`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Рынок хочет от Apple машину времени

02
голоса

Некоторые аналитики (и не очень) пытаются доказать нам, что дни Apple сочтены. Кто-то будет рассказывать о том, что компания будет вынуждена идти на поводу рынка, кто-то будет активно ретвитить все статьи с новостями о падении спроса на iPhone (“Конечно — они ведь сократили заказы комплектующих ВДВОЕ!”) и забывать делать то же самое с опровержениями этой информации (ну не в двое, а может и спрос не упал, а может, и вырос, а может, тому были другие объяснения). Вообще специалистам от телекома, прежде чем комментировать Apple и происходящее с компанией, нужно бы освоить две вещи: а) историю компании, и б) основы манипуляции ценами акций. И то, и другое можно найти в интернете, правда, второе обычно на английском и непросто, но кому сейчас легко?

Вообще, конечно, видя, как сейчас буквально через день появляются статьи о том, как “акелла промахнулся!” (во второй день обычно выходят опровержения), начинаешь задумываться — почему, почему все так ждут провала от Apple? В конце концов, его так не ждут от Microsoft, Nokia (кроме, разве что, Эльдара) или Google — а любая новость от Apple просто раздувается до масштабов вселенской катастрофы. Ну, понятно, что новости от Apple очень читаемы (Link-bait anyone?) — об этом мы поговорим отдельно. Но мне кажется, что я разгадал эту загадку. Просто взлет Apple за эти 15 лет из маленького, незаметного, нишевого игрока в компьютерах до компании №1 в мире (по многим параметрам) для многих оказался настолько неожиданным (вот хороший пример — всего навсего 2010 год), что многие до сих пор не могут поверить, что это было результатом осознанных и спланированных действий Apple. Эти скептики убеждены, что все это — просто случайное совпадение, наваждение, “повезло”, и что вот-вот эта сказка прекратится и серебрянная карета окажется тыквой. Конечно, достаточно посмотреть на отчетность Apple, чтобы увидеть коллосальные масштабы компании и понять, что эта махина работает как хорошо смазанный механизм (конечно, бывает, что ломаются винтики), и что вот так в один момент это все сломаться просто не может (и примеры всяких RIM и Nokia здесь не очень подходят). В общем, вот вам перевод статьи из Harvard Business Review, которая, как мне кажется, тоже неплохо тему раскрывает.

————–
Если вы хотите получить замечательный урок по фокусировке и дисциплинированности — следите за Тимом Куком. Некоторые инвесторы неудовлетворены Apple. Я думаю, что дело скорее в их неудовлетворении своей жизнью и в ожиданиях, что следующий продукт Apple все исправит. Постоянный рефрен, который мы слышим — Apple не представила революционного продукта с тех пор, как умер Стив Джобс. Как будто они хотят, чтобы Apple представила устройство счастья и они не будут счастливы до тех пор, пока компания этого не сделает.

Кто-то говорит, что Тим Кук не подходит для этой задачи, что он — не Стив Джобс. Один комментатор на популярном сайте о слухах вокруг Apple сделал длинный список из провалов Тима Кука: 1) компания не дотягивает с доходами до ожидаемых в течение нескольких кварталов, 2) волатильная цена акции, 3) проблемы контроля качества, 4) отсутствие новой рекламы, 5) плохие отзывы о продуктах, 6) отсутствие iMac или iPad mini с Retina-экраном, 7) жалобы, что компания начинает протухать и топ-менеджеры покидают ее.

Что эти скептики не замечают или игнорируют — так это то, что такой же список можно сделать и для Стива Джобса, и он будет очень похож:

1. Недополученная прибыль: Apple объявила об убытках в 247 млн долларов (в 2001 году, через 4 года после прихода Джобса — и акции пошли вверх на торгах после закрытия биржи).

2. Волатильные акции: в 2008 году, при Джобсе, стоимость акций снизилась более чем на 50%.

3. Проблемы с качеством: MobileMe, антенна-гейт

4. Отсутствие инноваций в рекламе: Кампания “Я Мак/Я ПК” крутилась 3,5 года без обновления. Ничего уровня кампании “Think Different” не было создано Джобсом более чем за десятилетие после окончания этой культовой кампании.

5. Плохие отзывы о продуктах: Одно слово — Ping. Также Consumer Reports выдал заключение “Не рекомендуем” для iPhone 4 (в 2010 году).

6. iPad mini вообще не было.

7. Уход топ-менеджеров: в 2008 году Тони Фейделл, старший вице-президент подразделения iPod, покинул компанию. Его жена, вице-президент по HR в Apple, также ушла. В 2004 году финансовый директор компании, Фред Андерсон, ушел из компании. Главный юрисконсул Apple, Ненси Регина Хайнен, ушла в 2006 году. (В 2007 году Комиссия по ценным бумагам обвинила ее в том, что она разрешила Apple организовать оформление опционов задним числом и подделала документы для сокрытия следов. Она урегулировала этот вопрос с Комиссией без признания своей вины или отказа от обвинений). Сдается мне, что Тим Кук — не единственный, кому приходилось заниматься разруливанием перемещений в топ-менеджменте компании.

Да, Тим Кук не представил никаких революционных новых продуктов за первый год своего руководства. Но не забывайте, что прошло 4 года с тех пор, как Стив Джобс встал у руля компании, до момента, когда был представлен iPod. Шесть лет прошло между представлениями iPod и iPhone. Шесть лет без революций от Стива Джобса. За это время нам пришлось наблюдать за анонсами провалов и повторов вроде iPod Hi-Fi, кожанных мешочков для iPod и iPod Photo. Да, Стив Джобс действительно презентовал на сцене кожаный мешочек для iPod. Такой себе был день, не впечатливший. И еще три года прошло без революций, пока не представили iPad — и даже тогда многие его не воспринимали как революционный продукт. “Это же просто большой iPhone”, говорили они, не понимая исполинских последствий “большего iPhone”, точно так же, как они не понимают сейчас, что iPad размером чуть поменьше тоже все изменит.

Мы не знаем, что там заготовила Apple для нас. За последние 10 лет они переизобрели телефон, музыкальные плееры, то, как мы потребляем музыку и сами мобильные компьютеры — вообще, с iPad Apple, по сути, изобрела мобильный компьютинг. Даже если у нее в рукаве ничего больше не осталось, кроме красивых новых итераций существующих продуктов, остается тот факт, что в последнем квартале у компании прибыль составила больше 8 млрд долл. Сравните это с Amazon: в последнем квартале Amazon потеряла 247 млн долларов. Соотношение цены к доходам на акцию у Amazon составляет 2,767. У Apple — 13. И прибыль Apple растет очень существенно из года в год.

Конечно, есть еще рынки, которые следует встряхнуть. Телевизоры. Автомобили. Дома. Высшее образование (Apple уже занимается этим, выпустив iBooks Authoer и iPad). Если Apple сохранит уровень успеха, которого она достигла за последние 15 лет, у нее может возникнуть необходимость войти на эти рынки в течение следующих 15 лет. И компания, возможно, сделает это. Но на сейчас Apple не похожа ни на одну компанию на планете, основываясь на том, чем она достигла за последние шесть лет. Тим Кук извлекает выгоду из потенциала этих лет революции, и делает это мастерски.

Критики, которые орут нынче — это интеллектуальные лентяи. Они впадают в приступы гнева вместо того, чтобы обозреть общую картину. Как двухлетние дети, они не знают, чего они хотят. И они также не рады, когда они это получают. Apple могла бы представить новую машину, и они бы сказали, что дни Apple сочтены, потому что она делает ставку на отрасль, о которой ничего не знает. Совсем не так, скажем, как приход Apple в отрасль мобильных телефонов. Я готов поспорить, что если бы Apple представила машину времени, они бы заявили, что она недостаточно быстрая (прим. пер. Ну или потребовали бы ее затонировать).

Подход, избранный Тимом Куком, верный — оставаться на курсе, несмотря на отвлекающие ожидания, бурлящие вокруг него. Apple — это феномен достижения человека. Затем тратить его прекрасный вид на рассматривание плохо ведущих себя детей, которые даже близко ничего подобного не достигли в таких масштабах и не имеют при этом ни малейшего понятия, как нечто настолько выдающееся функционирует и растет?

Раскрытие информации: Я долгосрочно инвестировал в AAPL

The Market Wants Apple to Unveil a Time Machine

02
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

>>начинаешь задумываться — почему, почему все так ждут провала от Apple?
Думаю скорее побаиваются за компанию в виду того, что раньше она была напрочь связана с именем Джобса и его способностями. Ну и вообще как бы история компании намного более остросюжетна и интересна но снова же, неразрывно связана с Джобсом. Лично я сомневаюсь например в Куке.

> В конце концов, его так не ждут от Microsoft, Nokia
НУ во-первых это неправда, все сразу же смотрели на эту компашку скажем так, с недоумением и непониманием, а во-вторых разве они уже начали играть сколь-нибудь значимую роль на рынке? Вот когда чего-нибудь добьются, тогда и посмотрим.

Учитывая что именно Microsoft c выходом Windows Phone создала новый тренд в usability мобильных устройств, а так же учитывая успехи в продажах Lumia можно сказать что уже добились.
А учитывая, что стартовые условия у новой платформы были гораздо труднее чем у того же Android (который кстати так за все эти годы и не сформировался в окончательный продукт) - то можно только пожелать удачи это тандему!

Ну как бы 3.5% market share это не совсем "добились". Вам так не кажется?

Учитывая условия в которых стартовала платформа, качество полученного продукта и стабильно увеличивающуюся популярность новых продуктов (Lumia 920 тому привет) - нет, мне не кажется.

Это сродни зависти или футбольным болельщикам. Хотя, говорят, Apple-культ можно рассматривать как новую религию.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT