`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Михаил Бейрак

SaaS и кризис

+57
голосов

Во время кризиса в большинстве отраслей экономики сократилось количество транзакций. Исключение составляют индустрии, испытывающие рост продаж именно во время сложной экономической обстановки, например, торговля контрацептивами.

Так как транзакций становится меньше, а сложность их не убывает, то сейчас активно обсуждаются новые инструменты экономии вроде модели доставки программного обеспечения в виде услуги (Software-as-a-Service, SaaS). Она предполагает, что заказчик платит не за владение решением, а за факт его использования. Например, известно, что количество кредитов для физических лиц в Украине в последнее время резко сократилось. Но то небольшое число кредитных дел, которое есть, все равно необходимо пропускать через четкие процедуры проверки правильности документов и принятия решения о предоставлении кредита. При малом объеме транзакций закупка специализированного ПО по стандартной схеме выглядит не совсем рентабельным мероприятием. Поэтому следует обратить внимание на SaaS-подход. В этом случае оплата могла бы производится с учетом каждого обработанного кредитного дела. Соответственно, если таковые отсутствуют, ничего платить не надо.

Приведенный пример является лишь иллюстрацией того, как один из нестандартных подходов к автоматизации бизнеса может применяться во время экономического кризиса.

+57
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Такое для каждой программы нужно сделать. Зачем я должен платить полную цену за программу которую запускаю раз в месяц например.

Не скажу ничего нового, конечно, но в каждом индивидуальном случае необходимо четко посчитать, даст ли переход на такую схему экономию средств. Ведь если у банка уже есть программная система, обслуживающая процессы кредитования, переход на другую систему (предоставляемую как сервис) неизбежно приведёт к дополнительным затратам. Кроме того, есть такие немаловажные факторы как сохранность и конфиденциальность информации.

В случае же, когда у заказчика еще ничего нет, схема ПО-как-сервис выглядит, вероятно, более предпочтительной, так как нет необходимости в закупке серверной техники, самого ПО, найма персонала для обслуживания.

давно интересуюсь этим "сигментищем рынка" соглашусь с прогнозами что SaaS будет только развиваться, но на данный момент в Украине представлена только майкросовтовские сервисы, (может еще есть какие то узконаправленные- например для банков, не знаю в общем доступе не видел) а это далеко не все чего хотелось бы.

А такие факторы как сохранность и конфиденциальность информации - это юридический аспек который прописывается в договоре на услуги saas провайдера.

1. Для SaaS не так критично, что сервис не представлен локальным поставщиком, хотя могут быть проблемы с оплатой, локализацией и поддержкой.
2. На Украине представлены не только майкросовтовские сервисы, например EraTech(www.eratech.com.ua) предоставляет SaaS сервис, с помощью которого можно создать бизнес приложение. Уже есть и успешное внедрение, про которое написано в текущем номере КО.

Я, к сожалению, пока видел только два работающих SAAS проекта и оба в Турции :) Оба связаны с извлечением данных из форм в не самых больших банках. В обоих случаях все ПО было проинсталированно на серверах Заказчика, и SAAS - это только модель финансового взаимодействия. Т.е. в ПО существуют счетчики по показаниям которых и происходят ежеквартальные/ежемесячные взаиморасчеты - речь не шла ни о каком Web services. Еще, на мой взгляд, интересно что экономия совершенно не в серверах и не в стоимости лицензий. Экономия в скорости внедрения нового бизнес-процесса. Представим себе, что банк решил запустить новый продукт, для его запуска нужна новая система, на покупку новой системы надо от 2-х до 6-ти месяцев (зависит от юристов и закупщиков). Скажите, успеют они запустить новый продукт в срок? При SAAS подходе, новая система устанавливается инфраструктурно, с внедрением до начала запуска нового продукта - на перспективу так сказать. Дальше, при решении о запуске нового продукта, нужно время необходимое для конфигурирования системы и вперед ! С этого момента и начинается оплата за пользование по счетчикам.

А Вы уверены, что многие потенциальные заказчики (те же банки, например), будут устанавливать у себя систему на перспективу? Ведь если она ставится на сервера заказчика, значит - требует дополнительного оборудования. А если даже и не требует, то довольно трудно представить ситуацию, когда организация набирает себе кучу ПО на перспективу, не зная точно, понадобится оно ей или нет.
Кроме того, возникает еще один вопрос. Я не очень разбираюсь в банковском ПО, но мне кажется, что банк будет стараться вести все (или по возможности все) бизнес-процессы в одной системе, обеспечивая тем самым единую среду функционирования для сотрудников и интеграцию данных.
А тут получается - одна система для кредитов, другая для депозитов, третья еще для чего-то? Возможно, это применимо при существовании большого "зоопарка" старых систем, но если банк строит ИТ-инфраструктуру с нуля, вряд ли он выберет разрозненные системы.

Как раз преимущество SaaS, что Вы ничего на перспективу не устанавливаете, а используете по мере необходимости.
Про зоопарк систем. Как по мне, концепция единой системы на все случаи жизни потихоньку отживает свое. При нынешних технологиях интеграции, возможно, добиться единого информационного пространства из разных специализированных систем, каждая из которых делает свое дело лучше, чем универсальный монстр.

Возможно, я неправильно понял Михаила, но вот цитата из его комментария:
При SAAS подходе, новая система устанавливается инфраструктурно, с внедрением до начала запуска нового продукта - на перспективу так сказать.

Мы занимаемся SaaS продуктами, поэтому я видел много работающих, жаль, что единицы в Украине. Кроме того не работающий SaaS продукт это нонсенс – не работаешь – не платишь.

Хочется продолжить Вашу мысль по поводу скорости внедрения нового БП, и даже скорости принятия решения. Есть случаи, кода решение принимает руководитель подразделения, где нужно автоматизировать новый БП. В случае с SaaS ему не надо уговаривать службу IT чтобы она обратила внимание на его потребности, а затем проходить всю цепочку согласования. Сами посмотрели, выбрали, оплатили из бюджета подразделения, часто сами и настроили

И в результате появляется система, о которой ИТ-отдел какое-то время не знает. А в ней используются данные самой организации или её клиентов.

Как-то нехорошо получается.

Согласен, что не хорошо, но это по большей части проблема неповоротливости IT.
При такой ситуации IT должно сделать выводы или кто-то потеряет работу.
В любом случае для бизнеса будет лучше. Поэтому бывает, что IT отделы являются главными противниками внедрения SaaS продуктов.

Цілком підтримую опінію Михайла Бейрака, що в багатьох випадках Saas-підхід має переваги. Проте, для повноти картини, звертаю увагу на свіже дослідження Gartner, яке розвінчує деякі міфи про SaaS, див. http://apitu.org.ua/node/1078

Юрій Пероганич, Асоціація підприємств інформаційних технологій України (АПІТУ)

Я, честно говоря, был уверен что как раз SAAS подход и ближе всего ИТ службе. Именно тут ИТ департамент могут проявить себя как грамотным менеджером, понимающим бизнес-стратегию своего предприятия. По моему убеждению, практически для любого из имеющихся приложений можно придумать SAAS модель владения. Например, учетная система может подсчитывать количество новых документов в системе и в зависимости от этого рассчитывать стоимость владения (согласен что это курьезный пример, но зато гиперболически яркий).
Коллеги, уверен, что обсуждение борьбы двух подходов (единая система и несколько лучших систем) заслуживает отдельного "захода" в блоге - и я его обязательно сделаю в ближайшее время.

Одновременное использование двух систем на предприятии позволит сэкономить время и ресурсы для решения, например такой задачи: SaaS сервис используется для сбора и консолидации информации от удаленных пользователей/клиентов, группирует и передает их во внутреннюю систему (back-office например 1С или другую бухгалтерскую или учетную систему) для последующей обработки информации. При этом минимальные затраты на организацию ввода данных удаленными пользователями и уход от затрат на хостинг, оборудование и дополнительное ПО, фактически пользователю нужен только веб браузер. Такую задачу я решал на основе EraTech Online сервиса.

Конечно, SaaS сервисы подойдут не для каждой организации, а в основном для небольших компаний и малого бизнеса. В нашем случае выбор SaaS сервиса был наиболее актуален, потому что наши 3 офиса находятся в России, Украине и Беларуссии. В данном случае нам не нужен был сложный функционал, а в первую очередь хранение базы клиетов в одном месте. И при этом затраты на систему минимальные. Рекомендую посмотреть On-CRM.ru. Теперь я активно слежу за развитием SaaS рынка во всех трех странах :).

Думаю эффективность использования SAAS модели зависит не только от размера предприятия а и от регулярности автоматизированного бизнес процесса. Даже в очень большой организации много бизнес-процессов используемых нерегулярно, и в их автоматизация эффективна с помощью SAAS модели.

Попробуйте SaaS сервис Кларис. http://claris.su
Оперативное управление бизнесом: база клиентов, история контактов, управление проектами, контроль поручений, простой документооборот. Конструктор бизнес-процессов.
Главное отличие от конкурентов - адаптивность. Кларис запоминает ваши привычки и настраивается на ваши бизнес-процессы по ходу работы, без программирования.
В мае мы сделали поддержку языков. Пока доступны русский и английский. При наличии интереса с удовольствием добавим украинский.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT