`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПК: прошлое уже не повторится?

0 
 
Начнем наш разговор с проблемы, которая на протяжении последних года-полутора является одной из наиболее интенсивно обсуждаемых среди специалистов, так или иначе связанных с компьютерным рынком. Речь идет о затянувшемся цикле обновления ПК.

Первоначально многие наблюдатели объясняли данное явление прежде всего общим экономическим спадом, отмечая, что откладывать закупку нового оборудования корпоративных заказчиков вынуждает нехватка свободных средств. Однако в последнее время звучат высказывания о том, что все далеко не так просто.

"Мы ставим перед собой задачу выжать максимум из каждого компьютера, -- говорит директор по информационным технологиям одной из крупных американских компаний. -- Средний цикл жизни ПК увеличился с трех до четырех, пяти, даже шести лет, а самый старый из используемых нами сейчас компьютеров имеет возраст более восьми с половиной (!) лет -- и он прекрасно подходит для выполнения многих задач. Покупка новых систем взамен старых осуществляется нами только тогда, когда ресурсов последних уже недостаточно для запуска бизнес-приложений или когда они просто-напросто выходят из строя".

Безусловно, раньше или позже волна обновлений корпоративных ПК начнется (так, согласно обнародованным на днях прогнозам аналитической фирмы IDC, в 2003 г. прирост на рынке составит 8%), однако после нее производителям вновь придется столкнуться с проблемой увеличившегося цикла жизни, который, по предположениям ряда экспертов, может теперь достигать тех самых восьми лет.

Конечно, в определенной степени положение способны стабилизировать рынки интенсивно развивающихся регионов, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского, однако емкость их все-таки относительно невелика. Ну и, кроме того, описанная проблема в конечном итоге затронет и их, причем в этом случае она будет для компьютерных фирм даже еще актуальнее, поскольку здесь цикл жизни ПК окажется большим с самого начала.

В нынешней ситуации, пожалуй, во многом "виновата" гонка за быстродействием среди производителей компьютерных компонентов, итогом которой стало то, что даже устаревшие по нынешним меркам системы без труда справляются с запуском большинства современных рабочих (на этом слове следует сделать особое ударение) приложений. Иначе говоря, с какого-то момента скорость перестала играть приоритетную роль, поскольку пользователь фактически уже не замечает ее прироста. Здесь нельзя не вспомнить один интересный и весьма показательный эпизод. На пресс-конференции во время своего последнего визита в Москву, связанного с проведением IDF Russia, глава компании Intel Крэйг Барретт заметил, что свой последний ПК с новейшим процессором Pentium 4 ему пришлось покупать на собственные деньги, поскольку IT-менеджер заявил, что в обновлении его компьютера никакой текущей необходимости нет. Как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки.

Одним из главных факторов, подталкивавших пользователей к приобретению более быстрых систем во второй половине 90-х годов и способствовавших на протяжении нескольких лет стабильному увеличению продаж ПК, считается периодическое появление новых операционных систем от Microsoft (точнее, этот и "скоростной" факторы были тесно взаимосвязаны). Но надо признать, что эффект от данного процесса -- совершенствования программных платформ -- постепенно снижался. И если о Windows 95 аналитики говорят как о своеобразном феномене, во-первых, давшем сильный толчок к массовому распространению ПК по причине существенного упрощения работы с ним и, во-вторых, способствовавшем их повсеместному обновлению (если вспомнить, повышение системных требований там было достаточно серьезным) -- так, во многом благодаря ей в 1996 г. мировые объемы продаж компьютеров выросли в сравнении с 1995 г. более чем на 20%, -- то о последующих ОС от Microsoft такого все-таки сказать нельзя. Вернее, они подхватили эстафету у Windows 95, но вот очередным качественным прорывом (применительно к рынку ПК, естественно, а не с точки зрения функциональных возможностей) ни одну из них по большому счету не назовешь.

Тем не менее свою "посильную помощь" компьютерным компаниям Microsoft продолжала и продолжает оказывать. В частности, экспертами высказываются предположения, что в определенной степени именно за счет Windows XP удалось в прошлом году сдержать снижение продаж ПК, темпы которого, напомним, составили 4,2% (по оценкам IDC).

Правда, есть мнение, что большую роль в данном случае сыграла не сама ОС, а новые условия лицензирования ПО Microsoft для корпоративных заказчиков. Как отмечают наблюдатели, именно они стали дополнительным толчком к модернизации или наращиванию парка ПК.

"Нельзя не признать, что мы были не особо рады новым правилам лицензирования, введенным Microsoft, -- заявляет IT-менеджер одной из ведущих американских финансовых организаций. -- Однако, с другой стороны, именно они подтолкнули нас к более агрессивному внедрению компьютерного оборудования".

В чем-то похожей оказалась и ситуация на рынке домашних ПК: немало из тех, кто хотел перейти на новую ОС, предпочли вместо $200 (цена коробочной версии Windows XP Home Edition в США) потратить $800 и получить в придачу к ней гораздо более производительный компьютер, чем тот, что у них имелся ранее.

Таким образом, мы незаметно перешли от корпоративного сегмента к потребительскому. Но и здесь, как говорят специалисты, производителям не стоит тешить себя особо большими надеждами. Помимо все того же экономического спада, тут к числу сдерживающих факторов относят в первую очередь отсутствие новых технологий, способных побудить людей к покупке нового ПК (на эту роль сейчас претендуют пишущие DVD-дисководы, однако, по словам наблюдателей, ситуация осложняется продолжающейся неопределенностью с форматами), а также появление множества других интересных для домашнего пользователя устройств -- игровых консолей, DVD-проигрывателей, цифровых фотокамер и т. д. Так, по результатам недавнего опроса "BusinessWeek", в США лишь около 15% потенциальных покупателей потребительской электроники намерены в нынешний предпраздничный сезон остановить свой выбор на компьютере.

Речь в данном случае, опять же, идет о странах с устоявшейся экономикой, но по отношению к потребительскому сегменту здесь можно сказать то же самое, что и к корпоративному, -- вклад развивающихся рынков весьма ограничен, и, кроме того, эффект от описанных выше дополнительных факторов там будет проявляться на гораздо более ранних этапах становления.

По мнению ряда аналитиков, сейчас перед производителями стоит довольно непростая задача -- они должны перестроить свои стратегии таким образом, чтобы при проектировании новых моделей упор делался не столько на скорость, сколько на какие-то уникальные функциональные возможности. К слову, приблизительно то же самое, но в отношении рынка микропроцессоров говорил во время недавней выставки COMDEX Fall 2002 глава компании AMD Гектор Руиц (Hector Ruiz).

В качестве первых примеров реализации подобного подхода приводятся корпоративные ПК от IBM с функциями быстрого восстановления, позволяющие снизить затраты на их техническое сопровождение, и домашние системы от Sony, на которые предустанавливаются специально разработанные приложения, существенно упрощающие работу с мультимедийной информацией.

"На протяжении длительного времени ключевой характеристикой ПК при их продаже была производительность, -- отмечает один из руководителей направления персональных компьютеров компании Sony. -- Сейчас мы пытаемся уйти от подобной схемы, потому что покупателям уже трудно понять, какие преимущества они, собственно, получают от большей скорости".

Когда подобные решения станут повсеместными? Сказать сложно, потому что это, скорее, тот самый случай, когда идею проще реализовать, чем придумать.

Не исключено также, что значительную роль в перспективе предстоит сыграть более радикальным концепциям, таким, как Tablet PC. Однако рассуждать о них еще рановато -- даже по прогнозам самого Билла Гейтса, в следующем году таких систем будет продано всего около полумиллиона.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT