пакеты (можно перечислить до десятка их разработчиков, которые присутствовали в нашей стране), не нашли в них средства активизации бизнеса и, например, увеличения прибыльности и т.д. Согласен также с тем, что опытных аналитиков у нас мало. Но попробуйте также найти в Украине приглашение на работу для BI-специалиста!
Согласен и в том, что для специалиста и энтузиаста постоянно пробовать хотя бы триал-версии разных BI продуктов вполне естественно.

В этом блоге речь, собственно, идет о более крупных в среднем западных компаниях, в которых есть определенные традиции использования BI в бизнесе. И даже для них оказываются вполне достаточными один-три продукта.
Я был бы рад уже тому, если бы наши компании стали применять (кстати, вовсе не элементарные и беспомощные) соответствующие средства Microsoft Excel.
А задачи для BI можно найти как в банках, так и во многих других областях - телекомах, логистике, CRM разных отраслей и др.

Про Microsoft Excel и BI.
Чтобы на базе Microsoft была система BI, необходимо три отдельных продукта: Microsoft Excel, Microsoft SQL Server и Microsoft SharePoint.
Иначе, если будут пользоваться только Microsoft Excel - то сколько таких пользователей, столько и BI-систем будет у компании ;) Тут уже не 10, а 100 или еще больше.
BI - это единая система для всего предприятия, а не отдельные эксел-файлы (у каждого подразделения свои).

Наглядный пример - продавцы показывают директору в своем Экселе, что они продали 110 продуктов, финансисты - что получили денег на 90 единиц, а учет - что отгрузили 100. И как в такой системе директору предприятия получить ответ, сколько реально продуктов продано?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT