`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПК: подъем пока откладывается?

0 
 

Мировой рынок персональных компьютеров привлекал к себе пристальное внимание на протяжении всего прошлого года, и к наступлению 2003 г. многим наблюдателям уже казалось, что долгожданный подъем наконец-то наступает. Но так ли оно было на самом деле?
На сегодняшний день рассмотрение итогов 2002 г. на рынке ПК, конечно, уже несколько запоздало. Однако, во-первых, мы не ограничимся только этой темой, а во-вторых, вполне разумным было выждать и посмотреть, насколько соответствующими реальности окажутся весьма оптимистичные оценки ситуации, которые давались аналитиками в начале нынешнего года, -- и, как выяснилось, такая осторожность отнюдь не является напрасной. Но обо всем по порядку.

Рынок ПК подъем пока откладывается? Итак, в 2002 г. производителям ПК удалось-таки добиться увеличения поставок -- оно составило 1,5% по оценкам IDC и 2,7% по оценкам Dataquest. При этом особое внимание обращалось на достаточно неплохие показатели прироста во второй половине года и особенно в четвертом квартале (порядка 4%). Кроме того, немалый оптимизм в экспертов вселяла возросшая активность покупателей в Соединенных Штатах, часто являющихся своеобразным "барометром" компьютерной индустрии -- к примеру, в течение IV кв. поставки ПК увеличились здесь в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 6,6% и в сравнении с предыдущим кварталом -- на 5,7% (по данным IDC). Весьма радовала при этом покупательская активность в потребительском сегменте.

"Рынок домашних компьютеров буквально ожил в сопоставлении с тяжелым 2001 г., -- отмечает вице-президент Gartner Dataquest Computing Platforms Worldwide Чарльз Шмульдерс (Charles Smulders), имея в виду даже не только Америку, но и остальные регионы. -- Главным же двигателем роста стали мобильные системы".

Аналитиков воодушевил и тот факт, что наряду с устойчивыми продажами в потребительском секторе в США начал постепенно расти спрос со стороны сферы бизнеса.

Правда, в других частях мира дела по-прежнему обстояли не столь хорошо. Так, итоги четвертого квартала в регионе EMEA стали, как отмечает IDC, неприятной неожиданностью: хотя поставщикам удалось добиться определенного прироста в потребительском сегменте, бизнес-сфера оказалась на редкость пассивной (особенно в Западной Европе), и если бы не агрессивная ценовая политика, к концу года на рынке вновь наблюдался бы спад.

По мнению экспертов, крупные европейские корпорации продолжают занимать выжидательную позицию, присматриваясь к новым продуктам, и это снизило продажи даже в считавшемся весьма благополучным сегменте ноутбуков. Впрочем, в свете дебюта мобильной платформы Intel Centrino ничего удивительного в этом нет, ведь в ближайшей перспективе на наиболее массовое внедрение она (вследствие своей ориентированности на беспроводное сетевое взаимодействие) претендует именно в средах больших предприятий -- просто в Америке данное явление не проявилось в той же мере, возможно, из-за более устаревшего парка портативных компьютеров. В то же время на рынке ПК для малого и среднего бизнеса ноутбуки по-прежнему пользовались популярностью, хотя продажи во многом стимулировались все тем же агрессивным ценообразованием.

Проведенный специалистами более серьезный анализ показал, что, несмотря на рост объема мировых поставок ПК, оборот на рынке в 2002 г. снизился в сравнении с 2001 г. на 9,8%, и в нынешнем году ожидается его дальнейшее уменьшение на 1,8%. Это, а также ряд других моментов (в частности, результаты первого квартала) привело к некоторому пересмотру взглядов на ситуацию в индустрии.

Мировой рынок ПК в 2001--2002 гг. по данным IDC
Мировой рынок ПК в 2001--2002 гг. по данным Dataquest
"Несмотря на то что в первом квартале появились отдельные положительные факторы, их недостаточно для ускорения продаж ПК, -- считает Кийоми Ямада (Kiyomi Yamada), производственный аналитик Gartner Dataquest Computing Platforms Worldwide. -- В условиях продолжающейся экономической неопределенности покупателей ПК в первую очередь интересует цена. Быстродействие компьютеров пока тоже превосходит потребности многих пользователей, которые, как правило, ограничиваются работой с электронной почтой, Web и документами".

Таким образом, эксперты делают вывод о том, что тех самых пресловутых технологий, способных вновь стимулировать спрос (называемых английским словосочетанием "killer application"), еще нет. Долгожданный цикл обновления ПК в сфере бизнеса пока тоже так и не начался в полной мере; кроме того, все больше проявляется тенденция к повторному использованию ПК (почву для которого "подготовили" проводившиеся на протяжении последнего времени масштабные увольнения), а также к частичной модернизации компьютеров путем замены отдельных компонентов.

"Если говорить о бизнес-сегменте, то в целом в течение года здесь не было особых признаков оздоровления, -- резюмирует Шмульдерс. -- Имея перед собой весьма неопределенное будущее, корпорации все чаще встают на путь продления срока жизни ПК, а не его замены".

Как следствие, в середине марта прогнозы относительно перспектив мирового компьютерного рынка в 2003 г. оказались пересмотренными. По мнению специалистов IDC, в нынешнем году объемы поставок ПК увеличатся только на 6,9% вместо "планировавшихся" 8,3%, до 145,6 млн. шт. Dataquest в свою очередь предсказывает рост на 7,9%, до 138,7 млн. шт. К тому же не исключено, что свои коррективы из-за большого влияния на экономическую ситуацию внесет война в Ираке, ведь даже до ее объявления высказывалось мнение, что она "оттянет" начало общемирового экономического роста минимум на вторую половину года; соответственно, и волны обновления корпоративных ПК теперь следует ждать не ранее четвертого квартала.

Что касается ПК в новых форматах, в частности на платформе Tablet PC, то ситуация с ними пока оценивается аналитиками весьма неоднозначно. С одной стороны, согласно отчету IDC, по итогам четвертого квартала мировые объемы продаж таких ноутбуков превысили 70 тыс. (лидерами по поставкам оказались HP и Acer), что считается весьма неплохим результатом; при этом благодаря маркетинговым усилиям Microsoft и ее партнеров, обновлению линеек продуктов и пересмотру моделей использования мобильных ПК можно ждать дальнейшего существенного роста. С другой, львиная доля поставок Tablet PC приходится на потребительский сегмент, а вот внедрение данной платформы в корпоративном секторе, считающееся своеобразным "индикатором массового распространения", начнется не ранее, чем через полгода или даже через год -- пока же IT-менеджеры в лучшем случае проводят оценку их возможностей (предполагаемого срока эксплуатации и т. д.).

Кроме того, Tablet PC пользуются спросом главным образом в США, а вот, к примеру, в регионе EMEA в IV кв. было продано всего 20,7 тыс. устройств. Наблюдатели объясняют это несколькими факторами, среди них -- недостаточная языковая поддержка, без которой, очевидно, привлекательность данной платформы в значительной мере теряется (к слову, существует мнение, что большим потенциалом в плане продвижения Tablet PC обладают Япония и Азиатско-Тихоокеанский регион, и именно вследствие особенностей принятой там системы письменности), большая осторожность пользователей, ждущих выхода обновлений к Windows XP Tablet Edition, и, в принципе, относительно невысокая популярность сверхпортативных ноутбуков в Европе.

"Появление новых формфакторов несколько оживило рынок ПК, -- считает директор подразделения IDC Client Computing Роджер Кей (Roger Kay). -- Однако шум вокруг таких систем пока не подкрепляется реальными продажами, и технологическое обновление подобного рода не способно стимулировать рост поставок по крайней мере до второй половины года, учитывая нынешнюю политическую и экономическую ситуацию. В дальнейшем же эти новые технологии могут стать заметно весомее".
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT