`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Россия сказала “нет” iPhone

04
голоса

Под таким заголовком вышла статья в Forbes, только “нет” они написали по-американски — ”nyet”, Russia says ‘nyet’ to Apple’s iPhone. Тема, в общем-то, в последнее время актуальная — как же, вся дер гроссен тройкен отказалась от продаж iPhone на территории России. Разумеется, это не означает, что iPhone в одночасье пропадет с прилавков России, он просто будет поступать туда по другим каналам. Откровенно говоря, именно фокус операторов на продаже этого устройства меня удивлял всегда — как говорится, “куда ж ты, корова, на березу-то поперлась яблочки есть?” Одно дело, когда речь идет об AT&T или Verizon, которые всю мобильную отрасль в США построили вокруг продажи субсидированных трубок вместе с кабальным и дорогим контрактом, но в России-то, в стране, в которой контрактов абоненты боятся как черт ладана, куда?

Но, конечно, некоторым СМИ это не помешало чуть ли не похоронить iPhone на развивающихся рынках вообще — как же, ведь “несколько крупнейших операторов в мире отказались от продаж iPhone!”. Время покажет, в общем, а тем временем статья из Forbes сдержанно и без эмоций просто рассказывает об этой ситуации взглядом со стороны.

395674136597-1

——————
На продаже мобильных телефонов в России можно неплохо заработать — ведь в стране более 180 миллионов абонентов мобильной связи. Через трех российских операторов проходит восемь из 10 мобильных телефонов, и там достаточно денег на их перепродаже, чтобы сделать Максима Ноготкова, студента, бросившего университет и управляющего второй по размерам независимой сетью, в 36 лет одним из самых молодых миллиардеров.

Можно также неплохо заработать и на продаже iPhone — продукт с достаточным статусом среди российских нуворишей, чтобы в определенный момент в сентябре прошлого года на сером рынке Москвы или Санкт-Петербурга iPhone 5 стоил 3700 долларов.

Но спустя 10 месяцев ни в одном магазине большой тройки вы не найдете iPhone. На прошлой неделе пал последний бастион — Вымпелком, который продает телефоны и услуги мобильной связи под брендом Билайн, компания разорвала связи с Apple и начала предлагать своим клиентам вместо него Samsung Galaxy S4.

Что же случилось? Почему Россия отличается от всего остального мира?

Есть три фактора, которые я смог определить:

Отсутствие субсидированных цен. Лицензирование мобильных телефонов в России контролируется федеральных агентством Роскомнадзор, и Роскомнадзор не разрешает такие программы субсидирования, которые позволяют покупателям в США покупать iPhone 5 за 199 долларов или iPhone 4 за 0 долларов.

Импортные пошлины и налоги. Они высокие, даже для Европы. Они повышают стоимость разлоченного iPhone 5 с 649 долларов на apple.com/us до 918 долларов в apple.com/ru, онлайн-магазине, который Apple открыла для России 2 недели назад. Согласно Apple, 140 долларов из этой прибавки — это российский НДС, а 129 долларов — это компенсация курса, таможенные пошлины и сборы, и маржа канала. (Почему Apple должна платить маржу каналу на своем же собственном сайте останется одной из тех загадок, ответ на который может знать только ее дочерняя компания). (прим. пер. Рискну предположить, что маржа сохранена для того, чтобы у других реселлеров тоже было пространство для маневра, кто же будет покупать у Рестора, например, если у Apple он будет существенно дешевле с нулевой маржой?)

Конкуренция. Отчет на сайте iPhone Arena по поводу решения Билайна отказаться от продажи iPhone 5 и подписать сделку с Samsung ссылается на “драконовские контракты” и “жесткие условия… особенно для маркетинговых подразделений”. После того, как МТС, крупнейший оператор в России, отказался от Apple в пользу Windows Phone, директор Андрей Дубовсков сказал в интервью Bloomberg: “Apple хочет, чтобы операторы платили им огромные деньги за субсидированные iPhone и за их продвижение в России”.

Я не читал эти контракты, но я сомневаюсь, что Apple реально требует от операторов, чтобы они брали на себя стоимость маркетинга и продвижения.(прим. пер. Вот здесь, мне кажется, автор слегка не прав) Это смахивает на искажение смысла со стороны операторов — их способ оправдания высоких цен, которых требует Apple за свои мобильные устройства.

Но что практически точно правда — так это то, что отсутствие субсидированных цен и высокие импортные пошлины и налоги могут дать агрессивному конкуренту, борющемуся за рост доли рынка достаточно пространства, чтобы обойти Apple, и не просто в плане процента рынка. Контракты могут содержать всякие подсластители и наоборот, такие как обязательства, которые Apple включала в свои контракты, где требовала от оператора выкупать большие партии iPhone, которые, по мнению оператора, он может продать.

Российские потребители по-прежнему могут купить iPhone в Связном — сети по продажи мобильных телефонов, запущенной миллиардером Максимом Ноготковым — и, по слухам, Apple планирует открыть розничный магазин на Красной Площади в Москве. (прим. пер. прямо в мавзолее, что ли?)

(Наш читатель Vicious Cur (прим. пер. сами погуглите, как переводятся эти слова) предположил, что серый рынок России вполне способен удовлетворить довольно большую часть спроса в стране на iPhone).

Но уникальная динамика рынка России взяла свое. Доля рынка Microsoft на рынке смартфонов России, к примеру, выросла до 8.2% в прошлом квартале, по сравнению с 5,1% год назад, по данным IDC. За тот же период доля рынка Apple упала с 9% до 8.3%.

Россия сказала “нет” iPhone

04
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT