`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПК в 2003 г.: поворотная точка

0 
 

Итак, в 2003 г. темпы прироста на мировом рынке персональных компьютеров впервые после 2000 г. равнялись двузначному числу. По оценкам IDC, они составили 11,4%, а по версии Gartner -- 10,9%. При этом сам объем поставок ПК достиг очередной рекордной отметки: 152,6 млн. шт., согласно расчетам IDC, и 168,9 млн. -- Gartner.

Мировой рынок ПК в 2003 г., по данным IDC
Мировой рынок ПК в 2003 г., по данным Gartner
"Устойчивый спрос в потребительском сегменте, продолжающийся рост в секторе ноутбуков и снижение цен явились тремя факторами, сыгравшими ключевую роль в столь значительном увеличении поставок ПК в 2003 г., -- считает вице-президент подразделения Gartner Computing Platform Worldwide Чарльз Шмульдерс (Charles Smulders). -- На рынке систем для бизнеса тоже наблюдались положительные тенденции, однако прогресс там пока еще не столь велик".

Отмечается, что заметный вклад в нормализацию ситуации в индустрии ПК внесла Европа, особенно во второй половине года, чему в немалой степени способствовало укрепление курса евро по отношению к американскому доллару. В результате, в 2003 г. поставки компьютеров в регионе EMEA увеличились приблизительно на 15% (по данным IDC), достигнув 40,5 млн. шт. Наибольшая рыночная доля здесь, по итогам года, оказалась у Hewlett-Packard -- 19,4%, за ней расположились Dell -- 11,0%, Fujitsu Siemens -- 7,4%, Acer -- 5,6% и IBM -- 5,5%.

А вот в Соединенных Штатах темпы развития этого рынка в 2003 г. практически соответствовали общемировым показателям: 10,8% по версии IDC и 12,4% -- Gartner. В США производителям удалось добиться хороших результатов и в розничных сетях, и в бизнес-сегменте, где наблюдается тенденция к увеличению затрат на закупку компьютерной техники. Стоит также отметить, что в составе ведущих американских компаний тут произошли довольно неожиданные перестановки: к концу года в первую пятерку поставщиков ПК буквально ворвалась фирма eMachines, которая заняла по итогам последнего квартала 2003 г. четвертое место, оттеснив Gateway и Apple. Заметим, что специализируется eMachines на массовых моделях, и в какой-то степени ее "прорыв", наверное, отражает процессы, происходящие сейчас на рынке (на чем мы остановимся ниже). Ну а насколько успешна стратегия этой фирмы, можно судить хотя бы по тому факту, что ее решила купить Gateway, -- о заключении соответствующей сделки, сумма которой оценивается приблизительно в 235 млн. долл., стало известно в минувшую пятницу. В результате образуется третий в США и восьмой в мире поставщик ПК. Gateway намерена перенять многие элементы бизнес-модели eMachines и активно продвигать свои системы через розничные сети, причем в следующем году, после длительного периода убыточной работы, она рассчитывает выйти на стабильную прибыль.

В Японии прирост поставок ПК оказался не столь большим, что эксперты объясняют смещением интересов потребителей в сторону других цифровых устройств -- в значительной мере это было обусловлено принятием в Стране восходящего солнца нового закона об утилизации электроники. Однако они ожидают скорого оживления в коммерческом секторе, которое должно становиться все более заметным по мере приближения конца финансового года у большинства японских компаний.

Наконец, немного не оправдались прогнозы аналитиков на 2003 г. по поводу Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, из-за затянувшегося спада в Южной Корее и меньшего, чем ожидалось, спроса на ноутбуки в Индии и Китае), хотя поставки компьютеров здесь тоже выросли весьма заметно -- на 14% (по оценкам IDC).

Говоря о производителях, следует прежде всего отметить, что своеобразное соперничество между Dell и Hewlett-Packard продолжается. Первая стала лидером на мировом рынке по результатам всего 2003 г., однако вторая сумела вырваться вперед в четвертом квартале (его итоги мы подробнее рассмотрим ниже). С другой стороны, Dell по-прежнему уверенно занимает ведущую позицию в США.

По словам специалистов, преимуществом Dell являются весьма агрессивная ценовая политика и стратегия массированного наступления на потребительский сегмент -- хотя на ее достижениях здесь (и соответственно на рыночной доле) отрицательно отразилось недостаточно широкое присутствие в розничных сетях. В то же время именно твердые позиции в сфере розничной торговли в сочетании с растущим спросом со стороны потребителей, особенно в предрождественский сезон, создали Hewlett-Packard плацдарм для очередного рывка.

На этом фоне выделяется IBM, которая практически полностью ориентируется на бизнес-пользователей и, тем не менее, смогла добиться очень заметного роста (следует упомянуть, что примерно половина общего объема ее поставок ПК приходится на ноутбуки). Вот как прокомментировал достижения Голубого Гиганта Чарльз Шмульдерс: "Высокие результаты IBM являются одним из сигналов того, что рынок бизнес-систем начал оживать. Правда, с учетом снизившихся цен остается один нюанс: компании покупают больше единиц техники, но они, вероятно, при этом не начали тратить больше денег".

Стоит также обратить внимание на тот факт, что в первой мировой пятерке производителей ПК надежно закрепилась Toshiba, -- это очень ярко иллюстрирует возросшую популярность ноутбуков.

Отдельного рассмотрения заслуживают итоги четвертого квартала, в котором мировой объем продаж персональных компьютеров увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,2% (оценки IDC) и оказался равным 44,5 млн. шт. "Это было хорошее завершение прекрасного года, -- подчеркивает вице-президент IDC по клиентским вычислениям Роджер Кей (Roger Kay). -- В предпраздничный сезон цены оказались очень привлекательными для потребителей, и в результате такие фирмы, как Hewlett-Packard и eMachines, смогли извлечь значительную выгоду из возросшей покупательской активности. И хотя львиная доля этого "компьютерного пирога" досталась ведущим компаниям, небольшие сборщики тоже сумели добиться увеличения продаж".

Правда, говорить о том, что все совсем уж замечательно, все-таки нельзя. Одной из основных проблем для производителей ПК продолжает оставаться невысокая прибыльность их бизнеса. По мнению экспертов, в ближайшее время она вряд ли будет увеличиваться, а возможно, снизится еще больше, что обусловлено не только ценовой конкуренцией, но и, как это ни парадоксально прозвучит, стремительным ростом быстродействия компьютеров, из-за чего покупательский спрос смещается в сторону моделей начального уровня.

Ну а что касается наступившего года, то он, как полагают эксперты, обещает стать для компьютерной индустрии даже более успешным, чем прошлый, пускай и ненамного.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT