`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Самые распространенные мифы об Apple и Маках, ч.2

–26
голосов

Продолжаем публикацию серии статей о самых распространенных мифах про Apple, и, что самое главное — их развенчание, насколько это возможно. Потому что, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, так и в каждом мифе наверняка есть доля мифа. Ну, может не в каждом :) Первая часть находится здесь.

Apple украла идею интерфейса у Xerox
Это — тоже очень популярная история о том, кто же у кого что украл. Речь идет именно о пользовательском интерфейсе, с которым каждый из нас сталкивается ежедневно, работая на компьютере — окна, меню, пиктограммы (иконки) и управление курсором с помощью мыши. Еще эта концепция называется WIMP — Windows, Icons, Menu, Pointer.

Как известно, Apple стала первой компанией, представившей компьютер с таким графическим интерфейсом на рынке персональных компьютеров. Произошло это в 1983 году с компьютером Lisa, а затем улучшенная и оптимизированная версия появилась в 1984 году на компьютере Macintosh. Microsoft Windows в то время еще не было, и пользователи на PC работали в командной строке в DOS.

Через полтора года Microsoft выпустила свою операционную систему Windows, которую представители Apple посчитали содранной с Macintosh. (Я лично считаю, что там от Мака было очень мало, но, может, дело во мне). Я даже читал где-то историю (наверно, байка) о том, как Билл Гейтс вызвал кого-то из своих разработчиков, показал ему Мак и сказал, что он хочет, чтобы на PC было точно такое. Наверно, все же дело было именно в копировании концепции графического интерфейса, который Apple выпустила первой на рынок.

Apple была против такого заимствования, но у Microsoft были свои рычаги влияния на Apple — Apple позарез нужны были приложения для Мака, которые делала Microsoft, Word и Excel. Поэтому компании заключили договор, по которому Microsoft получила права на использование некоторых элементов интерфейса в Windows. С выходом следующих версий Windows, которые были все более похожими на Macintosh, Apple все-таки подала судебный иск (в 1988 году), рассмотрение которого тянулось несколько лет. В итоге судья принял решение, по которому даже те элементы интерфейса, которые появились в Windows 2.0 и 3.0, подпадали в список лицензированных для Windows 1.0 элементов интерфейса, и поэтому Apple «ничего не светит».

Окончательно конфликт между Apple и Microsoft был улажен в 1997 году в рамках соглашения, о котором мы говорили раньше.

А где же здесь Xerox, спросит внимательный читатель? Здесь надо вернуться к вопросу о том, откуда у Apple взялся графический интерфейс в их компьютерах в 1983 году.

Xerox, компания, которая больше всего сейчас известна своими копировальными машинами, в свое время работала и в компьютерном направлении. Поэтому у компании был собственный исследовательский центр PARC, где компания держала различные футуристические концепты, которые когда-нибудь можно было бы выпустить на рынок. Там и был в 1973 году разработан прототип компьютера под названием Alto, в котором были некоторые элементы графического интерфейса (окна и меню), и управлялся этот интерфейс мышью. Также у компьютера был объектно-ориентированный язык программирования SmallTalk, которым Xerox больше всего гордилась. Правда, по прикидкам Xerox, продавать этот компьютер можно было не менее, чем за 40 тыс долл, поэтому никаких планов продавать его у компании не было.

Руководитель проекта Lisa (первый компьютер Apple с графическим интерфейсом), который был в курсе проекта Alto, уговорил Джобса посмотреть на него. В то время Apple была на подъеме, и интерес к возможности инвестиций в ее акции проявляли все, у кого были деньги. Поэтому Джобс предложил представителям Xerox инвестировать миллион долларов в акции Apple за право посмотреть на Alto своими глазами, за что Xerox с радостью ухватились. Поскольку Xerox все равно не собирался продавать Alto, то терять им было особо нечего.

В 1979 году Джобс и команда проекта Lisa побывали два раза в исследовательском центре, где у них была возможность попробовать, как работает Alto. После этого они поняли, в каком направлении стоит двигаться, и, используя концепцию, увиденную в PARC, они разработали интерфейс для Lisa. Затем Джобса выперли с проекта Lisa и он занялся проектом Macintosh. Туда Джобс принес немало идей, в том числе и идею графического интерфейса. Поэтому-то разработчики Macintosh говорят о том, что «все думают, что мы сперли у Xerox. На самом деле мы сперли у Lisa».

Разница между «Xerox и Apple» и «Apple и Microsoft» заключается вот в чем. Джобс увидел у Xerox, ЧТО можно сделать с интерфейсом, сказал «так будут работать когда-то все компьютеры» и выпустил на рынок Macintosh за 2,5 тыс долл. А акции Apple, которые купила Xerox, через год, когда Apple публично вышла на биржу, стали стоить 17 млн. долл., что можно трактовать как щедрую оплату за два визита в исследовательский центр. А Lisa, Macintosh и Xerox Alto технологически не имели ничего общего.

В случае с Microsoft дело обстоит немного иначе. Джобс понимал, что для того, чтобы компьютер продавался, ему нужно программное обеспечение. Поэтому уже на ранних стадиях разработки Macintosh Джобс показал его своему другу и партнеру Apple — основателю Microsoft Биллу Гейтсу. Гейтсу идея Мака настолько понравилась, что он пообещал выпустить для Мака две офисные программы — текстовый редактор (Word) и электронные таблицы (Excel). Для того, чтобы Microsoft могла разработать программы под новую среду графического интерфейса, в период между 1981 и 1984 годами они получили не только ранние прототипы Макинтоша, но и исходные коды его операционной системы. Это все могло облегчить разработчикам Windows жизнь в создании своей версии графической оболочки для PC, и, судя по тому, что я читал, внутренние принципы построения Windows 1.0 от Macintosh System 1.0 не особо отличались.

Одним из аргументов, который приводят сторонники теории «Apple украла у Xerox», является тот факт, что Xerox подала в суд на Apple за нарушение копирайтов, которые были у Xerox на их собственный интерфейс. Только сделала Xerox это аж в 1990 году почему-то, 6 лет после выхода Macintosh и 5 лет после выхода Windows. На самом деле этому есть вполне логичное объяснение.

Дело в том, что иск Apple к Microsoft касался не столько отдельных элементов интерфейса, сколько их комбинации, то есть общего «ощущения» от работы с Маком, так называемый «look and feel», дословно — «вид и ощущения». Поэтому Xerox, узнав об иске Apple к Microsoft о «look and feel», подали иск на Apple на тот случай, если вдруг окажется, что на «look and feel» распространяется копирайт, то Xerox мог стать основным выгодоприобретателем от победы Apple над Microsoft. Правда, иск Xerox был отклонен из-за того, что трехлетний срок давности по этому делу истек.

В общем, понятно, что с вопросом «заимствования» интерфейса все не так просто, как «те украли у этих, а те - у тех». Но, думаю, после прочтения вышеизложенного материала кто-то из читателей будет знать, что ответить в споре «кто у кого украл интерфейс».

–26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

А как насчёт истории и предыстории ?

Многооконный интерфейс, двумерный текстовый редактор и гипертекст были продемонстрированы ещё в конце шестидесятых, вместе с первой в истории "Мышью", изобретённой и запатентованной несколькими годами раньше. И примерно тогда, насколько я слышал, прозорливый гений Джобс отмахнулся от и от этой идеи, и от сопутствующих.

Эпплы Ксероксы и МС не есть первопроходцы.

Много интересного по теме даёт гугль по словосочетанию "первая в истории мышь".

видите ли, если бы вы внимательно почитали статью, вы бы поняли, что в ней я не говорю о том, кто _изобрел_ концепцию графического интерфейса или кто придумал мышь. Я пишу о том, кто, когда и как это использовал в серийно производимых компьютерах.
и раз уж зашла речь о гении Джобса, отмахнувшемся от мыши — то от мыши при создании Мака отмахивался "отец" проекта, Джеф Раскин, которого Джобс в итоге "выжил" из проекта за его сопротивление инновационным идеям вроде мыши. so much for the "насколько я слышал"...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT