`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

+33
голоса

В сентябре Salesforce продемонстрировала свою платформу искусственного интеллекта Einstein и показала, как она вписывается в различные сервисы. Цель компании состоит в том, чтобы сделать AI частью повседневной деловой жизни. Платформа Salesforce Einstein стала также центральной частью конференции Dreamforce ‘16, которая прошла 4-7 октября.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Доступ к этому ролику можно получить здесь.

Руководители компании много говорили об Einstein в последние недели. СЕО Salesforce Марк Бениофф (Marc Benioff) обрисовал в общих чертах Einstein на селекторном совещании, посвященном результатам работы компании.

План Salesforce состоит в том, чтобы встроить искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) везде, где это только возможно, − через ее облака. Джон Болл (John Ball), старший вице-президент и генеральный директор Einstein, сказал, что у компании не будет отдельного AI продукта. «Это AI для CRM, с AI способностями, доступными через все облака», − сказал Болл. − «Это − AI в контексте CRM».

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Ни больше, ни меньше − «самый умный CRM в мире». Если вынести за скобки окончание «Cloud Einstein», то останется привычная интегрированная корпоративная CRM система. Вот только не облачная и без AI.

Salesforce и далее привлекает разработчиков в областях сервисов прогнозирующего видения (predictive vision services), кастомизации, анализа мнений (sentiment analysis) и моделирования.

Salesforce привяжет Einstein к Heroku, своей платформе разработки. Но использовать сервисы Einstein должны и бизнес-пользователи. Это уже не пожелание и не просьба. Это − настоятельная рекомендация и дополнительный объем знаний, которыми должны владеть все, кто будет работать с новым поколением CRM систем.

Демонстрационный пример Болла на совещании показал, как бизнес-пользователь может смоделировать процессы и использовать в них AI, − прежде всего для lead scoring и sales predictive analytics. «Нет достаточного количества ученых в области данных в мире, чтобы создавать модели. Модели должны быть встроены в платформу», − сказал Болл.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Как это работает. Если схематично, то все кажется очень простым. Данные захватываются из всех доступных источников. Система их обрабатывает, самообучается и выполняет прогнозный анализ. Далее все это используется бизнес-менеджерами при работе с клиентами.

Болл также сказал, что AI должен быть «невидимым». Эта концепция не нова. Машинное обучение Amazon, инструменты от Alexa и Google являются примерами того, как AI просто работает на заднем плане. Salesforce стремится сделать то же самое для бизнеса.

По сути, Einstein даст предприятиям инструменты, которые они не смогли бы разработать самостоятельно. «AI слишком сложен для большинства компаний», − сказал Болл.

Примеры скриншотов Einstein

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Предварительная оценка данных и перспектив.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Определение соответствия выполняемой работы заданным целям.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Мастер построения бизнес-процессов со встроенной аналитикой.

Einstein как часть платформы

Einstein был построен за счет приобретений. За последние годы Salesforce купила девять связанных с AI компаний и создала собственную команду из 175 ученых, работающих в области данных. Исследовательской группой Salesforce AI управляет Ричард Сокер (Richard Socher), руководитель исследовательских работ в компании («главный ученый» − chief scientist).

Сокер сказал, что Salesforce AI представит свои статьи на лучших научных конференциях, уделяя особенное внимание компьютерному видению, обработке изображений и естественного языка. У Salesforce также накоплен большой объем данных, получаемых через ее клиентскую базу и взаимодействие с предприятиями. Эти данные составят хорошую метабазу, которую смогут использовать клиенты.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Einstein станет частью основной платформы Salesforce. Некоторые возможности и инструменты будут встроены в существующие сервисы и лицензии. Дополнительные возможности Einstein будут требовать дополнительной оплаты.

Einstein позиционируется Salesforce как «искусственный интеллект для всех». Согласно пресс-релизу на Dreamforce ‘16, Einstein «готов коснуться почти каждого аспекта бизнеса Salesforce». В дополнение к объединению с Sales Cloud, Einstein будет частью и других облаков Salesforce, таких как Marketing Cloud, IoT Cloud и других.

«Einstein позволит каждому пользователю продуктов Salesforce стать ближе к ее клиентам, автоматически обеспечивая «проникновение в суть», предсказывая будущее поведение клиента, заранее рекомендуя продающей компании возможно лучшие следующие действия и автоматизируя выполнение задач. Со своими продвинутыми способности AI в продажах, сервисе, маркетинге, торговле и др., Einstein будет действовать как собственный ученый данных для каждой компании», − говорится в релизе.

Собственно, Einstein − не такая уж и новость. Об этом толкуют на разные лады уже довольно долго. Но на Dreamforce ‘16 компания дала более глубокое пояснение технологии и изложила свои планы относительно Einstein.

Если очень кратко, то смысл таков − данные собираются и затем питают кастомизируемые модели AI. Продающие компании работают непосредственно с Einstein Services, или используют Einstein, чтобы построить собственные приложения на основе искусственного интеллекта.

Salesforce отметила, что сегодня у Einstein есть доступ ко всей «трубе данных» (data pipe) компании, включая данные из Chatter, электронной почты, календаря, баз электронной коммерции, потоков данных из социальных сетей (включая твиты и изображения) и, в некоторых случаях, сигналы IoT от клиентов. Все это используется для обучения самонастраивающихся прогнозирующих моделей AI.

О сдержанном оптимизме

Технологии, о которых будут говорить на Dreamforce ‘16, инновационные и несколько лет назад казались бы почти сенсационными. Однако часть их уже была анонсирована, и о них достаточно много писали. Таким образом, их вряд ли можно назвать сногсшибательными или разрушительными, как бы это ни нравилось самой Salesforce и профильным журналистам.

Salesforce официально представила Einstein в сентябре, непосредственно перед тем, как началась конференция одного из главных конкурентов компании − Oracle OpenWorld 2016 (18-22 сентября). Очевидно, что это было сделано для того, чтобы приглушить новости о собственной AI разработке Oracle − технологии Adaptive Intelligence Applications.

Salesforce Einstein и другие «звери» AI

Чехарда в сегменте Advanced Analytic Platforms. Всего за один год ряд ведущих компаний утратил свои позиции, а некоторые нишевые игроки вообще исчезли из ландшафта. Ни Salesforce, ни Oracle в данном квадранте вообще нет. Уверенно движется к лидерству разве что Microsoft.

СЕО Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella) также не молчал в этом году на Microsoft Ignite в Атланте (26-30 сентября), а сама Microsoft еще в начале года была признана Gartner самым большим «провидцем» в области аналитических платформ.

IBM на Strata & Hadoop World в Нью-Йорке (26-29 сентября) показала свой продукт DataWorks для IBM Watson.

Так что в следующем квадранте можно ожидать еще больших перемен. Общий вывод − AI становится наиболее востребованным направлением IT, перейдя уже к его широкому практическому применению в самых разных областях и индустриях.

Пока можно констатировать, что CRM, как это много раз бывало и раньше, лидирует в освоении новых технологий. В этом нет ничего удивительного. Аксиому «все деньги делаются на продажах» никто не отменял. Как и следствие из нее − «клиенты − это данные, данные − это клиенты».

Поэтому вполне возможно, что Gartner сочтет нужным построение нового квадранта, например, «CRM AI Platform». Затем AI станет стандартной частью CRM-систем и все вернется на круги своя. Так было с аналитикой и затем с «продвинутой» аналитикой, которые в итоге растворились в интегрированных корпоративных IT платформах. Очевидно, так будет и с AI.

В июле текущего года СЕО OpenText Марк Барренечиа (Mark Barrenechea) заявил о приближении выпуска собственного движка прогнозирующей аналитики (AI predictive analytics engine) Magellan.

Еще месяцем раньше Sugar CRM, также серьезный конкурент Salesforce, анонсировала свой Intelligent CRM. Он разрабатывался, чтобы усилить Sugar Intelligence Service, объединяя данные из лучших внешних источников с внутренними данными компаний, − для получения возможно более полного представления о клиенте.

Теперь вопрос − как Salesforce может выделиться на этом фоне? Как ее предложение фактически отличается от остальных? Здесь (уже в который раз) приходится применять концепцию «сдержанного оптимизма».

Вице-президент и главный аналитик Constellation Research Хольгер Мюллер (Holger Mueller) сказал в интервью CMSWire − «Следует иметь в виду, что то, о чем говорит Бениофф сейчас, в полной мере будет реализовано примерно два года спустя. Einstein не будет окончательно готов и к Dreamforce ‘17».

Основатель Constellation Research Рей Ванг (Ray Wang) добавил − «Einstein сейчас находится примерно на той же степени готовности, на которой был Chatter при его анонсе в 2010 г. Пока это − только концепт, рабочий опытный образец. Технологии готовы, но итоговый релиз ПО еще впереди».

Технологии, о которых говорил Ванг, включают приобретенные Salesforce продукты, − такие, как, например, RelateIQ, который объединяет CRM с наукой о данных; «умный календарь» (smart calendar app) MinHash для «вспомогательной разведки» (assistive intelligence); PredictionIO для машинного обучения; MetaMind для «глубокого обучения» (deep learning) и только что купленную платформу управления данными (Data Management Platform, DMP) Krux.

Ван также отметил, что Salesforce − не единственная компания, которая громко заявляет о том, чего она еще закончила строить.

«Сегодня все хотят говорить о своих AI продуктах, − даже при том, что в некоторых случаях это пока только идеи. В то время, как AI продолжает перемещаться с уровня гипотез к техническому циклу, начался массовый беспорядок в том, где и как он может реально использоваться. Образно говоря, это переход от страхов перед Skynet к надеждам на AI того типа, который был показан в Star Trek», − сказал Ванг.

AI = $100B by 2025

Уже никто не воспринимает AI как причуду. Рынок AI достигнет к 2025 г. примерно $100 млрд. Несмотря на некоторый скепсис, Constellation Research все же оговорилась, что Einstein может сделать нечто такое, что мы пока даже не предполагаем.

«Пока неясны мощность, качество, точность и масштабируемость Salesforce AI по сравнению с IBM Watson, Microsoft Cognitive Services, Google AI platform и аналогичными системами. Но нам нравится, что Salesforce пока говорит об Einstein только как о «вспомогательном слое» (layer of assistance). Но компания проделала хорошую работу в отношении определения реальной выгоды от его применения, − вместо просто разговора о технологии», − отметили аналитики Constellation.

Salesforce действительно делает сейчас удивительные вещи. Рынок AI буквально забит сильными игроками, но это характерно для всех новых сегментов, − пока не наступил период консолидации.

Все, что происходит сейчас, очень интересно. Фактически AI переходит к своему практическому применению. Соревнование продлится еще несколько лет. Кто-то сойдет с дистанции, кто-то вырвется в лидеры, а кто-то предпочтет выжидательно «сесть на колесо». В 2017 г. должно проясниться, «кто есть кто».

В заключение следует заметить, что, хотя Einstein и был ключевой темой на Dreamforce ’16, ее программа этим далеко не исчерпывалась. Но это уже тема для отдельного разговора.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT