`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПК изнутри

0 
 

Цифры, которыми оперируют многие украинские IT-компании, оценивая отечественный рынок ПК и свое место на нем, часто вызывают улыбку. Но когда эта информация попадает в официальные отчеты IDC и Gartner, становится уже несмешно, ведь по ним судят о стране. Наши оценки не так привлекательны для маркетологов, но они, как нам кажется, ближе к реальному положению дел, хотя и являются плодом журналистского исследования, а не коммерческого.

Желание узнать правду о состоянии рынка -- это профессиональная черта любого нормального журналиста. Да, мы не имеем доступа к финансовым отчетам компаний, но это компенсируется наличием большого количества других источников информации, неформальных и неофициальных. Наши оценки не являются коммерческим продуктом. Это всего лишь точка зрения издания. Но мы считаем, что она имеет такое же право на жизнь, как и отчеты аналитических агентств. Особенно в такой стране, как Украина.

Итак, давайте поговорим о главных показателях местного рынка ПК. Ведь именно они обычно берутся за основу при анализе других, смежных, сегментов или даже отраслей экономики.

Сколько компьютеров эксплуатируется в стране? Это один из определяющих вопросов, и мы попробуем найти на него аргументированный ответ, учитывая объемы продаж ПК в 1998--2003 гг. (см. диаграмму).

Рынок ПК изнутри
Рынок ПК изнутри
Рынок ПК изнутри
В 1998 г. типичная конфигурация массового ПК выглядела следующим образом: Celeron 266 MHz/ОЗУ 32 MB/HDD 2,1 GB/Video 4 MB/CD-ROM 16x. Это -- данные нескольких экземпляров еженедельника "Hot Line" шестилетней давности. В 1999 г. частота процессора увеличилась до 400 MHz, ОЗУ -- до 64 MB, а емкость жесткого диска -- до 6,4 GB. Даже с учетом модернизации (возможно, проведенной не один раз) за прошедшие пять-шесть лет "живых" из них осталось не более половины, а скорее 35--40%, т. е. около 130 тыс. С другой стороны, большинство ПК, реализованных в 2001--2002 гг. (Celeron 700--1000 MHz/ОЗУ 64--128 MB/HDD 20 GB) еще вполне работоспособны и востребованы не только для офисных задач.

Таким образом, учитывая динамику роста продаж ПК в Украине в период с 1998 г. по 2003 г., скорость морального устаревания техники и ее возможные отказы, парк инсталлированных компьютеров в нашей стране на начало 2004 г. можно оценить в 2--2,2 млн. устройств, на сегодняшний день -- 2,5--2,6 млн., а к концу текущего года -- приблизительно в 3 млн.

Большинство таких ПК построены на платформе Intel, особенно это касается старых систем, выпущенных три-четыре года назад во время явного доминирования Intel на рынке процессоров. Однако начиная с прошлого года AMD стала постепенно отвоевывать позиции у своего основного конкурента: по результатам 2003 г. мы оценивали долю ПК с чипами этой марки уже в 35%, а на текущий момент она превышает 40%. Скорее всего, к концу года в Украине будет реализовано около 450 тыс. ПК на платформе AMD, т. е. 45%.

По данным продавцов ПК, наи-большей популярностью системы с процессорами AMD пользуются у розничных покупателей. В немалой степени это связано с их более низкой стоимостью, но также и с ростом популярности данной платформы среди сборщиков.

С другой стороны, Intel прочно удерживает позиции на рынке корпоративных заказов. Кроме того, эта платформа до сих пор считается стандартом и среди офисных ПК. И если на крупные корпоративные поставки приходится всего около 15% продаж ПК в Украине (здесь доля Intel составляет 99%), то офисные системы -- это самая массовая категория компьютеров в нашей стране, что подтверждается статистикой сбыта компаний-сборщиков.

Сборкой компьютеров на отечественном рынке занимаются порядка 2000 компаний. По нашим оценкам, до 1800 из них следует причислить к категории мелких, выпускающих менее 100 ПК в месяц (до 1000 в год). Примерно 28--30% рынка принадлежит средним фирмам с объемом производства от 100 до 500 ПК в месяц (2--5 тыс. в год). Таких компаний в Украине не более 150, причем некоторые из них в отдельные месяцы могут собирать и больше 500 компьютеров, но это скорее исключение, чем правило.

Порог в 1000 ПК в месяц (более 10 тыс. в год) преодолевают единицы, поскольку такие масштабы предполагают наличие серьезной производственной базы, инвестиций в инфраструктуру и маркетинг продукции. По нашему мнению, компаний, стабильно выпускающих сегодня более одной тысячи ПК в месяц, в Украине всего 10 (подробнее о них -- в следующей статье). В прошлом году они в сумме произвели 160--170 тыс. ПК, что соответствует 20% рынка. В 2004 г. их общий объем продаж должен увеличиться до 220--230 тыс., следовательно доля -- до 22%.

Что интересно: по нашим данным, ни одна из украинских компаний не достигла к сегодняшнему дню объемов производства ПК, соответствующих рыночной доле 5%. Однако рост, который демонстрируют лидеры, позволяет надеяться на то, что это произойдет если не в этом, то уж точно в следующем году.

Кстати, похожая ситуация сложилась и в России. Доли рынка ведущих производителей ПК (таких как "Аквариус" и "К-Системс") только сейчас приближаются к заветной цифре в 5%. Правда, российские компании больше средств вкладывают в брендинг, чем их украинские коллеги. Это, на наш взгляд, сегодня главная причина относительно невысокой популярности компьютеров местных торговых марок среди украинских потребителей.

Данным положением дел пока пользуются небольшие компании, одно из основных преимуществ которых -- гибкость в сборке ПК. Они быстрее реагируют на изменение конъюнктуры рынка и смену платформ, к тому же низкие накладные расходы позволяют им удерживать невысокие цены. Хотя, если проанализировать предложения компьютеров класса noname в еженедельнике "Hot Line", выяснится, что их стоимость отличается от цен ПК ведущих отечественных производителей всего на 3--5%. Но при такой разнице бренд уже оказывается предпочтительнее. Почему? Об этом -- в следующей статье.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT